Ст. 13. <b>Сказал Господь: Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах</b>. Это чтение из евангелия взято из беседы Господа с Никодимом о вступлении в царство Мессии посредством возрождения, или христианского таинства крещения. Объяснивши это учение Никодиму предметами, хотя высокими, но земными, доступными человеческому разумению, Господь восхотел сообщить ему истины небесные — о искуплении людей крестною смертью Своею. И сказал, что только Он, сошедший с небес на землю в образе человеческом, называемый потому Сыном Человеческим, может знать эти истины и сообщить их людям; ибо Он и в образе человеческом есть вместе с тем Бог, пребывающий на небесах, сущий в недре Отца небесного (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-1/?verse=1:18">Ин. 1:18</a>). До такой близости к Отцу небесному никто не восходил не только из людей, но и из чистых Ангельских Духов. Ст. 14—15. <b>И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную</b>. Сказав небесную истину о единосущии Мессии Христа с Отцом небесным, Господь открывает Никодиму другую Божественную истину о том, что Мессии надлежит пострадать и умереть, чтобы примирить людей с Богом, избавить их от вечной погибели и даровать им вечную жизнь. Чтобы довести Никодима до сознания этой истины, Господь приводит ему пример из ветхозаветной истории о медном змие, бывшем при Моисее. Евреи, ужаленные змеями, исцелялись и избавлялись от смерти, когда взирали на медного змия, сделанного Моисеем и повешенного на шесте (<a class="verse-link link_text" href="/bible/cisla/glava-21/?verse=21:9">Чис. 21:9</a>). Так и все верующие в Сына Человеческого яко Господа Мессию, вознесенного на крест и распятого на нем, избавятся от вечной погибели и наследуют вечную жизнь в небесном царстве Божием. Ст. 16. <b>Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную</b>. Господь объясняет здесь, почему сделалась необходимою крестная смерть Мессии для спасения людей: любовь Божия к миру вообще и, в частности, к людям виною тому. Правда Божия требовала за грехи наказания людей и вечного их осуждения. Чтобы снова примирить человека грешника с Богом, оправдать его и избавить от вечного осуждения, нужно было принести такую жертву, которою было бы вполне удовлетворено разгневанное грехами правосудие Божие. Такою многоценною жертвою пред Богом могли быть только страдания и смерть Мессии — Бога и человека, совершенно безгрешного и невинного. И любовь Божия не пощадила и Сына Своего (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-rimlanam-poslanie-ap-pavla/glava-8/?verse=8:32">Рим. 8:32</a>) и отдала Его во спасение всех. «Его плата (страданиями и смертью), — говорит святой Златоуст, — в сравнении с нашим долгом (нашею греховностью) — то же, что безмерное море в сравнении с малою каплею». И так как страдания и смерть Мессии Богочеловека могут быть спасительны только под условием веры в Него, то Господь повторяет и здесь то, что сказал выше сего: дабы всякий верующий в Него, будет ли он иудей или язычник, не погиб, но имел жизнъ вечную. Ст. 17. <b>Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него</b>. Сказав выше, что все верующие в Сына Божия, из какого бы народа они ни происходили, получат вечную жизнь, Господь с новою силою подтверждает эту истину и опровергает ложное мнение иудеев, будто они одни только будут наследниками царства Мессии, а другие народы, например, язычники, будут в пришествие Его наказаны и осуждены. Бог Отец не послал Сына Своего судить мир, т.е. чтобы одних иудеев осыпать всеми благами земными и небесными, а прочих людей осудить на бедствия и несчастия. Его любовь желает спасения всему миру, а не одним иудеям. У Него нет особенных любимцев; и все верующие в Сына Божия из иудеев или язычников равно соделаются наследниками спасения и участниками в благах благодатного царства Мессии на земле и вечного, славного — на небе.