Неоднократно замечает святой Евангелист Матфей, что все обстоятельства и происшествия, которыми ознаменовалось рождение на земле воплощенного Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, были не просто стекшиеся обстоятельства и происшествия, но точные события пророческих предсказаний. Замечание, важное не для одних иудеев, которые и на то, что можно рассмотреть простыми глазами, смотрят сквозь зрительное стекло Пророков, но и для всякого, кто желает в перепутанных случайностями путях человеческих открывать следы Провидения, и в происшествиях мира усматривать дела Божии. Не очевидно ли Божие дело, когда предсказанное за несколько столетий точно сбывается, и особенно, когда сбывается то, что по обыкновенным понятиям и соображениям представлялось несбыточным? Как будто на предстоящую пред очами, указывает Исаия на преблагословенную Деву Марию: <b>се дева</b>; тогда как не только сия дева, но и ее родители и прародители не произошли еще на свет. <b>Се дева</b>, говорит он, <b>во чреве приимет, и родит сына</b>. Что глаголеши, Пророче? Может ли дева приять во чреве? Может ли родившая быть девою? Если сие и сбыточно: как сбудется сие у народа, которому ты предсказываешь сие событие? Если даже и сбудется: как может сие быть знамением, очевидным, удовлетворительным, какое ты предвещаешь:<i> Даст Господь Сам вам знамение</i> (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-proroka-isaii/glava-7/?verse=7:14">Ис. 7:14</a>)? Если ты подлинно видишь сию дщерь Давидову, на которую указываешь: <i>се дева</i>; если видишь ее в отдаленном от родины Давидовой, в презренном Назарете, в сиротстве, в убожестве, без всяких знамений царской ее породы, обрученную древоделу, скажи, как даст Господь сие знамение, чтобы она явилась девою рода Давидова, рождающей в доме и отечестве Давидовом, именно, по назначению другого Пророка, в Вилееме? Смотрите же, как подлинно Господь Сам ответствует за верность слова пророческого.<i> Дух Святой найде на Марию, и сила Вышнего осени ее</i> (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-1/?verse=1:35">Лк. 1:35</a>); и она прияла во чреве, пребывая девою, и соделавшись матерью Сына, тем не менее осталась девою. Чтобы не знающие тайны сего зачатия не могли оскорбить зачавшую, она обручена мужу прежде сего зачатия, а дабы всякому здравомыслящему явно было сие знамение Господне, что дева зачала без мужа, зачатие последовало за обручением <b>прежде даже не снитися има</b> (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-1/?verse=1:18">Мф. 1:18</a>), прежде нежели Иосиф приял жену свою (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-1/?verse=1:24">Мф. 1:24</a>) в дом свой. Иосифу, чтобы он не остался в недоумении, открыть сию тайну и указать сие знамение послан был Ангел; а для прочих, которые не могли видеть и слышать Ангелов, не менее Ангела верным свидетелем знамения и вестником тайны был сам Иосиф, всем известный как праведный (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-1/?verse=1:19">Мф. 1:19</a>), который потому не мог обманывать людей, и тем еще более не мог клеветать на Бога и на Святого Духа. Но как сделать, чтобы знамение, уже открывшееся в языческом почти Назарете, дано было, по предречению Исаи, дому Давидову (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-proroka-isaii/glava-7/?verse=7:13">Ис. 7:13</a>); чтобы дева, которая, по приятии во чреве от Духа Свята, и после трехмесячного пребывания в доме одной родственницы, до последнего времени чревоношения оставалась жить в Назарете, не помышляя ни о каком путешествии, ни о каком переселении, – чтобы она родила Вождя Израилева, по пророчеству Михея, в Вифлееме (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-proroka-mihea/glava-5/?verse=5:2">Мих. 5:2</a>)? Подлинно здесь, как намекает опять Исаия, <i>труд дан Господу</i> (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-proroka-isaii/glava-7/?verse=7:13">Ис. 7:13</a>), то есть, надлежало произвести трудные, по человеческому понятию, и необъятные дела, чтобы предсказанное знамение совершилось. Дабы Марию, по совету Ангела, наконец принятую в дом Иосифов, привесть из Назарета в Вифлеем, и достоверно и торжественно показать происхождение Сына ее от Давида, к сему избрана средством всенародная перепись; но как такая перепись в народе Божием не была в употреблении, даже запрещена была законом, то надобно было народ Божий предать власти другого народа. И так Бог поколебал почти все царства мира, и покорил их Риму; над Римом воздвиг Августа; Августу дар всемирный мир, чтобы полномочие и удобство подали ему мысль, и чтобы от него вышло повеление, <i>написати всю вселенную</i> (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-2/?verse=2:1">Лк. 2:1</a>), перед тем временем, когда надлежало родиться Сыну девы; сия перепись столько нечаянно, сколько же необходимо повлекла Иосифа в отечественный ему город Вифлеем; Мария должна была следовать за Иосифом; земной род Емануила открылся в то самое время, когда приспело Его рождение; и, – что немногими днями ранее казалось еще несбыточным, – Он родился точно, по предсказанию пророческому, в Вифлееме. Подлинно, все сделано, чтобы исполнилось предсказание, и чтобы сквозь малые и великие дела человеческие видно было единое великое знамение господствующего над ними дела Божия. Сие все бысть, да сбудется реченное от Господа пророком глаголющим: <b>се Дева во чреве приимет, и родит сына, и нарекут имя Ему Еммануил: еже есть сказаемо, с нами Бог. </b> При сем рассуждении о точном исполнении пророческих слов, относящихся к Рождеству Господа нашего Иисуса Христа, может кто–либо спросить: почему не столь, по видимому, точно исполнилось предсказание о Его имени? Поелику пророк Исаия преднарек Ему имя Еммануила: но вместо того Ангел повелел нарещи ему имя: Иисус. На сие, во–первых, ответствую, что если прочие предсказанные подробности о Сыне Девы, а в числе их и менее существенные, каково, например, есть назначение места рождения Его, сбылись в точности; возможно ли, чтобы Творец Пророчества, Дух Святой, допустил оному быть неточным в том, что составляет сущность, дух и цель всех предсказанных подробностей, именно, что в Сыне Девы сближается с нами Бог, или иначе сказать, что мы Им спасаемся! Во–вторых, признаю, что при сличении Пророчества о имени Еммануила с событием, усматривается нечто неточное, по наружности, в словах: но при сем не обинуясь утверждаю, что сия видимая неточность не только не есть недостаток или несовершенство в пророчестве, или в событии, но даже принадлежит к совершенству, и новым образом открывает Божественное происхождение того и другого. Приведите себе на мысль то, что Еммануил и предсказан, и пришел на землю по предсказаниям, для верующих; а где вера, там не все должно быть ясно видимо, но должно нечто предполагать сокровенное, поелику вера, по Апостолу, есть обличение невидимых (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-evream-poslanie-ap-pavla/glava-11/?verse=11:1">Евр. 11:1</a>), открытое же и полное видение не оставило бы места вере. Посему вы согласитесь, что Еммануил, в пришествии Своем на землю, долженствовал быть и столько видим, чтобы Его можно было узнать, и столько сокровен, чтобы в Него можно было веровать, и чтобы неверующие не могли проникнуть в тайны Его, и повредить делу Божию, которое совершить Ему надлежало. Посему, что Пророк открывал верующим в необыкновенном имени Еммануила, то же самое Ангел представил миру под покровом не столь необыкновенного для слуха евреев имени Иисуса, которое имели уже прежде один Судия и один Первосвященник, также не без таинства для верующих, и также утаенного от неверующих. В-третьих, если, не останавливаясь на одном видимом, сличим назначенное в пророчестве имя Еммануила, и явившееся в событии имя Иисуса, то нетрудно усмотреть в них не только точную, взаимную сообразность внутреннюю, но и единство. Что препятствует нам, человекам, да будет с нами Бог? Грехи ваши (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-proroka-isaii/glava-59/?verse=59:2">Ис. 59:2</a>), говорит Пророк, разлучают между вами и между Богом. И так разлучение от Бога и состояние греховное есть одно и тоже. Следственно приближение к Богу и спасение от грехов, есть опять одно и тоже. Следственно Еммануил – с нами Бог, и Иисус – Спаситель от грехов, также есть одно и тоже. Следственно, и пророчество точно, и событие верно пророчеству. Еммануил есть Спаситель; Иисус есть с нами Бог. Познаем, Христиане, глубокую мудрость сего пророчества, и восчувствуем высокое блаженство сего события! С нами Бог во Иисусе, по самому воплощению: поелику в Нем естество Божеское и наше человеческое не только сближены, но соединены нераздельно, впрочем и неслиянно, во единое лицо Богочеловека; и потому Он не стыдится (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-evream-poslanie-ap-pavla/glava-2/?verse=2:11">Евр. 2:11</a>), как говорит Апостол, братиею нарицати нас. С нами Бог во Иисусе, по искуплению: поелику без Иисуса с нами был грех, который мы и от Адама наследовали, и сами творить не переставали; а всякий<i> творяй грех, раб есть греха </i>(<a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-ap-ioanna/glava-3/?verse=3:8">1 Ин. 3:8</a>); с нами был диавол, ибо <i>творяй грех</i> (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-ap-ioanna/glava-3/?verse=3:8">1 Ин. 3:8</a>)<i> от диавола есть;</i> но Иисус, пришедши на землю, жизнию Своею исполнил закон Божий, который мы нарушали; страданием Своим загладил грех, который мы творили; смертию Своею умертвил смерть, на которую мы за грех осуждены были; сошествием Своим во ад освободил нас от темной власти диавола; воскресением Своим вновь приобрел нам жизнь Божию (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-efesanam-poslanie-ap-pavla/glava-4/?verse=4:18">Еф. 4:18</a>), от которой мы грехом отчуждены были. С нами Бог во Иисусе, по дару Святого Духа: поелику Сын Божий, пришедший на землю для искупления нас, возвратился на небо, да умолит Отца, и иного Утешителя даст нам, да будет с нами во век, Дух истины (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-14/?verse=14:16">Ин. 14:16</a>). С нами Бог чрез Иисуса, в нашем уме и познании: поелику <i>Бога никтоже нигдеже виде; Единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда</i> (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-1/?verse=1:18">Ин. 1:18</a>). С нами Бог чрез Иисуса, в нашем сердце и чувствии: <i>поелику Христос вселяется верою в сердца наши</i> (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-efesanam-poslanie-ap-pavla/glava-3/?verse=3:17">Еф. 3:17</a>), и с тем вместе любы Божия изливается в сердца наша Духом Святым, данным нам (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-rimlanam-poslanie-ap-pavla/glava-5/?verse=5:5">Рим. 5:5</a>). С нами Бог чрез Иисуса, во всей нашей жизни и делах, если только мы совершенно предаем себя Ему: поелику тогда <i>живем не ктому мы, но живет в нас Христос</i> (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-galatam-poslanie-ap-pavla/glava-2/?verse=2:20">Гал. 2:20</a>); и <i>Бог действует в нас еже хотети и еже деяти о благоволении</i> (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-filippijcam-poslanie-ap-pavla/glava-2/?verse=2:13">Флп. 2:13</a>). С нами Бог чрез Иисуса, если только желаем того, во всех состояниях и приключениях жизни нашей; так что даже, страждем ли, можем с Ним страдать, да и с Ним прославимся (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-rimlanam-poslanie-ap-pavla/glava-8/?verse=8:17">Рим. 8:17</a>); умираем ли, можем умирать Господу (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-rimlanam-poslanie-ap-pavla/glava-14/?verse=14:8">Рим. 14:8</a>). О имени Господа нашего Иисуса Христа, с нами Бог, Христиане, всегда и во всем; только мы да не перестанем быть с Богом, через памятование о Нем, через молитву к Нему, через веру и любовь, через непрестанное упражнение в том, что угодно Богу и что к Богу нас приближает. Аминь.