I. <i>Замечания о родословии Иисуса Христа</i>. 1. Евангелист озаглавливает родословие Иисуса Христа, как Сына Давидова и Авраамова. Слово Сын он употребляет здесь в смысле потомка, происходящего от Давида и Авраама. Упоминает об этих двух патриархах по тому значению и уважению, какими они пользовались у иудеев, и потому, что им, главным образом, дано было обетование о Спасителе мира. Назван Иисус Христос сперва потомком Давида, хотя Давид жил после Авраама спустя более 800 лет, — это потому, что обетование, данное Давиду, как недавнее, лучше сохранялось и удерживалось в памяти иудеев и яснее могло представлять царственный образ Мессии, как потомка царя, особенно знаменитого и славного у иудеев. 2. В родословии записаны и означены только главные лица, от коих по обетованию должен был произойти Мессия, а не все члены семейств. Например, евангелист, сказав, что Авраам родил Исаака, Исаак Иакова, Иаков Иуду, не упомянул о детях Авраама, рожденных от Хеттуры, ибо им не дано было обетования о Спасителе мира. Не упомянут также другой сын Исаака — Исав, ибо он продал свое первородство, с которым было соединено обетование о Спасителе. Из детей Иакова упомянут один Иуда, так как ему пред прочими братьями отец изрек пророчество о Мессии. 3. Б родословии нет полного списка преемственных лиц; некоторые роды совсем опущены. Так, от Фареса до Наассона прошло около 430 лет, а показано только три лица — Эсром, Арам, Аминадав. От Иорама до Озии (ст. 8) опущены цари Охозия, Иоас, Амасия. Полагают, что некоторые лица евангелист исключил из родословия потому, что считал их недостойными быть исчисленными в ряду наследников Давидова престола и предков Господа. 4. В родословие вошли женщины, и притом не отличавшиеся строгою нравственностью: например, Иуда родил Фареса и Зару от Фамари (ст. 3) чрез кровосмешение; Салмон родил Вооза от Рахавы — блудницы; Вооз родит Овида от Руфи — иноплеменницы; Давид родил Соломона от жены Урии, которою он овладел незаконно. В объяснение сего святой Златоуст говорит: «Христос и порочных людей удостоил быть сродниками, не стыдясь нимало наших пороков, — и если великие праотцы были виновны во грехах, то пришествие Его было необходимо». 5. В ст. 17 евангелист делит родословие на три части: в первой — от Авраама до Давида — исчисляет четырнадцать родов; во второй — от Давида до переселения иудеев в Вавилон по случаю пленения их — четырнадцать родов; в третьей — от плена Вавилонского до рождения Христа — четырнадцать родов. На самом деле в некоторых из этих частей заключается число родов, больше четырнадцати, но евангелист оставляет во всех частях одинаковое число, вероятно, для того, чтобы можно было удобнее запомнить родословную таблицу. II. <i>Повествование об обстоятельствах рождества Иисуса Христа</i>. Ст. 18. <b>Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого</b>. Пресвятая Дева Мария, живши при храме иерусалимском, дала обет навсегда остаться девою. Священники, желая и сохранить за Нею данный Ею обет, и оградить Ее, сироту (родителей тогда у Нее в живых не было), от оскорблений, обручили Ее благочестивому старцу Иосифу, как невесту. Пресвятая Дева перешла из храма жить в дом Иосифа, как обрученная невеста, а не как жена его. В доме Иосифа Архангел благовествовал Ей о рождении от Нее Иисуса Христа, и Она, прежде, нежели сочеталась с Иосифом, зачала во чреве Своем от Духа Святого. Ст. 19. <b>Иосиф же, муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее</b>. Иосифу не была известна тайна благовещения. Он увидел, что Мария имеет во чреве зачатое, и заподозрил Ее в неверности. Закон строго карал дев, нарушивших верность до времени брака; но Иосиф, как человек добрый, не хотел огласить Марию публично и тем подвергнуть Ее тяжкому бесславию, а решился отпустить Ее от себя тайно, не оглашая причин развода. Ст. 20. <b>Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого</b>. Пресвятая Дева Мария сама, конечно, видела смущение Иосифа, но не объявляла ему о тайне благовещения, не надеясь словом человеческим уверить его в ней. Как смиренная раба Господня, она верила, что сам Господь откроет эту святую тайну и успокоит Иосифа. И действительно: Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! Называя Иосифа потомком Давида, небесный вестник напоминает ему сим об обетовании о Спасителе мира, которое дано было Давиду и потомству его. Не бойся принять Марию, жену твою, т.е. не сомневайся в Ее чистоте и невинности, не удаляй Ее из своего дома, но удержи и храни Ее: ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Ст. 21. <b>Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их</b>. Чтобы более разевать сомнения Иосифа, Ангел еще яснее открывает ему тайну воплощения Спасителя от Девы Марии и говорит, что Она родит именно Сына, — что этот Сын и есть ожидаемый Спаситель мира Иисус, ибо Он спасет людей Своих, т.е. тех, которые обратятся к Нему и примут учение Его, и тем примирит их с Богом и дарует вечное спасение. Ст. 22—23. <b>А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит с нами Бог</b>. Некоторые из церковных писателей и эти слова считают словами Ангела, сказанными Иосифу. Приведенное небесным вестником пророчество Исаии, сказанное за 700 слишком лет до Рождества Христова и исполняющееся ныне на обрученной Ему пречистой Деве Марии, должно было еще более убедить верующий дух праведного старца. В словах пророчества нарекут имя Ему Еммануил, что значит с нами Бог выражается та мысль, что Дева родит не простого человека, но Бога, Который явно будет обитать и жить среди людей в теле человеческом. Ст. 24. <b>Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою</b>. Праведный старец тотчас же оставил свое намерение и удержал Пресвятую Деву в своем доме, с благоговением ожидая исполнения тайны — рождения от Нея Бога Еммануила. Ст. 25. <b>И не знал Ее. Как, наконец, Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя Иисус</b>. Т.е. и хранил Иосиф Марию, как Пречистую Деву, невесту, — и в сей совершенной девственной чистоте Она родила Сына Своего первенца, — а Иосиф нарек Ему имя Иисус, сказанное Ангелом. Слово первенец указывает только, что Иисус родился от Пресвятой Девы первый, и не дает того смысла, будто и после Него были другие дети от Нее. Иисус Христос есть единородный Сын Бога Отца по Божеству Своему и есть единый и единородный Сын Девы Марии по человечеству.