<i>На слова сии Апостольския:</i> «<b><i>Мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа</i></b>»: <i>или о родах хваления, и о том, почему Апостол оставя всякое другое хваление, хвалился о кресте Господа нашего Иисуса Христа. </i> Несравненно более подвизались Божественные Апостолы, чтобы привлечь к вере во Христа Иудеев, нежели язычников идолопоклонных. Легче удостоверяем был идолопоклонник в том, что истуканы, коим он поклоняется, не суть боги, нежели жестоковыйный Еврей в том, что Закон, который он принял от Бога, был сению и образом, предвозвещающим Иисуса Христа: как глухой, не слышал от святых Пророков слов, столь ясно пророчествовавших о Иисусе Христе, и как слепой не видел превеликих чудес ни самого Иисуса Христа, ни Богоносных Апостолов. Не могши же уразуметь, что плотское обрезание образом было духовного обрезания, никак не претерпел того, чтобы отложено оное было и совершенно упразднено. А соблазняло его неразумие таинство живоносного креста, поелику он плотски разумел сие: «<i>проклят от Бога всяк висяй на древе</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/vtorozakonie/glava-21/?verse=21:23">Втор. 21:23</a>). Посему некоторые из Иудеев, хотя уверовали во Христа, но желая угодить единоплеменным своим принуждали обращающихся к вере обрезываться, и таким образом избегали сии страшных от неверных Иудеев гонений, коликие воздвигали они на проповедающих Христа распята (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/glava-1/?verse=1:23">1 Кор. 1:23</a>). В чтенном ныне послании обличает Богомудрый Павел заблуждение принуждающих обрезываться, и как отнюдь не страшащийся гонителей креста, светлогласно проповедует: «<b>мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа</b>» (Гал. 6:14). Поелику же толкование всего чтенного ныне послания прежде писано (Смот. Недел. 22), то обращая теперь слово к сему только Апостольскому хвалению, во-первых, исследуем роды хваления, во-вторых, почему Апостол, оставя всякое другое хваление, хвалился <b>о кресте Господа нашего Иисуса Христа</b>». Хвалятся люди разумностию своею, мудростию, красотою, мужеством, богатством, достоинствами, благородством, и всяким другим телесным благом: хвалятся ревностию, милосердием, любовию, целомудрием, терпением, правдою своею, и всяким другим делом духовным: хвалятся и дивными делами вседетельной силы Божия. Первое хваление есть телесное, второе душевное, третье хваление есть Божественное: первое хваление есть грех, раздражающий Бога, и готовящий хвалящемуся строгое наказание. Навуходоносор хвалился царскою своею силою и властию: «<i>и кто есть Бог</i>», сказал он к трем отрокам, «<i>иже измет вы из руки моея</i>?» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-proroka-daniila/glava-3/?verse=3:15">Дан. 3:15</a>) «<i>Несть ли сей Вавилон великий, егоже аз соградих в доме царства, в державе крепости моея, в честь славы моея</i>?» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-proroka-daniila/glava-4/?verse=4:27">Дан. 4:27</a>) Еще же слово такового хваления стояло в устах его, и се глас с небеси возвещающий ему осуждение: «<i>в той час слово скончася на царе Навуходоносоре, и от человек отгнася, и траву аки вол ядяше, и от росы небесныя тело его оросися, дондеже власы ему яко льву возрастоша, и ногти ему аки птицам</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-proroka-daniila/glava-4/?verse=4:30">Дан. 4:30</a>). Посмотри же и на Ирода: он, облекшись в царскую одежду и седши на судище, говорил к народу о державе и власти своей: народ же или ласкательствуя ему, или удивляясь силе речи его, восклицал: «<i>глас Божий, а не человечь</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/deania-apostolov/glava-12/?verse=12:22">Деян. 12:22</a>). Услышав он окаянный глас сей, не прославил Бога, давшего ему и царство, и силу слова. И се тотчас «<i>порази его Ангел Господень, зане не даде славы Богу: и быв червми изъяден, издше</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/deania-apostolov/glava-12/?verse=12:23">Деян. 12:23</a>). Весьма далеко отстоят святые люди от сего мирского хваления. «<i>Не хвалитеся</i>», учат они, «<i>и не глаголите высокая в гордыни: ниже да изыдет велеречие из уст ваших</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1a-kniga-carstv/glava-2/?verse=2:3">1 Цар. 2:3</a>). «<i>Да не хвалится премудрый премудростию своею, и да не хвалится сильный силою своею, и да не хвалится богатый богатством своим</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1a-kniga-carstv/glava-2/?verse=2:10">1 Цар. 2:10</a>). Много паче отстоял от хваления сего преблаженный Павел, который за уметы вменял все мирское (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-filippijcam-poslanie-ap-pavla/glava-3/?verse=3:8">Флп. 3:8</a>). Он столь далек был от хваления по плоти, что когда узнал, что нужно ему похвалиться, поелику лжеапостолы обольщали верных, хвалясь родом своим, предками, и трудами Христа ради подъемлемыми, тогда во первых исповедал, что говорит он как глупый и безрассудный: «<i>еже глаголю</i>», сказал, «<i>не глаголю по Господе, но яко в безумии,в сей части похвалы</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/2oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/glava-11/?verse=11:17">2 Кор. 11:17</a>): и еще, «<i>любезно бо приемлете безумныя, мудри суще</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/2oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/glava-11/?verse=11:19">2 Кор. 11:19</a>): и еще, «<i>о немже аще дерзает кто, несмысленно глаголю, дерзаю и аз</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/2oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/glava-11/?verse=11:21">2 Кор. 11:21</a>). Потом сказал наконец: «<i>Евреи ли суть? И аз. Израильтяне ли суть? И аз. Служителие ли Христовы суть? Не в мудрости глаголю, паче аз</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/2oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/glava-11/?verse=11:22–23">2 Кор. 11:22–23</a>). Касательно же хвалящихся добродетелями своими пример мы видим страшный во святом Евангелии. Два, говорит, человека взошли во храм помолиться, один Фарисей (то есть, мнимоправедный), а другой мытарь (то есть, грешник). Фарисей не молится, но величается и хвалится. «<i>Несмь</i>», говорит, «<i>якоже прочии человецы, хищницы, неправедницы, прелюбодеи, или якоже сей мытарь. Пощуся двакраты в субботу, десятину даю всего, елико притажу</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-18/?verse=18:11–12">Лк. 18:11–12</a>). Мытарь же, почитая себя недостойным, чтобы вознести ему очи на небо, поникши долу, бил перси свои, и говорил: «<i>Боже, милостив буди мне грешнику</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-18/?verse=18:13">Лк. 18:13</a>). Вышли они из храма, Фарисей мнимоправедный осужденным за то, что по гордости хвалился собою, а мытарь грешный оправданным за раскаяние по смирению его. Таким образом хваление в одно мгновение испровергает все добродетельные дела, кои по долгом времени со многими трудами соделываны были. Посмотри же, что Павел достигши до совершенства всякой добродетели проповедует велегласно: «<i>Христос Иисус прииде в мир грешники спасти, от нихже первый есмь аз</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-k-timofeu-ap-pavla/glava-1/?verse=1:15">1 Тим. 1:15</a>). Коринфяне принудили его повествовать о великих действиях своих, дабы теми заградить уста лжеапостолов. А поелику знал всеславный Апостол, что повествование о видении ему бывшем открывало совершенную его добродетель и святость, то старался, сколько возможно, сокрыть в оном хваление. Почему дал вид слову такой, что как бы то было с иным лицем: «<i>вем человека</i>», сказал, «<i>о Христе прежде лет четыренадесяти: аще в теле, не вем, аще ли кроме тела, не вем, Бог весть, восхищена бывша таковаго до третияго небесе</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/2oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/glava-12/?verse=12:2">2 Кор. 12:2</a>). Сокрыл он сколько мог, и совершенство души своей, сказав: «<i>дадеся ми пакостник плоти, аггел сатанин, да ми пакости деет, да не превозношуся</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/2oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/glava-12/?verse=12:7">2 Кор. 12:7</a>). Впрочем исповедал, что хотя принужден был хвалиться, но соделался несмысленным. «<i>Бых</i>», говорит, «<i>несмыслен хваляся: вы мя понудисте</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/2oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/glava-12/?verse=12:11">2 Кор. 12:11</a>). Поистине хвалиться есть дело глупое и безрассудное. Что хвалишься, о человече, будучи по началу своему брение, и по малом времени тоже брение? Хвалишься ли ты мужеством, красотою и стройностию членов тела твоего, или остротою, мудростию и благоразумием души твоей? Но кто сотворил тело твое? Кто создал душу твою? Божии руки, почему Пророк воспевал: «<i>Руце Твои сотвористе мя и создасте мя</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-118/?verse=118:73">Пс. 118:73</a>). Чем хвалишься, богатством ли твоим, властию ли, достоинством ли? Но ты наг исшел из чрева матери твоей, наг и отыдешь (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-iova/glava-1/?verse=1:21">Иов. 1:21</a>). Что имеешь, Божие есть. «<i>Господь убожит и богатит, смиряет и высит. Возставляет от земли убога, и от гноища воздвизает нища</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1a-kniga-carstv/glava-2/?verse=2:7–8">1 Цар. 2:7–8</a>). Чем хвалишься, добродетельными ли делами твоими? Но и сии Божии суть, ибо Он и содействует хотению нашему, и спомоществует в произведении их. «<i>Бог бо есть действуяй в вас и еже хотети и еже деяти о благоволении</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-filippijcam-poslanie-ap-pavla/glava-2/?verse=2:13">Флп. 2:13</a>). Без Бога же никто не может ничего соделать. «<i>Без Мене не можете творити ничесоже</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-15/?verse=15:5">Ин. 15:5</a>). Сколь безрассудным и глупым почел бы ты того человека, который одевшись в чужое платье, ходил бы туда и сюда хвалясь и величаясь чужим, как бы то было собственное его: но мы бедные безумнее и безрассуднее бываем такового человека, коликократно преступая Божие повеление сие: «<i>будите убо мудри яко змия</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-10/?verse=10:16">Мф. 10:16</a>), безумствуем, величаемся и хвалимся, иногда как Навуходоносор и Ирод, иногда как Фарисей, нимало не чувствуя тяжести греха сего, каков есть хваление. Хваление есть дщерь гордости: почему ненавидит Бог равно и матерь и дщерь. Но всякое ли хваление есть гордость? Нет, послушайте, как Бог различил одно хваление от другого, мирское от Божественного. «<i>Тако глаголет Господь: да не хвалится мудрый мудростию своею, и да не хвалится крепкий крепостию своею, и да не хвалится богатый богатством своим</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-proroka-ieremii/glava-9/?verse=9:23">Иер. 9:23</a>). Сими словами возбраняет Бог всякое хваление, которое относится к нам самим. «<i>Но о сем</i>», говорит, «<i>да хвалится хваляйся, еже разумети и знати, яко Аз есмь Господь творяй милость и суд и правду на земли, яко в сих воля Моя, глаголет Господь</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-proroka-ieremii/glava-9/?verse=9:24">Иер. 9:24</a>). Сими словами показал нам Бог, что когда мы хвалимся о Нем, тогда творим дело угодное святой Его воле. Хвались, говорит Бог, и велеречь повествуя величия Божества Моего; велеречь и говори, что разумеешь и знаешь то, что Аз есмь Господь всяческих творяй милость, суд и правду: сими хвалениями я угождаюсь, ибо таковое хваление есть славословие Мое, и составляет пользу человеков. Посему святой Царе-Пророк молил Бога, чтобы исполнил уста его такового хваления, да песнословит весь день Божественную Его славу и величие. «<i>Да исполнится</i>», говорил, «<i>уста моя хваления, яко да воспою славу Твою, весь день великолепие Твое</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-70/?verse=70:8">Пс. 70:8</a>). Святые три отроки в Вавилоне хвалились таковым хвалением. Навуходоносор устрашал их, говоря, что когда услышите глас мусикийских органов, и если не поклонитесь тотчас образу моему златому, «<i>в той час ввержени будете в пещь огнем горящую</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-proroka-daniila/glava-3/?verse=3:6">Дан. 3:6</a>). Они же тогда хвалились пред ним и велеречили. Но хваление их проповедывало, что есть Бог на небеси, и велеречие их научало всемогуществу Божию. «<i>Не требе нам</i>», сказали они, «<i>о глаголе семь отвещати тебе. Есть бо Бог наш на небесех, Емуже мы служим, силен изъяти нас от пещи огнем горящия, и от руку твоею избавити нас царю</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-proroka-daniila/glava-3/?verse=3:16–17">Дан. 3:16–17</a>). Сие хваление столь угодно явилось Богу, что пременил Он пламень седмерицею разжженной пещи в дух росы прохладной: и так три отроки ходили посреди пламени, как бы посреди тихой росы, поя и славословя Бога: Навуходоносор же слышав Псалмопение, и видя их исшедших из пещи совсем невредимыми, во ужасе велегласно возопил: «<i>благословен Бог Седрахов, Мисахов и Авденаго, Иже посла Ангела Своего, и изъя отроки Своя, яко уповаша на Него</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-proroka-daniila/glava-3/?verse=3:95">Дан. 3:95</a>). Таковым хвалением хвалились и первомученики святые Маккавеи. Таково было и хваление Павла, хваление святое и Богу благоприятное: ибо как три отроки и седмь Маккавеев хвалились делами силы Божия (<a class="verse-link link_text" href="/bible/2a-kniga-makkavejskaa/glava-7/?verse=7:16–17">2 Мак. 7:16–17</a>), так Павел хвалился делами силы креста. «<b>Мне же</b>», говорил, «<b>да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа</b>» (Гал. 6:14). Святое таковое хваление! Но почему «<i>токмо</i>», как бы так говорил, о едином кресте Христовом?» Потому что крест Христов совершил дело Божие, то есть, спасение человеков. Но не были ли спасительные дела Божии — и вочеловечение Бога Слова, и страдание, и воскресение, и вознесение, и седение одесную величествия, и Всесвятого Духа с небеси послание? Почему убо не сими, а крестом хвалился Богодухновенный Павел? Вочеловечение Сына Божия имело цель, а не совершение спасения человеков: так мы веруем, и так исповедуя, говорим: «<i>нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася</i>». Страдание также вочеловечившегося Сына Божия начало было, а не совершение спасения. «<i>Подобаше бо Ему, Егоже ради всяческая и Имже всяческая, приведшу много сыны в славу, Начальника спасения их страданми совершити</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-evream-poslanie-ap-pavla/glava-2/?verse=2:10">Евр. 2:10</a>). Тогда же страданиями совершил, когда на кресте, принесши Себя в жертву Богу за грехи наши, предал душу Свою Богу и Отцу: тогда совершил Он дело спасения нашего. Посему тогда, как вися на кресте принял оцет, сказал: «<i>совершишася: и преклонь главу, предаде дух</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-19/?verse=19:30">Ин. 19:30</a>). «<i>Совершишася</i>», получила то есть конец вражда между Богом и человеками. «<i>Совершишася</i>», получила конец держава греха и власть смерти. «<i>Совершишася</i>», совершилось дело спасения человеков. Воскресение, вознесение, одесную седение и сошествие Святого Духа были последствия и плодоношения животворной жертвы на кресте совершившиеся. Почему кто хвалится крестом Христовым, тот хвалится всеми для спасения нашего совершившимися таинственными делами Божиими. Так вот причина, почему Богонаученный Павел не хвалился иным чем, как только крестом Христовым. Поистине же крест Христов есть предмет достойный того, чтобы оным хвалиться, не только по изъясненной причине, но и по совершившимся от Распятого на оном великим и преславным делам. Иудеи почитали крест орудием посрамительным, а распятого проклятым. Еллины же хотя многих и великих имели богов, но не имея Бога распятого, о Кресте почитали безумием проповедь. Хотя же Павел и прочие Апостолы знали мысли Иудеев о кресте, и Еллинов поругания над Распятым, но нимало не останавливаясь со дерзновением всюду проповедывали Иудеем и язычникам, что крест есть орудие спасения, а распятый на оном Иисус Христос есть Бог и Творец всей видимой и невидимой твари. «Мы же проповедуем», говорил Павел, «<i>Христа распята, Иудеем убо соблазн, Еллином же безумие</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/glava-1/?verse=1:23">1 Кор. 1:23</a>). Но сие не дивно: Апостолы в истине Веры удостоверены будучи тем, что видели и слышали, и дыша Божественною ревностию, проповедывали Иудеям и Еллинам, что распятый Иисус Христос есть истинный Бог, почему и говорили: «<i>не можем бо мы, яже видехом и слышахом, не глаголати</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/deania-apostolov/glava-4/?verse=4:20">Деян. 4:20</a>). Дивно же то, как соблазн убедил Иудеев, и безумие удостоверило Еллинов: дивно и непостижимо, как Израильтянин верующий, что всякий висящий на древе есть проклят от Бога, и Еллин предубежденный, что таковая проповедь есть безумие, уверовали и удостоверились, что Христос при Понтии Пилате как преступник осужденный на смерть, распятый и умерший, есть Бог, Вседержитель, Творец и Промыслитель всего видимого и невидимого: дивно и непостижимо то, как столь бесчисленное множество Иудеев и язычников приняли таковую Веру. Насилие и властительство принуждающее много действует: но какое властительство или насилие могли употребить Апостолы, люди безоружные, нищие, безграмотные? Надежда насладиться мирскими вещьми привлекает многих: по какая надежда телесного наслаждения привлекла толикое множество к Христианской вере? Надежда ли получить богатство? Но Апостолы проповедывали нищету: «<i>иди, продаждь имение твое и даждь нищим</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-19/?verse=19:21">Мф. 19:21</a>). Надежда ли достигнуть величества и власти? Но Апостолы учили униженности и подчиненности: «<i>иже аще хощет</i>», говорили они, «<i>в вас вящший быти, да будет вам слуга; и иже аще хощет в вас быти первый, буди вам раб</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-20/?verse=20:26–27">Мф. 20:26–27</a>). Надежда ли иметь плотские удовольствия, телесное услаждение и покой? Но Апостолы открыто свидетельствовали во Евангелии, что Христос закон такой положил, чтобы тот, кто хочет быть учеником Его, отвратился от всякого плотского удовольствия и от всякого телесного услаждения. «<i>Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-16/?verse=16:24">Мф. 16:24</a>). Надежда ли иметь любовь и уважение от мира? Но Апостолы предсказывали, что уверовавших возненавидят все мирские люди: «<i>И будете ненавидимы всеми</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-10/?verse=10:22">Мф. 10:22</a>). Они предсказывали уверовавшим озлобления, гонения, предательствования, темницы, влечения пред царей и владык, и наконец мученическую смерть: «Возложат», говорили, «<i>на вы руки своя, и ижденут, предающе на сонмища и темницы, ведомы к царем и владыкам: прилучится же вам во свидетельство</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-21/?verse=21:12–13">Лк. 21:12–13</a>). Какая убо мирская вещь привлекла к вере во Христа столь бесчисленное множество людей, мудрых и неученых, богатых и убогих, господ и рабов, царей и подданных, мужей и жен, младых и старых, всякого возраста, чина и состояния, всякого рода, обычая, языка и богослужения? Какая, говорю, вещь мирская пленила ум, покорила сердце, и убедила душу толиких тем людей, кои с толикою охотою презрели все мирское, и с радостию подъяли самую смерть по любви ко Христу? Какая сила человеческая с толикою поспешностию обратила лице земли от идолопоклонства, к вере во Христа, и от рабства грехов к свободе добродетели? Не только множество уверовавших, но и поспешность, с коею Вера распространилась и добродетель воссияла, суть дела дивные и преславные. Сами Апостолы еще в живых находясь, видели сию дивную и непонятную перемену. Почему Павел писал к Колоссаям, что проповедь Евангельская плодоносит во всем мире, «<i>в словеси истины благовествования, сущаго в вас, якоже и во всем мире: и есть плодоносно и растимо, якоже и в вас, от негоже дне слышасте и разуместе благодать Божию</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-kolossanam-poslanie-ap-pavla/glava-1/?verse=1:5–6">Кол. 1:5–6</a>). Какое убо слово человеческое, какая естественная или мирская сила соделали сие? Ничто таковое: единая сила и благодать распятого за нас Христа произвела дивные сии и преславные дела. А сие постыжает и заграждает уста неверных. Хотя же силятся они найти слова в ответ, но столь буесловят, что виден стыд на рдеющемся лице их. И так, братия, исследовали мы по возможности, и сколько требуемая краткость позволила, сии Богодухновенные слова: «<i>мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-galatam-poslanie-ap-pavla/glava-6/?verse=6:14">Гал. 6:14</a>). Чему же научились мы от сего исследования? Научились, что хваление Павлово было святое и Богоугодное, поелику хвалился он великими и преестественными делами, кои соделал распятый за нас Иисус: хваление же величающихся собственными делами, или благами своими, есть грех Богоненавистный, заслуживающий великое наказание. Научились еще отсюда и тому, что принятие и распространение Христианской веры дела суть десницы распятого Иисуса Христа. Блажен убо тот, кто подражая Павлу хвалится крестом Христовым: а тот злосчастен, кто подражая гордым людям хвалится собственными своими благами и делами. Кто же может хвалиться как Павел, крестом Христовым? Никто иной, разве тот, кто распял, как он, похоти мирские, никто иной поистине не хвалится, как Павел, разве тот, кто пригвоздив ум к горе Голгофской, изобразит в сердце своем крест и страсти Господни, и видя Его всегда на кресте висящего, распнет плоть свою «<i>со страстьми и похотьми</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-galatam-poslanie-ap-pavla/glava-5/?verse=5:24">Гал. 5:24</a>). Таковой поистине хвалится как Павел, говоря: «<b>мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа, имже мне мир распяся, и аз миру</b>» (Гал. 6:14). ___ <i>Беседа на Апостол в неделю пред Воздвижением</i>.