Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Христос Спаситель — это Мессия. Сейчас часто говорят, будто бы Христос не был по плоти еврейского происхождения. Это неправда: Мессия может быть (согласно пророкам) только потомком Авраама, Исаака, Иакова, потомком царя Давида. Всякий, кто из другого колена захотел бы объявить себя Мессией, был бы самозванцем. И родословие Иисуса Христа изложено в первую очередь для того, чтобы подтвердить, что Он не поддельный, а настоящий Мессия (Машиах), обещанный древними пророками еще верному Богу Израилю как тот, Кто должен спасти людей от греха, проклятия и смерти. Само слово «Машиах» в переводе с еврейского на русский означает «Помазанник» (по-гречески это «Христос»). Христос является помазанником, потому что Он является Царем, пророком и священником одновременно. Как Царь, Он освобождает нас от тиранической власти дьявола, как священник — приносит себя в жертву за наши грехи и как пророк — возвещает нам последнее Откровение Бога, выше которого ничего быть не может. И чтобы подтвердить Его мессианство, приводится родословие, причем интересно, что во второй части родословие сокращается, чтобы каждый раз было по 14 поколений. Потому что на еврейском языке числовое значение слова «Давид» — «14». Что такое числовое значение? Некоторые буквы одновременно со звуками обозначают и число. В славянском языке так до сих пор и осталось. Там «А» — это «1», «В» — это «2» и т.д. Таким образом, «Давид» на еврейском языке означает «14». Поэтому трижды подчеркивается, что Он истинный потомок царя Давида, т.е. истинный Мессия. То самое Семя, которое было обещано, что в Нем будут спасены все народы земли, — семя Авраама и тот самый потомок Давида, Который воссядет навечно на его престоле, троне царя Давида. И вот как раз таким образом доказал Его истинное происхождение евангелист Матфей. Он показывает нам несколько вещей, которые часто мы не замечаем, читая это удивительное родословие: Первое. Пропускаются три царя. Дело в том, что эти три царя отличались крайним нечестием. Господь как бы их использовал для каких-то Своих целей, для передачи семени, не больше, но входить в родословие Христа они оказались недостойными. Господь их вычеркнул. Второе. Господь вместо этих трех царей включил в родословную четырех совершенно необычных женщин. Из этих четырех женщин ни одна не была еврейкой. Господь не включил туда Сару, Ревекку, Лию, от которых происходит по плоти Христос, других праведных жен. Первая женщина была Фамарь. Кто читал книгу Бытия, помнит эту историю. Фамарь была хананеянкой, и, когда Иуда не дал ей в мужья своего третьего сына, она согрешила с самим Иудой, чтобы от него родить ребенка, чтобы войти в родословие. Почему Фамарь это сделала? Она хотела войти в народ Божий, хотя ее туда и не пускали. Поэтому само рождение двойни Фареса и Зары от Фамари было неким прообразом. Как говорит книга Бытия, когда при родах первым высунул руку Зара, ему даже привязали на руку красную веревочку, чтобы показать, что он первенец, а потом его оттеснил Фарес, предок Христа, родился он, а потом уже родился Зара. Церковь видит даже в этом событии родов удивительный прообраз — сначала появляется Вера, через веру — Спасение, которое было дано Аврааму. Авраам поверил в Бога, и поэтому он был спасен. Поверил в Бога, несмотря ни на что. А потом приходит Закон, образ которого был на Фаресе. А потом является сама Праведность — верою в Иисуса Христа. Итак, первая женщина — хананеянка, из проклятого Богом народа, которая явно никак не могла войти в завет с Богом, но в который она проникла. Бог даже грех может использовать на добро, и Фамарь для нас тому пример. Вторая женщина, упоминаемая в этом родословии, — Рахав. Это эпизод из Книги Иисуса Навина. Когда евреи подошли к Святой Земле, они стояли за Иорданом, а Иисус Навин послал двух разведчиков, чтобы узнать, как обстоят дела в Ханаане, какое настроение у жителей Иерихона. Те разведчики спрятались у блудницы, которую звали Рахав. Она спрятала этих разведчиков у себя, признала Бога Небесного и сказала: «Знаю, ваш Бог отдаст вам эту землю», — и поэтому она не выдала разведчиков властям. Иначе говоря, она предала свой народ. В результате в награду за это предательство Господь сохранил ей жизнь, единственной из всего этого города, и дал ей честь войти в Свое родословие. Господь призывает блудницу к покаянию, и она покидает свой народ ради народа Бога. Рахав идет, полностью доверяясь Богу, Бог сохраняет ей жизнь и удостаивает чести войти в Свое родословие. Следующая женщина была — Руфь, которая вошла в народ Божий уже не путем греха, а из благоговейного страха перед Богом — путем любви. Она настолько полюбила свою свекровь Ноеминь, что к полюбившейся свекрови ушла от своего народа, от своих богов, как Авраам, ушла в неизвестность. И в результате этого дерзновения она стала женой Вооза и прабабушкой Давида. Приходит из другого народа человек, из любви покидает абсолютно все и поэтому тоже входит в родословие. И наконец, четвертый пример, пример явного греха — Вирсавия. Мы знаем, что у Давида был один самый главный грех, благодаря ему появился псалом 50, который мы все знаем и любим. Давид влюбился в чужую жену, прелюбодействовал с ней, а ее мужа убил. Здесь она упоминается как вошедшая четвертой в родословие Иисуса Христа. Как та, от которой родился мудрейший царь Соломон. Почему она упоминается, она ведь тоже была не израильтянка? Казалось бы, она вошла в родословие благодаря греху, но на самом деле, скорее, — благодаря покаянию. Давид согрешил и покаялся, и Господь принял его покаяние. Он рождается из чрева Вирсавии, жены Урии, чтобы показать, что Бог не связан никакими внешними нормами. Он не подвержен никаким законам, Его нельзя связать. Многие люди говорят: как человек может быть хорошим, он же столько зла наделал? Как же Бог может его простить? Не случайно в родословиях Христа из четырех женщин три — грешницы. Это удивительный момент, который показывает, что Господь может простить любого человека, лишь бы он обратился к Нему. Господь не побрезговал родиться от грешников, потому что Он пришел грешников спасти, а не праведников, не имеющих нужды в покаянии. Читая это родословие, мы увидим и верность Авраама, и надежду Исаака, и любовь Иакова, и удивительный прыжок Наассона, который, по еврейскому преданию, первым прыгнул в разделившиеся воды Красного моря. Представьте себе, вы стали бы первыми заходить между двумя стенами воды, высотой полкилометра? Стоят две стены воды, а вам нужно идти между двумя стенами разделившегося моря. Поэтому у евреев до сих пор есть такое понятие — прыжок Наассона, когда человек полностью полагается на волю Бога, игнорируя свой здравый смысл. Наассон первым прошел сквозь Красное море и за это стал князем Израиля, и от его потомков родился Христос Спаситель. Мы увидели и мужество царя Давида, удивительные кротость, мужество и благородство, когда он не убил своего врага — царя, который был у него в руках два раза, помазанника Божия, он сказал: «Пускай сам Господь покарает его, если Ему угодно, но моя рука не прострется к нему». Мы увидели мудрость Соломона, и мужество царей Израильских, и плач Иезекииля, который своим плачем к Богу увеличил себе жизнь на пятнадцать лет, показав этим, что Бог не связан никак с временем жизни. Бог захочет — и прибавляет срок жизни, захочет — и убавляет. Мы увидели и страшную историю разгрома Вавилона. Величайший плод этого всего родословия — пятая женщина — Пречистая Приснодева Мария. Если четыре были иноплеменницы, то Мария — единственная еврейка из этого поколения. Израильскому народу было дано очень много даров, и предел этих даров — дарование ему Пречистой Богоматери. Дань еврейского народа всему человечеству. Этот дар был таков, что Мария стала не просто еврейкой, а Матерью всех верующих христиан, всех народов. Недаром мы, русские люди, не воспринимаем Богоматерь как кого-то чужого. Она наша Мать. Почему? Потому что в этом была изначально задача еврейского народа, чтобы превзойти самого себя, чтобы выйти из узких национальных рамок и к тому, чтобы обогатить все человечество не земными дарами, а даром неземной любви, даром неземного смирения. И мы видим, что эти поколения идут от Авраама, мерный ряд поколений, идут века, тысячелетия, и постепенно вырастает святое семя, как говорил святой Ездра. Действительно, растет святость среди праведников, но эта святость видна только Тому, Кто может ее видеть, т.е. Богу. И процветает она, как цветок на дереве, в лице Пречистой Богоматери, в Которой произошло соединение Бога с человеками, в которой и мужество Давида, и кротость Моисея, немыслимое доверие Богу Руфи, и все надежды древних праведников. Они реализовались. То, о чем они молились, то, на что они надеялись, уходя в бездну смерти, мечтая встретиться с Богом, — свершилось. Мы слышим рассказ о рождении Иисуса Христа, о том, как Он рождается из чрева Девы Марии, без участия семени, чтобы быть монетой новой чеканки, чтобы претворить всех людей, переделать их, сделать их подобными Себе, чтобы поднять их к вершинам святости и чтобы все мы с вами стали богами, благодаря Богу воплотившемуся. Мы поем на богослужении: «Христос рождается — славьте. Христос с Небес — встречайте. Христос на земле — возноситесь. Воспевай Господа, всё земное!». Произошло это потому, что древние люди для нас потрудились. А у Бога всегда так — один трудится, другой получает незаслуженное, и все радуются, потому что в этом-то и заключается любовь. Люди, поддерживая друг друга, пребывая в этой Божественной любви, украшая друг друга, возвышая друг друга, не борются эгоистически, а поднимаются к вершинам Небес, где Бог раздает дары не по заслугам, к счастью, а по Своему милосердию, потому что по заслугам нам бы и не хотелось. Не знаю, есть ли среди присутствующих кто-нибудь, кому хочется получить по заслугам? По заслугам мы знаем, куда мы пойдем, если Бог помянет все наши злые дела, но мы, к счастью, пришли сюда, чтобы получить по милости. И эта милость дана нам и Богом, и этим подвигом древних людей, которых мы сегодня прославляем. Пусть Бог нас спасет молитвами святых праотцев и научит нас их мужеству, их терпению, их доверию к Богу. Пускай Господь вознесет нас к вершинам Небес по их молитвам и ходатайством величайшей из всех дочерей человеческих, Пречистой и Преблагословенной Марии. Спаси вас Господь!