<b>Толкование на Евангелие от Иоанна в неделю пред Воздвижением (Ин. 3:13-17)</b> Хотя истина Христианской веры имеет доказательством совершенство оной законов, множество преславных чудес, проповедь Апостольскую, исповедание Мучеников даже до смерти, распространение оной без всякой человеческой помощи к толиким неверствием помраченным и развращенным языкам, торжество над страшными и непримиримыми бесчеловечных тиранов гонениями, изменение человеков из крайнего нечестия в высочайшие добродетели: есть однако и другое, сильнейшее паче сих доказательство, то есть, предсказания святых Пророков. Они порядком, начиная от Авраама даже до Предтечи Иоанна, то есть, за сорок пять веков и далее прежде пришествия Иисуса Христа, как писаниями, так знаменованиями и прообразованиями предсказали и предвозвестили сошествие Иисуса Христа с небеси, воплощение от Девы, вхождение Его во Иерусалим, чудотворения и страдания со всеми обстоятельствами, распятие и в сие время бывшие преславные чудеса, воскресение из мертвых, вознесение на небеса, ниспослание Всесвятого Духа, обращение неверных языков и спасение мира посредством в Него веры. Что же касается до истины оригинала Пророческих книг, принимаемых христианами, не для чего кому сомневаться, если сих оригиналы, писанные на Еврейском языке, и доныне хранятся по Божию смотрению между Иудеями, непримиримыми врагами Иисуса Христа. И так, Пророческие книги не другое что суть, как токмо трубы, возвещающие великую благочестия тайну. Они суть непоколебимые основания веры во Христа, столпы святых благовествований и всего того утверждение, что токмо принимают верующие во Христа. Почему праведно Божественный Петр написал так, яко пророческое свидетельство есть известнейшее и самого чувственного опыта. Также и Сам Богочеловек многажды предлагал пророческие слова для подтверждения Своего Божества, не токмо же слова, но и самые бывшие о Нем пророческие прообразования. Нынешнее Евангелие содержит предобразование Креста, пророческим духом чрез святого Пророка Моисея предзнаменованное. Кто отверзет телесные и душевные ушеса и со благоговением послушает, каким образом сие Моисейское прообразование изъявило имеющее быть Христово распятие, таковый чудесно укрепится на камени веры и, исцелив свои душевные язвы, соделается достойным вечного живота и спасения. Ин. 3:13 <b>«Рече Господь: никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе Сын человеческий, сый на небеси.»</b> Богочеловек Иисус, когда научал Никодима, сколько нужно есть святое крещение для человеческого спасения, и когда Никодим не мог разумевать глаголемого, тогда говорил ему: если вы не понимаете земного, то есть бываемого на земли, каковое есть крещение, о котором Я тебе сказал, если реку о небесном, то есть о рождении Моем от Бога Отца и о Божественном промышлении и строении, како можете разумевати сия? Восшедый на небо может токмо разуметь, яже суть Божия: но «<i>никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе, Сын человеческий, сый на небеси</i>». Виждь же, как сими словами обнаружил, что Бог купно есть и человек. Взойти на небо и снити с небеси и, в то же время, быть на небеси — есть свойство единого Бога, везде сущего и вся исполняющего. Схождением убо и восхождением, также и пребыванием на небеси, показал Себе равна быти Богу; а сим, «<i>Сын человеческий</i>», показал Себе быти равна и человеком: сшел с небеси, когда воплотился; восшел же на небо, когда по воскресении из мертвых вознесся на небеса. Хотя же и нисходил на землю, однако не отлучался от недр Отчих, но всегда совокупно пребывал с Ним, и на небеси, и на всяком месте. Что же Он Бог есть, купно и человек, подтверждает и следующими словами: Ин. 3:14-15 <b>«И якоже Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну человеческому. Да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный.»</b> Израильтяне, вышед из Египта, дошли до пустыни Едомли, и там змии угрызали их, и которые были уязвлены змиями, умирали. Когда же Моисей призвал Бога для освобождения народа от таковой казни, тогда Бог, услышав молитву его, повелел ему: «<i>сотвори змию медяну, и положи сию на знамя</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/cisla/glava-21/?verse=21:8">Чис. 21:8</a>), то есть повеси ю на древе. И кто, угрызенный змиею, если воззрит, исцелится и жив будет: «<i>и будет, аще угрызет змия человека, всяк угрызенный, видев ю</i>», то есть, сию медную змию, «<i>жив будет</i>». Тако Моисей и сотворил, и когда змии угрызали Израильтян, но они взирали на медную змию, не умирали, но были исцеляемы; «<i>и сотвори Моисей змию медяну, и постави ю на знамени: и бысть, егда угрызаше змия человека, и взираше на змию медяну, и оживаше</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/cisla/glava-21/?verse=21:9">Чис. 21:9</a>). Се знаменование и прообразование, великого удивления достойное! Змия пресмыкающаяся, угрызавшая Израильтян в Едоме, означала умственную змию, то есть диавола, уязвившего прародителей человеческого рода во Едеме, и доныне уязвляющего тех потомков: медь же, изображавшая змию, означала Сына и Слово Божие, приявшего зрак раба и обретшегося образом яко человека (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-filippijcam-poslanie-ap-pavla/glava-2/?verse=2:7">Флп. 2:7</a>). Змия медная вознесена была на знамени, Богочеловек Иисус пригвожден на Кресте. Взиравший на медную змию, вознесенную на знамени, исцелялся от змииного угрызения: тако верующий в Богочеловека, висевшего на древе, очищается от угрызения умственной змии. Взиравший на медную змию не умирал, но еще жив пребывал в сей временной жизни: так верующий в Богочеловека Иисуса не погибает, то есть не осуждается на мучение, но имеет живот вечный. По повелению Божию вознесена была змия на знамени: тако по благоволению Бога Отца вознесен был Иисус на Крест. Видите ли, коликое сходство имеет прообразование с образуемым? Сего-то для сказал Иисус: «<i>и якоже Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну человеческому</i>». Поколику же сказал: «подобает вознестися Сыну человеческому», то есть должно быть вознесенну на Крест: того для следующими словами показал и причину, для чего долженствовало Ему быть вознесену. Ин. 3:16 <b>«Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный.»</b> Се причина Божия благоволения, ради которой последовало воплощение единородного Его Сына! Так Бог возлюбил мир, то есть человеческий род, что ради спасения их дал Сына Своего единородного, то есть, послал Его в мир, да восприяв человечество, претерпит страдание и Крест и смерть, да всяк в Него веруяй не погибнет, будучи осужден на бесконечное мучение, но наследует вечный живот и блаженство. Но почему же Бог так возлюбил человека? Ибо человек есть наилучшее Его творение паче прочих. Есть человек такое творение, которое паче всех обнаружило беспредельную премудрость и силу Божию. Бог во-первых сотворил небо и землю, то есть, вся небесная и земная, вся духовная и телесная; потом совокупив небо и землю, то есть дух и тело, сотворил едино из сих сложенное: и сие-то есть человек, небесный и земной, дух и тело, вещественный и невещественный, по душевным свойствам Божий образ, по преуспеянию в добродетели Божие подобие. Когда Ангелы славословят Бога, тогда восхваляет Его единое небо; когда возвещают славу Его вещественные твари, славословит Его тогда единая земля: когда же покланяется Ему человек, тогда воспевают Ему небо и земля, духи и тела, всякое творение видимое и невидимое. Сего-то для святой Его Пророк, рассуждая о сотворении и изображении человека, тако в сокрушении духа возопил: «<i>удивися разум Твой от мене: не возмогу к нему</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-138/?verse=138:6">Пс. 138:6</a>). Возлюбил Бог человека, возлюбив умилосердился, умилосердився благоволил быть освобождению его от рабства диавольского: соблаговолив же, послал в мир единородного Своего Сына, да не погибнет, но да спасется возлюбленное Его творение, человек. Ин. 3:17. <b>«Не посла бо Бог Сына Своего в мир, да судит мирови, но да спасется Им мир.»</b> Сии слова суть объяснением вышесказанных. Выше сказано, яко Бог даде Сына Своего единородного, да спасет всех в Него верующих: здесь же, яко не послал Бог Сына Своего в мир, да судит, но да спасет Его. Получило же сие событие во время первого пришествия Его, когда яко человек, проходя Иерусалим, призывал всех на покаяние, иногда говоря: «<i>благовестити нищим посла Мя, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати плененным отпущение, и слепым прозрение, отпустити сокрушенныя во отраду, проповедати лето Господне приятно</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-4/?verse=4:18-19">Лк. 4:18-19</a>); иногда же: «<i>прииде бо Сын человечь взыскати и спасти погибшаго</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-19/?verse=19:10">Лк. 19:10</a>); а иногда: «<i>приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-9/?verse=9:28">Мф. 9:28</a>). Но во второе Свое пришествие приидет, не да спасет, но да судит мирови. Ибо якоже когда «<i>прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-galatam-poslanie-ap-pavla/glava-4/?verse=4:4">Гал. 4:4</a>), да благодатию спасет мир: тако «<i>уставил есть день, в оньже хощет судити вселенней в правде, о муже, егоже предустави, веру подая всем, воскресив его от мертвых</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/deania-apostolov/glava-17/?verse=17:31">Деян. 17:31</a>). <b>Беседа о том, каковые плоды бывают размышления о Божественных истинах</b> Господи Иисусе Христе! Хотя соблазняются Иудеи, хотя почитают за безумие Еллины, хотя поносят неверные таинство Креста Твоего: мы, христиане, веруем и исповедуем, яко Ты еси «Божия сила и Божия премудрость», яко Ты еси: «<i>Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/glava-1/?verse=1:24">1 Кор. 1:24</a>); мы с верою взываем, яко медяная змия образовала Тебя, Богочеловека и Спасителя нашего. И как та вознесена была на знамени: тако Ты, всех Владыка, вознесен был на древе крестном; и якоже взирающие на ту исцелялись от угрызений: тако в Тебя верующие освобождаются от своих грехов. Поелику же пришел Ты в мир, якоже рекл еси, не да судиши, но да спасеши его и да никто из верующих в Тебя не погибнет, но имать живот вечный: и мы, верующие в Тебя, чаем, яко есмы из части спасаемых и наследников вечного живота и Твоего Царствия. Как вы думаете, христиане: есть ли истинное и несомнительное таковое чаяние? Кажется, что есть истинное и несомнительное; однако рассмотрим и следующие слова Иисуса Христа. Он, говоря о Своем Кресте и о спасении чрез него, упомянул и о любви, говоря: «<i>тако бо возлюби Бог мир, яко Сына Своего единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-3/?verse=3:16">Ин. 3:16</a>). О сем не без всякой причины сказал, но да покажет, яко любовь виною бе человеческого сотворения, она же и спасения нашего. Соединил же веру с любовию, да научит, что та есть спасительная вера, которая соединена с любовию, или как говорит Божественный Апостол, «<i>вера любовию поспешествуема</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-galatam-poslanie-ap-pavla/glava-5/?verse=5:6">Гал. 5:6</a>). Если убо таковую имеем веру: истинное есть и несомнительное чаяние, то есть истинно и без всякого сомнения вера наша спасет нас; если же не имеем любви, тогда вера наша бывает подобною бесовской вере: ибо «<i>и беси веруют, и трепещут</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/poslanie-ap-iakova/glava-2/?verse=2:19">Иак. 2:19</a>), любви же не имеют; посему нимало не пользует им их вера. Мы просвещены верою; единого убо только недостает в нас, — любви. Имеем правую веру умственно: если насадим в нашем сердце и любовь, без сомнения, пребудем спасенны. Богоглаголивые Пророки, Богоносные Апостолы, святые Отцы и Учители возвестили, яко любовь есть и источник, и корень всех добродетелей, яко без оной всякая добродетель есть мертва, яко на оную токмо призирает Бог, и она токмо соединяет человека с Богом; словом, все они единоустно утвердили, что без любви никтоже спасется. Кто же послушает Апостола Павла, научающего любви, и восчувствует себя обнаженна сея добродетели, совершенно должен отчаяться о своем душевном спасении. И самый Начальник и Учитель нашей веры Господь Иисус представил для сего в пример как немилосердого богача, так и сребролюбивого человека и скрывшего талант, осужденными на мучение; также и пред девами, не имевшими елея во своих светильниках, заключил двери Божественного чертога, а жестокосердых отослал во огнь кромешный. И если рассмотришь все Его чудодеяния, учиненные Им, пребывание Его и все учение, везде любовь срящешь. Посему-то ни единой почти церковной книги не обрящешь, которая бы была чужда похвал, советов, увещаний, угрожений касательно любви. А следовательно, справедливо скажем, что нет ни одного христианина, который бы не ведал, колико нужна есть для спасения сия великая добродетель, на которой Бог основал весь закон и Пророки (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-22/?verse=22:40">Мф. 22:40</a>). Всякому, говорю, известно, что без любви никто спастись не может. Почему же убо видим очень малое число из христиан, любящих Бога и своего ближнего? Ибо никто не печется о любви. Всякий заботится, потеет и трудится ради богатства, достоинств, честей и для другой какой-либо земной вещи: но ради небесного и спасительного стяжания любви никакого люди не предлагают старания. Но как же я могу, скажешь, стяжать сие бесценное сокровище в моем сердце? Нетрудно, если восхощешь. Бог добрым сотворил человека, но порок вкрался после уже в его сердце; убо добродетель насаждена в человеческом существе, но порок есть не от естества. Хощешь ли на сие доказательства? Внемли: естественная творят нас мирными, но неестественная возмущают. Скажи же, что тебя творит мирным, добродетель или порок? Что тебя возмущает, добродетель или порок? Всякому известно, что добродетель успокаивает совесть и веселит душу, но порок возмущает совесть и влагает печаль в сердце. Нет убо сомнения, что добродетель есть естественна, а грех неестествен. А поколику любовь есть первая добродетель и корень добродетели: убо таковая любовь, каковой ты желаешь, в твоем существует сердце. Но почему же, скажешь, естественно имею я любовь, но как Бога не люблю, так и моего ближнего? По той же самой причине, по которой имеешь глаза, но на небо не взираешь, а только на землю. Вперив твои очеса в землю, не видишь неба; ибо не имеешь других очес, кроме вперенных в землю. Пристрастившись к миру, не любишь ни Бога, ни твоего ближнего; ибо не имеешь другой любви, кроме посвященной миру. Любовь подобна нежным древам. Находилось бы в твоем саде древо, приносящее изрядные и сладкие плоды; но если ты о нем вознерадишь, превратится оно, и начнет приносить плоды неприятные и горькие. Скрывается тако в твоем сердце любовь; но если благо не возделаешь сию, бывает изменившеюся, и приносит плоды греха и беззакония. Но как, скажешь, любовь благо возделывается? Сам Бог тебя сему научил: «<i>вонми себе</i>», сказал, «<i>да не забудеши Господа Бога твоего</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/vtorozakonie/glava-6/?verse=6:12">Втор. 6:12</a>). Посвяти, говорит, всю твою мысль на то, да не выйдет из твоей памяти твой Бог. Для чего же? Ибо, если выйдет из памяти твой Бог, не имеет места и любовь в твоем сердце. Послушай и сего доказательства: ту ли ты вещь любишь, о которой всегда размышляешь, или ту, о которой никогда не вспоминаешь? Без сомнения, никогда не выходящую из памяти: невозможно же есть любить то, о чем никогда не воспоминаешь, ни рассуждаешь. Сей убо есть способ, и средство, и пособие, посредством коего мы можем стяжевать сокровище любви, — то есть воспоминание Бога. Каким же образом возрождается в нас желание воспоминать о Боге? Сам Он сему научил: не отлагай, говорит, никогда от уст твоих Моих законов, упражняйся в них денно и нощно: «<i>и будут словеса сия, яже Аз заповедаю тебе днесь, в сердце твоем, и в души твоей</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/vtorozakonie/glava-6/?verse=6:6">Втор. 6:6</a> и сл.) Слышишь ли, что возбуждает желание воспоминать о Боге? Чтение святых книг и беспрестанное занимательство в Божием законе: «<i>и да накажеши ими сыны твоя</i>». Отцы и матери! слышите ли, что вам повелевает Бог? «<i>И да накажеши</i>», говорит, «<i>ими сыны твоя</i>». Непременную убо имеете обязанность научать чад ваших страху Божию и святым Его законам. «<i>И да возглаголеши о них седяй в дому, и идый путем, и лежа, и востая</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/vtorozakonie/glava-6/?verse=6:7">Втор. 6:7</a>). Слышите ли, все верующие в Бога, что Он вам повелевает? Имей, говорит, Моя заповеди в сердце твоем и в душе твоей, и размышляй о сих в доме твоем, и на пути, и ложась на одр твой, и возбуждаясь от сна твоего, то есть при всяком деле, обстоятельстве и намерении твоем имей пред твоими глазами Моя заповеди. Вот сие-то возбуждает в нас желание помнить о Боге. Если убо сия сотворишь, никогда не забудешь о Боге: помня же Бога, благо возделаешь твою любовь, и тако приумножишь и возвеличишь сию, что ничего другого не будешь любить, как токмо Бога, от всей души, и сердца, и помышления и крепости твоей, а ближнего — якоже самого себя. Но как, скажешь, я, имеющий жену, чад, дом, рабов, бесчисленные попечения, нужды и обстоятельства, могу денно и нощно размышлять о Божественных законах и всегда помнить о Боге? Сие зависит от твоего желания; ибо что тебе препятствовать может пред начатием всякого дела помыслить, яко Бог есть с тобою и зрит, яже творишь? Какое препятствие при всяком начатии твоем размышлять, что, ежели нарушишь Божию заповедь, погубишь твою душу? Что не допускает при всякой занимательности твоей возлагать упование на Бога и призывать святое Его имя? Если так будешь поступать, тако денно и нощно поучишься Божественным законам, — никогда не забудешь о Боге, и сие никакой не имеет трудности. Можешь же, если хочешь, воспоминать о Боге и при самых важных твоих попечениях, занимательностях и нуждах, так, как и другие могли при попечениях, занимательностях и нуждах гораздо важнейших, нежели твои. Великую Давид имел нужду, когда вступал в единоборство с гигантом Голиафом, да попечется о нужных приуготовлениях против такового страшного неприятеля: однако и старался, и приуготовлял как пращицу, так и пять камней, и при всем сем не забывал и Бога. Почему так говорил Саулу: «<i>Господь, Иже изъят мя от руки медведицы, Той измет мя от руки иноплеменника сего необрезаннаго</i>»; и Голиафу: «<i>ты идеши на мя с мечем, и с копием и щитом, аз же иду на тя во имя Господа Бога Саваофа</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1a-kniga-carstv/glava-17/?verse=17:37-45">1 Цар. 17:37-45</a>). Нужно ему было вникать, да сохранит самого себя от сильного и смертоносного гонения злобного и неблагодарного царя Саула; он всячески старался, бегал от места на место, скрывался в пещерах: но и при таковых обстоятельствах никогда не забывал о Боге, но и в то самое время, когда ему открывался случай, и сущие с ним принуждали его умертвить Саула, — он, говорю, и тогда, при случае воспаления гнева, действия страстей и при умственном прении, помня о Бог, говорил: «<i>никакоже ми от Господа, аще сотворю глагол сей господину моему христу Господню, еже нанести руку мою нань, яко христос Господень есть сей</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1a-kniga-carstv/glava-24/?verse=24:7">1 Цар. 24:7</a>). То же самое говорил и тогда, когда видел Саула единого, безоружного, вшедшего в ту пещеру, в которой он скрывался, и когда в Кеиле обрел полк и телохранителей и самого Саула почивающего, когда Авесса хотел умертвить его, и тогда воспомянул о Боге и, обратився к Авессе, сказал: «<i>не убивай его, яко кто прострет руку свою на христа Господня, и не повинен будет? Жив Господь, аще не Господь поразит его, или день его приидет и умрет, или на брань снидет и погибнет. Да не будет ми от Господа нанести руку мою на христа Господня</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1a-kniga-carstv/glava-26/?verse=26:9-11">1 Цар. 26:9-11</a>). Колико он имел попечений, седя на царском троне, сколько обстоятельств и нужд, да противостоит окружающим его неприятелям, сохранит подчиненных, судит народу и правит всем своим царством? Однако и при таковых обстоятельствах, многоразличных и бесчисленных, никогда не забывал о Боге, по Божественной Его заповеди: «<i>во век не забуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя еси</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-118/?verse=118:93">Пс. 118:93</a>). Повеления Божия были его попечением, заповеди Господни были его советом: «<i>ибо свидения Твоя поученье мое есть, и совети мои оправдания Твоя</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-118/?verse=118:24">Пс. 118:24</a>). Закон Божий любил, и в нем всегда поучался: «<i>коль возлюбих закон Твой, Господи, весь день поучение мое есть</i>»! (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-118/?verse=118:97">Пс. 118:97</a>) Видите убо ясный пример, что никакого не имеют места попечение и нужды наши, также и другие извинения, каковые предлагаем препятствием в поучении закона, и во всегдашнем воспоминании о Боге; а суть отговорки слабые, изобретения погрешительной нашей мысли, плоды худой привычки, к сему влекущие! Вот Давид не извиняется; но всегда воспоминая о Боге, так возрастил свою сердечную любовь, что Бог, Сам сый «<i>любы</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-ap-ioanna/glava-4/?verse=4:8">1 Ин. 4:8</a>), засвидетельствовал о нем, говоря: «<i>обретох Давида сына Иессеева, мужа по сердцу Моему</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/deania-apostolov/glava-13/?verse=13:22">Деян. 13:22</a>). Но наша сердечная любовь, яко извиняющихся во грехах, измененная и невозникшая, не прилепляется ни к Богу, ни к ближнему, но вся пригвождается к миру, – к земному и суетному, к тем временным вещам, с которыми напоследок смерть бедственно нас разлучает. Но каким же образом мирской человек может всегда поучаться в Боге и Его законе? Если, продавая и покупая, обещая и соглашаясь, покоряя и судя, служа и советуя, приказывая и подавая решения, помнишь о сем: «<i>мерила праведна, и весы праведны, и мера праведна да будет в вас</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/levit/glava-19/?verse=19:36">Лев. 19:36</a>); ежели, желая умножить твое имущество и соделаться богатым, не забываешь сего: «<i>не уповайте на неправду, и на восхищение не желайте: богатство аще течет, не прилагайте сердца</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-61/?verse=61:11">Пс. 61:11</a>): если, ища достоинства и славы, помнишь о сем: «<i>всяка слава человеча яко цвет» сельный, «изсше трава, и цвет ея отпаде</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-ap-petra/glava-1/?verse=1:24">1 Пет. 1:24</a>); если во время плотского побуждения к сотворению греха размышляешь, что «<i>ни блудницы, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложницы, ни лихоимцы, ни татие, ни пияницы, ни досадители, ни хищницы Царствия Божия не наследят</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/glava-6/?verse=6:9-10">1 Кор. 6:9-10</a>); если, творя милостыню, помнишь сие: «<i>да не увесть шуйца твоя, что творит десница твоя</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-6/?verse=6:8">Мф. 6:8</a>); если постясь не забываешь сего: «<i>помажи главу твою, и лице твое умый: да не явишися человеком постяся</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-6/?verse=6:17-18">Мф. 6:17-18</a>): одним словом, если никакого дела, хотя бы было малое, хотя бы великое, не начинаешь, не познавши, есть ли оно Богу приятно, или нет; и если ни о чем не помышляешь, кроме определенного Божиим законом, тогда-то непрестанно поучаешься в Божественном законе и всегда помнишь о Боге. Находится же и другое поучение, сего лучшее. Человек, когда возводит умственные очеса и, устремив оные к Богу, помышляет и рассуждает, что Бог, по Своей благости, сотворил небо и землю и море, и вся видимая и невидимая, по человеколюбию же Своему, создав человека по Своему образу и подобию и украсив его умственною способностию и самопроизвольным хотением, вся покорил под нозе его, а по любви Своей послал в мир единородного Своего Сына, Спасителя и Избавителя человеческого рода; по Своему же промышлению содержит и управляет всеми тварями, и как о всех промышляет, так особенно о каждом человеке: «<i>с небесе дожди дая, и времена плодоносна, исполняя пищею и веселием сердца наша</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/deania-apostolov/glava-14/?verse=14:17">Деян. 14:17</a>); по благоутробию же Своему приемлет кающихся, и оставляет вся согрешения их; а по беспредельной милости Своей уготовал от сложения мира Царствие и вечную славу не токмо для праведных, но и для покаявшихся грешников. Блажен тот человек, который во дни и в нощи имеет таковое упражнение! Оно духовное рождает чувствие; почему прилепляясь к сему, лучшим почитает злата и драгоценных камней, и сладчайшим меда и сота: «<i>судьбы Господни истинны, оправданны вкупе: вожделенны паче злата и камене честна многа, и слаждша паче меда и сота</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-18/?verse=18:10-11">Пс. 18:10-11</a>). Таковое чувствие воспламеняет в его сердце огнь Божественной любви; почему ничего другого не любит, и ни о чем другом не размышляет, как токмо о существе всесовершенном, благотворительнейшем и вожделеннейшем, то есть о Боге. От чего, далеко отстоя от греховной нечистоты и светлостию добродетелей украшая свою душу, чает не в зерцале и гадании, «<i>но лицем к лицу</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/glava-13/?verse=13:12">1 Кор. 13:12</a>) насладиться Богом, взывая с Его Пророком: «коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил! желает и скончавается душа моя во дворы Господни: сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе»! (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-83/?verse=83:2-3">Пс. 83:2-3</a>) «<i>Возжада душа моя к Богу живому: когда прииду и явлюся лицу Божию</i>?» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-41/?verse=41:3">Пс. 41:3</a>)