<b>Книга родства Иисуса Христа...</b> Так начинается святое евангелие. Пред самым праздником Рождества Христова Церковь предлагает нам святую повесть о предках нашего Спасителя по плоти. Он - из рода Давидова и Авраамова, как об этом предсказывали пророки, по вдохновению от Господа. Он - Тот Самый Мессия, Христос, Избавитель, Спаситель, Которого ожидали люди в течение тысячелетий, страдая под бременем греха, неся отвержение от Бога, обрекая себя чрез грех духовной смерти. Он - Тот Самый Мессия, узнать Которого евреи имели полную возможность, ибо писания пророков живописали Его пред ними, изобразили Его ясными чертами, указали самый род Его, происхождение, город рождения, время явления Его в мир. Все те, у кого в душе горел огонь веры; все те, кого тяготил грех; все те, у кого не погасло ожидание Избавителя; все те, у кого было послушание слову Божию и указанию св. пророков; все те, у кого было горячее желание узнать всю волю Божию о спасении людей, всю правду Божию и милость, - все такие избранные сыны древнего Израиля могли узнать и действительно узнали пришедшего Спасителя, радовались Его явлению, слушали Его слово, пошли за Ним, вошли в Его Церковь и показали другим путь к небу, вечности и спасению.    Обо всём этом напоминает нам родословие Иисуса Христа, приведённое св. евангелистом и ныне нами прослушанное. Таково было значение родословия Иисуса Христа для Его современного Ему народа еврейского.    Для нас, верующих, для христиан всех времён и мест, уже принявших благовестие об Иисусе, книга родства Его, конечно, уже не имеет того значения, какое она имела для Его современников. Однако да не подумает кто-либо, что самое евангельское чтение нынешнего воскресного дня потеряло для нас теперь силу назидания. Во век останется верным слово апостола о святом писании: всё, что написано, в наше научение преднаписано. Для нас книга родства Иисуса Христа имеет ещё более глубокое, одухотворённое и живое поучение, чем для первых читателей и слушателей святого евангелия.    Книга родства... С кем же вступил Господь Иисус в родство? Кому сроден стал Вечный, Невидимый, Непостижимый Бог? Он вступил в родство - страшно сказать! - вступил в родство с нами, грешными людьми, а мы, мы, братие, - теперь родные, близкие, свои Богу.    Какое чудное, какое великое родство! Представь, что ты был самым последним человеком в царстве, неведомый, нищий, мало того, по справедливости, за твои преступления гонимый законом, подлежащий наказанию и даже смертной казни. Представь, что тебя мучит и жжёт раскаяние, что ты любишь и чтишь царя своего, но знаешь, что ты пред ним преступник, нарушивший много раз закон, что ты, если и станешь царю твоему известен, то разве только по указанию на предстоящую тебе смертную казнь. И вдруг, тебе объявляют, что ты не только избавлен от казни, не только помилован, но ты приближен к царю, мало того - царь чрез сына своего и наследника вступает с тобой в родство, а ты ему теперь - близкий родственник! Можно ли изобразить и представить твою радость?    Но эта радость - ничто пред той радостью, которую даровал нам Господь, когда чрез Сына Своего Единородного, Воплощённого, вступил в родство с грешным человеческим родом.    Как страдал и мучился род человеческий! Люди согрешили пред Богом и сами изгнали себя, удалили себя от Его лица; каялись они и снова грешили; стремились совестью и душой к Богу, искали с Ним общения, искали близости к Нему, а сами новыми и новыми грехами всё более и более удаляли себя от Бога. Они были преступны, они были отвержены, они заслужили только вечную смерть. Но стремление и любовь к Творцу своему они не утеряли; они искали Его, и не смели приблизиться; они жаждали Его, и не смели подойти. Нужно было, чтобы Сам Бог, Сам Он, Милосердый, пришёл и приблизился к людям, невидимый воплотился и пожил среди них.    И вот, Господь в недоведомой любви не только прощает грешных, не только избавляет их от вечной смерти, но посылает к ним Сына Своего и чрез Него, чрез Его воплощение, вступает в столь близкое общение с людьми, что это общение является родством Бога с людьми и людей с Богом. Вы не странники, не пришельцы, - говорит апостол христианам, - вы сожители святых и свои, родные у Бога!    Какое чудное, какое великое родство!    Но чем больше кому дано, тем больше с него взыщется. Чем более у кого прав, тем выше его обязанности. Чем с большей высоты упадёшь, тем сильнее и больнее расшибёшься. Берегись же, христианин! Храни своё высокое родство с Богом, храни своё достоинство! В житейском земном быту родство с великими людьми заставляет быть человека особо настороженным, особо внимательным к своей жизни: что в другом человеке и не заметят, то осудят в человеке, стоящем у всех на виду по своему высокому родству. Какая же осторожность, какое внимание к себе, к своим мыслям и душевным движениям, к своим словам и действиям, - ко всему своему поведению должно быть у нас, христиан, родных и близких к Богу!    И какая тяжесть укора совести, какая тяжесть мук душевных, какой палящий стыд, какое ожидание наказаний должны проникать наши души, если мы сознаём и видим, что родство с Богом мы вменили ни во что, что отдались мы врагу Божию - дьяволу и перешли на его сторону, что делами своими мы заслуживаем не приближения к Богу, а вечного отвержения! Или думаем, что зло наше останется безнаказанным?    Но ведь для того, чтобы избавить грешных людей от греха и зла, чтобы соделать их родными Богу, потребовалось не одно только рождение Иисуса Христа: потребовались Его страдания - несказанные мучительные страдания духа и пречистого тела, потребовалась кровь Сына Божия и Его смерть.    Грешник безумный! Неужели ты хочешь второй раз распинать Христа грехами своими? Неужели ты полагаешь, что Божие долготерпение и милосердие зовут тебя не к святости, а к пороку и преступлению? Родство с Богом одно и само по себе, без твоих усилий быть его достойным, не спасёт тебя в очах Милосердого и Праведного; Он взыщет с тебя, Он призовёт тебя к ответу.    Книга родства нашего с Богом да будет нам книгой спасения, а не книгой нашего осуждения! Аминь.