В начале мира почивши Бог «<i>в день седмый от всех дел Своих</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/bytie/glava-2/?verse=2:2">Быт. 2:2</a>), предозначил тем день Субботний, то есть, праздник, и узаконил оный праздновать, когда на горе Синайской дал закон сей (<a class="verse-link link_text" href="/bible/ishod/glava-20/?verse=20:8">Исх. 20:8</a>), чтобы преставши люди от всякого телесного делания обратились всесовершенно к Божественным делам добродетели. Душеполезно же есть поистине учреждение Богоносных Отцев касательно праздников; они установили предпразднства и попразднства: предпразднства, чтобы пред праздником покаянием и исповеданием изготовлялись мы праздновать с чистою душою и сердцем, а попразднства, чтобы и по празднике приносили славословие преблагому Творцу и Спасителю нашему, сподобившему нас праздновать Боголепно. Поелику убо настоящий день есть воскресный пред праздником Рождества Христова, который считается предпразднственным сего великого и спасительного праздника, то установили читать ныне Евангелие, содержащее в себе родословие по плоти Иисуса Христа и послание Павла, описывающее дивные дела праведных до Христа бывших, и особливо преславного Праотца Его, то есть, Патриарха Авраама, и все сии праведные веровали, что имеющий придти Христос есть Сын Божий и Спаситель мира, особливо же Авраам, который «<i>и виде день Господень, и возрадовася</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-8/?verse=8:56">Ин. 8:56</a>). Сей веры его доказательство представляя, Божественный Апостол говорит: Евр. 11:9. <b>Братия, верою прииде Авраам на землю обетования, якоже на чужду, в кровы вселися со Исааком и Иаковом, снаследниками обетования тогожде.</b> Земля обетования, то есть, земля, которую обещал Бог Аврааму, в собственном смысле есть Палестина, называемая земля Ханаанская, на которой обитали тогда Хананеи, а в иносказательном смысле есть небесный Иерусалим, Божественная слава и блаженство. Скиния же есть палатка подвижная, устроенная из кож или каких тканей: а сие «прииде Авраам в землю обетования, якоже на чужду, в кровы вселися со Исааком и Иаковом», два наводит сомнения: первое сомнение возникает из двадесять пятой главы Бытия, в коей видно, что Иаков родился по смерти Авраама, как же он жил вместе с Иаковом в земле обетования? Но таковое сомнение решится легко, ежели рассмотрим лета жизни Авраама и лето жизни Иакова: ибо Авраам жил «<i>сто седмьдесять пять лет: и он бе ста лет, егда роди Исаака. Исаак же бе шестидесяти лет, егда роди Иакова</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/bytie/glava-25/?verse=25:7, 26">Быт. 25:7, 26</a>, <a class="verse-link link_text" href="/bible/bytie/glava-21/?verse=21:5">Быт. 21:5</a>). Из сего явствует, что Иаков родился за пятьнадесять лет до смерти Авраама. Хотя же в помянутой главе повествуется, что Иаков родился по смерти Авраама, но не говорится, что как умер Авраам, тогда родился Иаков. По чему никакого здесь нет противоречия. А второе сомнение рождается от самых обещаний Божиих. Поелику Бог в ясном изречении обещал Аврааму, говоря: «<i>Всю землю, юже ты видиши, тебе дам ю и семени твоему во веки. Востав пройди землю в долготу ея и в широту, яко тебе дам ю и семени твоему во век</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/bytie/glava-13/?verse=13:15, 17">Быт. 13:15, 17</a>). Как же всесильный и неложнейший Бог обещал ему землю обетования, а он жил в оной как пришлец и странник, поселяясь в палатках, и не только он, но и семя его, то есть Исаак и Иаков снаследники тойже земли? Как по таковом обещании «<i>не даде ему наследия в ней, ниже стопы ногу</i>»? (<a class="verse-link link_text" href="/bible/deania-apostolov/glava-7/?verse=7:5">Деян. 7:5</a>; <a class="verse-link link_text" href="/bible/bytie/glava-15/?verse=15:13">Быт. 15:13</a>) Конечно потомки Аврамовы бывши в порабощении в Египте четыреста лет, как вышли оттуда, то овладели землею обетованною, но сие обетование их не было вечное, как обещал Бог, сказав: «тебе дам ю и семени твоему во веки»: временное оно было: ибо Веспасиан и Тит совершенно истребили оную землю. Богонаученный Павел разрешил сие великое сомнение, изъявив, что яже о Аврааме суть иносказуема, то есть имеют другой смысл, кроме смысла буквального (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-galatam-poslanie-ap-pavla/glava-4/?verse=4:24">Гал. 4:24</a>). Почему земля обетования чувственная означала другую землю, умственную и небесную, то есть горний Иерусалим. Сию-то землю обещал Бог Аврааму и духовным его чадам, сию и сам он, и духовные его чада наследовать будут в век века. Земля Палестинская была образ и знаменование оной. Почему Апостол сказал: «верою прииде Авраам на землю обетования, якоже на чужду», то есть как пришлец и чуждый жил в земле обетования, веруя, что как сам он, так и все семя его наследят небесный Иерусалим. Подтверждают сию мысль сии Апостольские слова: Евр. 11:10. <b> Ждаше бо основания имущаго града, емуже Художник и Содетель Бог. </b> Слышишь ли, почему Авраам жил как пришелец и странник в земле обетования? Потому что надеялся, говорит, и ожидал достигнуть града того, который имеет основания, который устроен и созижден Богом. Ежели посмотришь на черты сего града, то увидишь, что оный не есть вещественный, но духовный и небесный. Первая черта сего града суть основания, вторая Божественное оного устроение и созиждение. Какой же град земной не имеет оснований? Никакой. Из сего явствует, что Апостол сказал то: «<i>основания имущаго града</i>», дабы показать твердость и непременность града оного. Всякий град земной пременяется и разрушается: град же оный состоит непременяемым и неразрушаемым. Земные грады устрояют и созидают руки человеческие: сей же град устроила и создала десница Бога вышнего. Сей убо есть град оный, который по откровению видел наперсный Иоанн: «<i>и показа ми</i>», говорит, «<i>град великий, святый Иерусалим нисходящь с небесе от Бога</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/otkrovenie-ap-ioanna-bogoslova/glava-21/?verse=21:10">Откр. 21:10</a>). «<i>И стена града имеяше оснований дванадесять, и на них имен дванадесять Апостолов Агнчих</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/otkrovenie-ap-ioanna-bogoslova/glava-21/?verse=21:14">Откр. 21:14</a>). Сей град есть Церковь первородных «<i>на небесех написанных</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-evream-poslanie-ap-pavla/glava-12/?verse=12:23">Евр. 12:23</a>), Церковь спасаемых торжествующая. Поелику часть оной Церкви есть Церковь Христова на земли воюемая, и никогда не упраздняемая, посему сказал, что видел оный град «<i>низходящ с небесе от Бога</i>»: сей убо град, коего прообразованием была чувственная земля обетования, обещал и дал Бог Аврааму, и чадом его по духу. Ожидая же Авраам наследовать град сей, жил между тем на чувственной земле обетования, как на чуждой земле, обитавши в скиниях со Исааком и Иаковом снаследниками того же небесного града. После сего, то есть, предложив слово о Аврааме, описывает всехвальный Апостол в чтенном ныне послании преславные деяния праведных. Поелику же оные истолкованы в другом месте (В неделю всех Святых), то оставя толковать их, приступим к нравственному наставлению. <b>Беседа о пристрастии и приверженности к чувственным и земным вещам</b> Братие, «<i>елика бо преднаписана быша, в наше наказание преднаписашася</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-rimlanam-poslanie-ap-pavla/glava-15/?verse=15:4">Рим. 15:4</a>). Поистине жизнь Патриарха Авраама, между прочим в Священном Писании содержащимся, есть учение просвещающее ум, есть наставление путеводствующее к добродетели произволение наше. Житию сего мужа удивлялись и даже доныне удивляются не только Иудеи, происходящие по плоти от рода его, и Христиане из язычников уверовавшие во Христа Бога, приявшего от семени его плоть, но похвалами увенчали его и самые по всему чуждые Ему, то есть, идолопоклонники и неверные (Смот. Иосиф. Книга 1, гл. 8. древн.). Целые книги могут написать мудрые люди в похвалу веры, любви, надежды, мудрости, великодушия, правоты, послушания, милосердия, и прочих сего дивного мужа добродетелей и великих действий. Но я ни намерения, ни силы ни имею, чтобы говорить о сем жительствовании его; но поелику многажды удивлялся, видя, что провел он все время жизни своей в скиниях, и жил в обещанной ему от Бога земле как пришлец, и как в чуждой земли пребывающий, то о сем только хочу говорить, потому что сей пример может отвлечь ум наш от пристрастия и приверженности к земным вещам. Авраам был сын идолопоклонника Фарры, почему и Лаван, племянник его, поклонялся идолам похищенным дочерью его Рахилью. Известно же, колико пеклись идолопоклонники о чувственных и земных вещах, и колико старались о приобретении не только движимых, но и недвижимых стяжаний. Авраам от таковых родителей родившийся и воспитанный, кроме села Хеврон, которое купил он, чтобы погребсти там Сарру (<a class="verse-link link_text" href="/bible/bytie/glava-23/?verse=23:20">Быт. 23:20</a>), ни дома не построил, ни виноградов не насадил, ни земли не купил, «<i>ниже стопы ногу</i>» стяжал (<a class="verse-link link_text" href="/bible/deania-apostolov/glava-7/?verse=7:5">Деян. 7:5</a>), но жил во все время жития своего в скиниях, то есть в подвижных и бедных шатрах. Какая же была причина сего необычайного дела? Неужели не имел Авраам способа, чтобы купить недвижимые стяжания? Но он имел движимое богатство многое: «<i>Авраам же бяше богат зело скоты и сребром и златом</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/bytie/glava-13/?verse=13:2">Быт. 13:2</a>). Не был ли излишен ему дом, потому что не имел он многих живущих с ним? Но хотя бы один он был, потребно было иметь ему дом для безопасности и спокойствия своего. Притом же он не жил один, но имел при себе многих домочадцев; ибо когда ополчился на брань, чтобы освободить Лота, тогда нашлось у него домочадцев триста осмнадесять (<a class="verse-link link_text" href="/bible/bytie/glava-14/?verse=14:14">Быт. 14:14</a>). Не думал ли он, кто весьма малое время будет жить в оной земле, но Бог, коему он веровал, обещал ему, что земля оная определена была не только для него, но и для семени его вечно: «<i>яко всю землю, юже ты видиши, тебе дам ю и семени твоему во веки</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/bytie/glava-13/?verse=13:15">Быт. 13:15</a>). По какой убо причине жил Авраам в земле обетования как чуждый и пришлец, и как человек, который вскоре имел вытти оттуда, человеки любостяжательные и лихоимцы, кои умножаете домы ваши и стараетесь праведно и неправедно приумножить поля, виноградные сады и прочие ваша стяжания, что скажете, слыша, что Авраам ниже «<i>стопы ногу</i>» стяжал в земле, от Бога ему данной? (<a class="verse-link link_text" href="/bible/deania-apostolov/glava-7/?verse=7:5">Деян. 7:5</a>) Можете ли вы уразуметь, по какой причине сделал сие Авраам? Вы поелику мудрствуете земная, то может быть почитаете, что дело Авраамово есть безрассудное: но Павел, который не мудрствовал земная, но небесная, познал и изъявил причину дела сего, сказав: «<i>ждаше бо основания имущаго града, емуже художник и содетель Бог</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-evream-poslanie-ap-pavla/glava-11/?verse=11:10">Евр. 11:10</a>). Вот причина! Познал Богопросвещенный Авраам, что «<i>не имамы зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-evream-poslanie-ap-pavla/glava-13/?verse=13:14">Евр. 13:14</a>): уразумел временность земных вещей и вечность небесных, и удостоверился, что никакая вещь мирская не имеет оснований твердых и непоколебимых, но все вещи, и самые то есть кажущиеся неподвижными и непоколебимыми, движутся, пременяются и разрушаются. Имел же он, блаженный, всегда пред очами преставление от сей временной и чуждой земли к некончаемому нашему отечеству. Почему как рассудительный и мудрый, пригвоздив ум и сердце свое к небесному Иерусалиму, оного ждал и для оного подвизался, нимало не помышляя о земных стяжаниях. Сей пример научает нас, что бывает причиною душевной нашей погибели. Мы, бедные, имеем очи наши и умственные и телесные пригвожденны долу к земле, и никогда не возводим оных горе к небу; никогда не размышляем о истинных и вечных благах небесного нашего отечества, но всегда смотрим на суетные и маловременные вещи сея земли, на которой в изгнании находимся: забываем, что мы смертны и временны, но жизнь проводим так, как бы бессмертны были и вечны здесь на земле. Поелику же душа и сердце наше преданы сим тленным и временным вещам, посему мы живем на сей земле как бы не имели души нетленной, и как бы не ожидала нас смерть и суд, и воздаяние. Отсюда происходит горячайшее и ненасытимое желание наслаждаться земными временными благами: а таковое пламенное желание низвергает нас во глубины неправды и беззакония. Вот и погибель души нашей! Многоблагоутробный Бог в Божественном Писании повседневно проповедует, что временна жизнь наша. «<i>Человек</i>», говорит, «<i>яко трава дние его, яко цвет сельный тако отцветет</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-102/?verse=102:15">Пс. 102:15</a>): проповедует повседневно ничтожность мирских вещей: «<i>суета</i>», говорит, «<i>суетствий, всяческая суета</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-ekkleciasta/glava-1/?verse=1:2">Еккл. 1:2</a>). Но мы, затыкая уши как аспид глухой и заграждающий уши свои (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-57/?verse=57:5">Пс. 57:5</a>), нимало не слышим гласа премилосердого Бога. Чувства телесные уверяют нас, что мы пришлецы в сей земле, и что по смерти нимало не пользуют нам земные стяжания: пожинает смерть и младых и старых, и крепких и немощных, и всякий возраст и чин, и самых ни часа не живших младенцев. Видишь еще ясно пред очами своими, что одевают в погребальную одежду и того, который одевался в виссон и порфиру. Видишь, что по смерти погребают на трех или четырех локтях земли и того, который жил в высоких и пространных палатах. Ежели же откроешь гробы, не увидишь там никакого различия ни между богатым и бедным, ни между мудрым и неученым, ни между чиновным и простолюдином, ни между господином и рабом, ни между царем и солдатом. Увидишь, что все суть равны, все то есть, суть кости нагие, прах, пепел и зловоние. Но мы видя не видим, и слыша не слышим, слепыми и глухими нарочно делаясь. Ни впечатление чувственное, ни глас Божий не убеждают нас в том, что мы временны, что смерть нас ожидает, что никакой пользы не приносят нам по смерти оные мира сего вещи, для которых столько мы трудились и столько подвизались во все время жизни нашей. Что убо есть сие? Безрассудность есть или бесчувственность? «<i>Подобно есть</i>», сказал Господь, «<i>Царствие небесное человеку купцу, ищущу добрых бисерей: иже обрет един многоценен бисер, шед продаде вся, елика имяше, и купи его</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-13/?verse=13:45–46">Мф. 13:45–46</a>). Какое имеет значение сия притча? Она означает, что все время жизни нашей есть как время купеческого торжища: купец отправляется на торговое сборище для того, чтобы приобресть деньги: Христианин обретается в жизни сей для того, чтобы совершив добродетель получить Царствие небесное. Все купеческое торжище несколько дней продолжается, и потом перестает: вся жизнь человека есть маловременна, и потом получает конец. Сколь убо глуп и бесчувствен тот купец, который пришедши на торговое сборище, ни продает, ни покупает, но строит палаты, насаждает виноградники, и возделывает оную землю, которую по нескольких днях оставляет и возвращается в свое отечество: гораздо глупее и бесчувственнее тот Христианин, который в течение жизни своей нимало не печется о том, чтобы продать, то есть, чтобы устранить от себя плотские свои похоти, и купить драгоценный бисер, то есть, приобресть Иисуса Христа, но день и ночь старается о стяжании тех вещей, кои по малом времени оставляет и отходит в вечное отечество. Но почему сей гораздо глупее и бесчувственнее оного? Потому что, во-первых, число дней купеческого торжища имеет некоторый счет, хотя малейший во днях жизни купца, а число дней временной жизни Христианина никакого счета ни сравнения не имеет с бесконечным числом дней вечной жизни, хотя бы он жил Мафусаиловы годы: во-вторых, купец возвращается опять, ежели хочет, в место то, где оное купеческое торжище, и получает прибыль от трудов своих, хотя же и не возвратится, чрез поверенных получает плод тамошних своих стяжаний, а Христианин по смерти не может возвратиться в мир, ни поверенных поставить, чтобы плоды трудов его собрали: в-третьих, купец вознерадевший о торговом своем деле лишается прибытка тленного и временного, а Христианин не пекшийся о делах добродетели лишается вечного Царствия: в-четвертых, купец ежели не торговал на торжище настоящего года, то торгует на торжище следующего года; а Христианин ежели не будет торговать во время жизни сея, то другой жизни для торговли не имеет уже, ибо будущая жизнь не есть жизнь подвигов добродетели, но воздаяния по делам. И так Христиане, «<i>доколе тяжкосердии? вскую любите суету и ищете лжи</i>?» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-4/?verse=4:3">Пс. 4:3</a>) Для чего ходите «<i>яко не мудри, а не яко премудри</i>»? (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-efesanam-poslanie-ap-pavla/glava-5/?verse=5:15">Еф. 5:15</a>) Для чего бываете несмысленни, не «<i>разумевающе, что есть воля Господня</i>»? (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-efesanam-poslanie-ap-pavla/glava-5/?verse=5:17">Еф. 5:17</a>) Для чего не бываете «<i>мудри яко змия, и цели яко голубие</i>»? (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-10/?verse=10:16">Мф. 10:16</a>) Какой благоразумный человек променивает вещь бессмертную и вечную на тленную и однодневную? Однако же таковой промен мы делаем повседневно. Господь наш учит и проповедует, что нимало не пользует нам весь мир, ежели потеряем душу нашу, и что нет в мире вещи достойной того, чтобы на нее променять душу: «<i>Кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? Или что даст человек измену за душу свою</i>?» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-16/?verse=16:26">Мф. 16:26</a>) Мы же несмысленные без всякой осмотрительности предаем душу за временные мира сего блага. В коликие грехи низвергаются, кои победившись похотию к богатству стараются о стяжании оного: «<i>а хотящии богатитися</i>», говорит Божественный Апостол, «<i>впадают в искушение и сеть, и в похоти многи несмысленны и вреждающия, яже погружают человеки во всегубительство и погибель</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-k-timofeu-ap-pavla/glava-6/?verse=6:9">1 Тим. 6:9</a>). Заметьте вы сие слово, «в похоти многи несмысленны и вреждающия», а я вам открою безумие прилепившихся к земным благам. Владыка всяческих и Господь светлою и славною проповедью Своею призывает всех к наслаждению уготованным от Него Царствием для них: «<i>грядите</i>», говорит, «<i>яко уже готова суть вся</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-14/?verse=14:17">Лк. 14:17</a>). Оставьте мирские попечения, в коих погружена душа ваша, и грядите ко Мне через покаяние и делание добродетелей. «<i>Готова суть вся</i>», радость неизреченная, свет невечерний, слава вечная, блаженство бессмертное, всевысочайшего Бога желаний наслаждение некончаемое. Грядите, все сие для вас готово. Что мы ответствуем на сие Владычнее призвание? Все мы отрицаемся, предлагая различные отговорки. Один говорит, что купил землю, и мне нужно пойти посмотреть ее: «<i>село купих, и имам нужду изыти и видети е: молютися, имей мя отречена</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-14/?verse=14:18">Лк. 14:18</a>): другой ответствует, что купил пять пар волов, и идет испытать их: «<i>супруг волов купих пять, и гряду искусити их, молю тя, имей мя отречена</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-14/?verse=14:19">Лк. 14:19</a>). Иной еще в ответ говорит, что женился, и потому не может придти к наслаждению уготованных ему благ: «<i>жену поях, и сего ради не могу приити</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-14/?verse=14:20">Лк. 14:20</a>). О заблуждение сатанинское, о безумие несказанное! Ежели бы кто из земных царей призывал тебя к себе, чтобы постановить тебя наследником царствования своего, сказал ли бы ты, что не хочешь придти, потому что нужно тебе видеть землю свою, или испытать волов своих? Или сказал ли бы ты ему, что не можешь быть царем, потому что имеешь жену? Не земной царь, но небесный Царь царствующих, Бог, Творец и Зиждитель всей видимой и невидимой твари приглашает тебя придти к Нему, чтобы постановить тебя наследником нетленного и вечного Своего Царствия, а ты отрицаешься и уклоняешься, представляя препятствием к тому село свое, волов и жену свою? Что сего несмысленнее и безумнее? За село кратковременное, за пять пар ничтожных волов, за жену подлежащую тлению пренебрегаешь ты Царствие некончаемое? Что сего безумнее и нечувствительнее? Заметь же, что сие, — село, пять пар волов, и жена — означают оные вещи, коими мы извиняясь уклоняемся от повиновения повелениям Божиим: село означает мир, ибо село есть мир, как сказал Господь (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-13/?verse=13:38">Мф. 13:38</a>); пять пар волов — пять чувств, ибо через них входит смерть души (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-proroka-ieremii/glava-9/?verse=9:21">Иер. 9:21</a>), чрез них искушает нас сатана, преобразуясь в Ангела светла (<a class="verse-link link_text" href="/bible/2oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/glava-11/?verse=11:14">2 Кор. 11:14</a>); жена же известно, что означает плотские похоти. А от сих трех предметов проистекают все извинения во грехе: один когда не творит воли Божией, извиняется в том, говоря, что прельстил его мир, другой, что победили его искушения диавола, а иной, что подстрекнуло его воспаление плоти. Но как могу я, скажешь ты, не пещись о земных вещах? Имею дом, жену и чад, как же могу воспитывать их и управлять ими, ежели не буду иметь земных приобретений? Почему принужден бываю пещись о стяжании оных. А какой закон повелевает тебе, чтобы ты сложив руки сидел праздным, и оставил всякое попечение о управлении и благоустройстве дома твоего? Никакой. Слыши, что повелевает Господь: «<i>ищите же прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-6/?verse=6:33">Мф. 6:33</a>). Первое, говорит, и самое главное попечение твое да будет о снискании Царствия Божия, и о делании правды, то есть, всякой добродетели. Когда же сие есть первое и главное попечение твое, тогда не пренебрегаешь ты заповеди Божией, чтобы приобресть злато и сребро, тогда ни сироту не притесняешь, чтобы распространить границы села твоего, ни вдовице не вредишь, чтобы увеличить виноград твой, ни соседа не обижаешь, чтобы приумножить дом твой: тогда ни на беззаконие не пускаешься, ни греха соделать не хочешь, чтобы тем приумножить имение твое: печешься тогда о управлении и благосостоянии жены твоей, чад и дому твоего, но печешься с правдою, а не с неправдою, с истиною и простотою, а не с ложью и обманом, с мерою и с рассуждением, а не безмерно и безрассудно, предпочитая земные стяжания небесным благам. Когда же сие делаешь, тогда Бог управляет попечение твое, благословляет труды твои, и не только дает тебе небесные блага, но прилагает тебе и земные: «и сия вся приложатся вам». Слыши же и еще нечто вящее. Божественный Апостол Павел, хотя за «<i>уметы</i>» вменял все мирские вещи (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-filippijcam-poslanie-ap-pavla/glava-3/?verse=3:8">Флп. 3:8</a>), но сопричислил и поставил в добродетелях воспитание чад, и доброе смотрение и попечение о своем доме. Ибо о избрании жены вдовицы сказал: «<i>в делех добрых свидетельствуема, аще чада воспитала есть, аще странныя прият, аще святых нозе умы, аще скорбным помощь подаде, аще всякому делу благу последовала есть</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-k-timofeu-ap-pavla/glava-5/?verse=5:10">1 Тим. 5:10</a>). Касательно же того, кто должны быть Диаконы Церкви, таковой закон положил. «<i>Диакони да бывают единыя жены мужи, чада добре правяще и своя домы</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-k-timofeu-ap-pavla/glava-3/?verse=3:12">1 Тим. 3:12</a>). Добродетель убо есть попечение о воспитании чад и добром домоправлении. Ежели же ты, желая воспитать чад твоих и управить дом твой, забыв притом совершенно заповеди Божии, обманываешь, лжесвидетельствуешь, похищаешь чуждые вещи, обижаешь ближнего твоего, и делаешь всякой другой грех, тогда добродетель чадовоспитания обращается в порок, и благое дело, каково есть доброе правление домом, пременяется в беззаконие: делаешь ты тогда дела глупые и безрассудные, поелику предпочитаешь дом свой душе твоей, и твари Творцу твоему, и доставляешь не пользу, но вред величайший чадам своим, научая их примером своим делам греховным, и собирая дому своему гнев Божий, и казнь, коею наказует Бог всех делающих беззаконие. Но какой есть целительный сей нашей глупости или бесчувственности бальзам? Как мы можем отвратить желание наше от суетных мира сего вещей, и никогда ни почему не предпочитать оных небесным? Ежели пригвоздим ум свой к небу, ежели будем помышлять всегда о нетленных и вечных благах блаженного отечества нашего, и веровать и надеяться несомненно, что получим оные блага, ежели ничего не будем предпочитать любви Божией, таковая вера и надежда удостоверяет нас в том, что мы живем в мире как странники и пришлецы, ничего из земных вещей не предпочитающие воли Божией. Подтверждает сие пример Авраама, чтенный ныне в послании Богопроповедника Павла. «<i>Верою</i>», говорит, «<i>Авраам на землю обетования, якоже на чужду, в кровы вселися со Исааком и Иаковом, снаследникома обетования тогожде</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-evream-poslanie-ap-pavla/glava-11/?verse=11:9">Евр. 11:9</a>). Слышишь ли? Жил, говорит, Авраам в своей земле как пришлец, и как живущий в чуждой земле. Поселился в шатрах с Исааком и Иаковом, наследниками той же земли. Но какой бальзам исцелил пристрастие плотское и немощь чувств его? Какая сила обратила желание его от земных к небесным? Как мог он совершить сие великое дело? Вера и надежда суть бальзам оный и сила: они показали сей способ. «<i>Ждаше бо основания имущаго града, емуже художник и содетель Бог</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-evream-poslanie-ap-pavla/glava-11/?verse=11:10">Евр. 11:10</a>).