<i>Беседа на Вознесеніе Господне</i> <span class="is-important">1</span>. ... Послѣ воскресенія изъ мертвыхъ Спаситель денми четыредесятми являлся ученикамъ (<a class="verse-link link_text" href="/bible/deania-apostolov/glava-1/?verse=1:3">Деян. 1:3</a>). Но Онъ былъ доступенъ видѣнію ихъ только одиннадцать разъ, и это — естественно: учениковъ было одиннадцать, и Онъ совершилъ одиннадцать явленій. Гдѣ же доказательство того, что Онъ былъ видимъ только одиннадцать разъ? Это можно видѣть изъ слѣдующаго. Первый разъ Господь явился Маріи у гроба и остальнымъ женамъ (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-marka/glava-16/?verse=16:9">Мк. 16:9</a>; <a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-20/?verse=20:11, 14-17">Ин. 20:11, 14-17</a>; <a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-28/?verse=28:5">Мф. 28:5</a>), какъ и предвозвѣстилъ Исаія, призывая женъ и говоря: жены грядущія съ позорища пріидите (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-proroka-isaii/glava-27/?verse=27:11">Ис. 27:11</a>), возвѣстите намъ (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-28/?verse=28:10">Мф. 28:10</a>). Потомъ онъ явился Петру (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/glava-15/?verse=15:5">1 Кор. 15:5</a>), послѣ — Клеопѣ и другому ученику, когда они совершали путь въ Еммаусъ, хотя они и не узнали Его, и въ преломленіи хлѣба, когда Онъ открылся имъ (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-24/?verse=24:13-35">Лк. 24:13-35</a>), затѣмъ — десяти, въ отсутствіе Ѳомы сущу поздѣ въ день той (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-20/?verse=20:19">Ин. 20:19</a>), послѣ — одиннадцати, когда и Ѳома присутствовалъ и былъ въ числѣ учениковъ (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-20/?verse=20:26">Ин. 20:26</a>), потомъ явися болѣ пятисотъ братіямъ единою, какъ возвѣщаетъ Павелъ, добавляя, что отъ нихже множайшіи пребываютъ доселѣ (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/glava-15/?verse=15:6">1 Кор. 15:6</a>), еще — явился Іакову, какъ и объ этомъ учитъ Павелъ (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/glava-15/?verse=15:7">1 Кор. 15:7</a>), потомъ — семи при морѣ Тиверіадскомъ, т. е. Петру и Ѳомѣ и Наѳанаилу, Іакову и Іоанну и двоимъ другимъ изъ учениковъ Его (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-21/?verse=21:1-2">Ин. 21:1-2</a>), послѣ — всѣмъ Апостоламъ, т. е. семидесяти (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/glava-15/?verse=15:7">1 Кор. 15:7</a>), далѣе — на горѣ Галилейской, аможе повелѣ имъ Іисусъ (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-28/?verse=28:16">Мф. 28:16</a>), и наконецъ, на горѣ Елеонской, гдѣ было и вознесеніе. Изъ евангелистовъ только одинъ Лука подробно разсказывалъ о вознесеніи (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-24/?verse=24:36-52">Лк. 24:36-52</a>), и онъ же опять съ этого событія началъ излагать Дѣянія святыхъ Апостоловъ (<a class="verse-link link_text" href="/bible/deania-apostolov/glava-1/?verse=1:2-12">Деян. 1:2-12</a>). Ибо Евангеліе Матѳея имѣетъ слѣдующее окончаніе: Единіинадесяте ученицы идоша въ Галилею, въ гору, аможе повелѣ имъ Іисусъ. И видѣвше Его, поклонишася Ему, ови же усумнишася. И приступль Іисусъ рече имъ: дадеся ми всяка власть на небеси и на земли. Шедше убо научите вся языки, крестяще ихъ во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще ихъ блюсти вся, елика заповѣдахъ вамъ: и се Азъ съ вами есмь во вся дни до скончанія вѣка. Аминь (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-24/?verse=24:16-20">Мф. 24:16-20</a>). Такимъ образомъ евангелистъ Матѳей ничего не прибавляетъ о вознесеніи. Маркъ хотя и упоминаетъ о немъ, но какъ бы мимоходомъ, говоря: Господь убо, по глаголаніи Его къ нимъ, вознесеся на небо и сѣде одесную Бога (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-marka/glava-16/?verse=16:19">Мк. 16:19</a>), и не сообщаетъ ни о мѣстѣ, ни о способѣ, ни о другомъ какомъ-либо существенномъ признакѣ столь важнаго событія. Евангеліе Іоанна въ концѣ своемъ не излагаетъ исторіи вознесенія, а только знаменательно прибавляетъ: суть же и ина многа, яже сотвори Іисусъ, яже аще бы по единому писана быша, ни самому мню всему міру вмѣстити пишемыхъ книгъ. Аминь (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-21/?verse=21:25">Ин. 21:25</a>). Такимъ образомъ, только одинъ Лука, какъ сказано, болѣе подробно изложилъ въ концѣ своего Евангелія исторію вознесенія и это же событіе поставилъ въ началѣ Дѣяній святыхъ Апостоловъ. Христосъ повелѣ Апостоламъ отъ Іерусалима не отлучатися, но ждати обѣтованія Отча, еже слышасте отъ Мене (<a class="verse-link link_text" href="/bible/deania-apostolov/glava-1/?verse=1:4">Деян. 1:4</a>). Что Спаситель говорилъ Апостоламъ о семъ, — это ясно, ибо Онъ сказалъ: восхожду ко Отцу моему (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-20/?verse=20:17">Ин. 20:17</a>), и Азъ умолю Отца и послетъ вамъ Утѣшителя (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-14/?verse=14:16, 26">Ин. 14:16, 26</a>). А гдѣ Отецъ обѣтовалъ? Въ Евангеліи обѣтованіе Отца не находится. Конечно, ясно, что оно имѣется у пророковъ, какъ свидѣтельствуетъ Павелъ, говоря: Павелъ рабъ Іисусъ Христовъ, званъ Апостолъ, избранъ въ благовѣстіе Божіе, еже прежде обѣща пророки своими въ писаніихъ святыхъ, о Сынѣ Своемъ (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-rimlanam-poslanie-ap-pavla/glava-1/?verse=1:1-3">Рим. 1:1-3</a>). Итакъ, обѣщавъ прежде благовѣстіе, Отецъ обѣтовалъ дать и Духа Святаго. И чрезъ пророка Богъ сказалъ: въ послѣднія дни, глаголетъ Господь Вседержитель (<a class="verse-link link_text" href="/bible/deania-apostolov/glava-2/?verse=2:17">Деян. 2:17</a>), излію отъ Духа Моего на всяку плоть, и прорекутъ сынове ваши и дщери ваши, и старцы ваши сонія узрятъ, и юноши ваши видѣнія увидятъ, ибо на рабы Моя и на рабыни Моя во дни оны излію отъ Духа Моего (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-proroka-ioila/glava-2/?verse=2:28-29">Иоил. 2:28-29</a>). Вотъ обѣтованіе, а сошествіе произошло тогда, когда Духъ Святый, въ видѣ огненныхъ языковъ, почилъ по одному на каждомъ изъ учениковъ, и они начали прославлять величіе Божіе (<a class="verse-link link_text" href="/bible/deania-apostolov/glava-2/?verse=2:2-12">Деян. 2:2-12</a>). Что Отецъ говоритъ это, а не Сынъ, ясно вытекаетъ изъ слѣдующихъ словъ: и дамъ, говоритъ, чудеса на небеси вверху и на земли внизу, кровь и огнь (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-proroka-ioila/glava-2/?verse=2:30">Иоил. 2:30</a>), — кровь, которая истекла изъ ребра Господа послѣ смерти (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-19/?verse=19:34">Ин. 19:34</a>), и огонь, который, какъ сказано, былъ раздѣленъ Апостоламъ (<a class="verse-link link_text" href="/bible/deania-apostolov/glava-2/?verse=2:3">Деян. 2:3</a>). И солнце, говорится далѣе, обратится во тьму и луна въ кровь, прежде неже пріити дню Господню великому и просвѣщенному (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-proroka-ioila/glava-2/?verse=2:31">Иоил. 2:31</a>), т. е. дню Сына. А что это сказано Отцемъ, а не пророкомъ, о семъ свидѣтельствуетъ начало изреченія, которое говоритъ: въ послѣднія дни, глаголетъ Господь, излію отъ Духа Моего на всяку плоть, и прочее: ясно, что здѣсь разумѣется не пророкъ, который подобенъ намъ, но Господь Богъ и Отецъ, посылавшій его. Мы знаемъ, что Апостолы получили крещеніе прежде страданія Христа, именно крещеніе Іоанна. А Спаситель до страданія Своего не давалъ другого крещенія, чтобы не уничтожить проповѣди Іоанна и не дать повода іудеямъ возражать, что Онъ, вслѣдствіе высокомѣрія предъ Крестителемъ, ввелъ Свое крещеніе. Христосъ восполняетъ недостающее, но не крещеніемъ водою, но крещеніемъ Духомъ, какъ и Самъ говоритъ: вы имате креститися Духомъ Святымъ, не по мнозѣхъ сихъ днехъ (<a class="verse-link link_text" href="/bible/deania-apostolov/glava-1/?verse=1:5">Деян. 1:5</a>), т. е. черезъ десять дней. Эти десять дней, очевидно, были назначены для укрѣпленія вѣры Апостоловъ, ибо въ то время, какъ благодать почивала и не исполнялось ни одно изъ обѣтованій, вѣра ихъ упражнялась и надежда получала возможность принести несомнѣнный плодъ. Итакъ, креститься Духомъ Святымъ равносильно полученію Духа Святаго. Апостолы до страданія Господа были крещены не Духомъ, но водою, и это очищеніе было во оставленіе грѣховъ (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-3/?verse=3:3">Лк. 3:3</a>), но не для общенія съ Духомъ Святымъ. А что Іоаннъ крестилъ и Апостоловъ, это дѣлаетъ яснымъ Господь въ рѣчи къ Петру, не соглашавшемуся на умовеніе ногъ, сказавши: измовенный не требуетъ, токмо нозѣ умыти, есть бо весь чистъ (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-13/?verse=13:10">Ин. 13:10</a>). Этими словами Господь показалъ, что не только Петръ, но и остальные Апостолы, нуждающіеся только въ умовеніи ногъ, омыты крещеніемъ Іоанна. Итакъ, Спаситель не отвергъ крещеніе покаянія и во оставленіе грѣховъ, совершавшееся Іоанномъ (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-3/?verse=3:2-3">Лк. 3:2-3</a>), но усовершилъ, присоединивъ полученіе дара Духа Святаго (<a class="verse-link link_text" href="/bible/deania-apostolov/glava-2/?verse=2:38">Деян. 2:38</a>). Можно думать и говорить, что крещеніе Предтечи содѣлывало отпущеніе грѣховъ, но не всѣхъ, какъ не давали его и законные обряды и жертвы. Ибо ни законъ, ни крещеніе Іоанна не давали очищенія ни отъ намѣреннаго убійства (<a class="verse-link link_text" href="/bible/cisla/glava-35/?verse=35:20">Чис. 35:20</a>), ни въ томъ случаѣ, если кто нибудь разстраивалъ чужой бракъ, ни отъ того, что участникамъ преступленія вызывало, какъ наказаніе, страшный оный и небесный огонь (<a class="verse-link link_text" href="/bible/bytie/glava-19/?verse=19:24-25">Быт. 19:24-25</a>), ни отъ многихъ другихъ позорныхъ и подобныхъ дѣлъ, но за всѣ эти преступленія законъ назначилъ судіею мечъ; крещеніе же Іоанна приводило къ общенію и спасенію, которое было гораздо выше свойственной крещенію силы (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-3/?verse=3:16">Лк. 3:16</a>). Посему и Спаситель нашъ, порицая жестокосердіе и упорство фарисеевъ, возвѣщая, что они имѣли мысли болѣе дурныя и неправильныя, чѣмъ мытари и блудницы, и вмѣстѣ поучая, кто можетъ отвратиться отъ грѣха и отъ какихъ именно прегрѣшеній можетъ избавиться, говоритъ: пріиде къ вамъ Іоаннъ Креститель путемъ праведнымъ, и не вѣровасте ему; мытари же и любодѣйцы вѣроваша ему; вы же видѣвше не раскаястеся послѣди, вѣровати ему (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-21/?verse=21:32">Мф. 21:32</a>). Такимъ образомъ Іоаннъ посредствомъ крещенія могъ для искренно покаявшихся содѣлывать очищеніе отъ неправильнаго взиманія сборовъ, отъ блуда и подобныхъ грѣховъ, но не избавлялъ отъ скверны преступленій ни разбойниковъ, ни гробокопателей, ни другихъ тайныхъ грѣшниковъ, которые и не имѣли смѣлости явиться и исповѣдать грѣхи свои (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-3/?verse=3:6">Мф. 3:6</a>), потому что сознаніе шло имъ на встрѣчу, угрожало наказаніемъ законовъ и не позволяло открываться предъ другими. Еслибы Духъ не былъ Богъ и еслибы Онъ не былъ источникомъ божественной благодати, то какимъ образомъ облекшіеся въ божественное одѣяніе, во Христа, облекаются и въ частное, одѣяніе Духа? Ибо если Апостолъ пишетъ — елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-galatam-poslanie-ap-pavla/glava-3/?verse=3:27">Гал. 3:27</a>), а Спаситель говоритъ — вы же сѣдите во градѣ Іерусалимѣ, дондеже облечетеся силою свыше (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-24/?verse=24:49">Лк. 24:49</a>), нашедшу Святому Духу на вы (<a class="verse-link link_text" href="/bible/deania-apostolov/glava-1/?verse=1:8">Деян. 1:8</a>), то какъ, во время божественнаго одѣянія, мы облекаемся и въ рабское? Итакъ, ясно, что то и другое одѣяніе равночестно и даруетъ одну и ту же силу благодѣянія и благодати. Духъ Святый называется облеченіемъ вѣрныхъ не какъ платье, но въ томъ смыслѣ, какъ огонь обнимаетъ желѣзо и бываетъ весь во всемъ. Такъ и мы облекаемся во Христа, равно какъ и въ Духа Святаго, не какъ въ одежду, совнѣ на насъ находящуюся, но въ томъ смыслѣ, что сердце и помыслы наши исполнены свѣта и лицо — благодати. И Апостолы взирающе бяху на небо, идущу Ему (<a class="verse-link link_text" href="/bible/deania-apostolov/glava-1/?verse=1:10">Деян. 1:10</a>). Не сказано — когда Господь возносился, но когда восходилъ, ибо плотію Онъ вознесеся (<a class="verse-link link_text" href="/bible/deania-apostolov/glava-1/?verse=1:22">Деян. 1:22</a>), а могуществомъ восходилъ. Ангелы называютъ учениковъ Галилеянами (Деян. 1:10-11}}}), восхваляя ихъ, ибо Галилеяне означаетъ откровенные. Христосъ въ Канѣ Галилейской совершилъ первое чудо (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-2/?verse=2:11">Ин. 2:11</a>) и тамъ явилъ и открылъ славу Свою. Посему и пророкъ Исаія предвозвѣстилъ: восплакася земля, посрамленъ Ливанъ, блато бысть Саронь, явлена будетъ Галилея и Хермель (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-proroka-isaii/glava-33/?verse=33:9">Ис. 33:9</a>). И Илія, какъ рабъ, бысть взятъ на воздушную высоту, но не на небо, а яко на небо (<a class="verse-link link_text" href="/bible/4a-kniga-carstv/glava-2/?verse=2:11">4 Цар. 2:11</a>). Господь же, какъ Владыка всяческихъ, не яко на небо вознесеся, но дѣйствительно на небо вознесся. Илія былъ взятъ посредствомъ огненныхъ коней (<a class="verse-link link_text" href="/bible/4a-kniga-carstv/glava-2/?verse=2:11">4 Цар. 2:11</a>), т. е. ангельской силы, облекшейся въ этотъ образъ; такое пониманіе событія показываетъ, что пророкъ совершитъ свое воздушное восхожденіе не выше неба, но, достигнувъ его, остановится въ своемъ необыкновенномъ вознесеніи, ибо огонь не можетъ проникнуть выше неба, и тяжесть коней не дастъ возможности всаднику проѣхать весь небесный сводъ. Христосъ же, общій Владыка и Богъ нашъ, дориносимый ангелами, совершаетъ небесное, превышающее всякій умъ и разумѣніе, восхожденіе, а явленіе ангеловъ показываетъ, что между вознесеніемъ Господа и раба должно какъ мыслить, такъ и видѣть большое и многое различіе. Итакъ, намъ достаточно только раздавшагося голоса безплотныхъ, которые, въ то время какъ сонмъ Апостоловъ смотрѣлъ на общаго Владыку и Господа нашего, возносящагося на небо вмѣстѣ съ воспринятою имъ человѣческою плотію, изумлялся и удивлялся, вдругъ явились предъ ними и ясно сказали: что стоите зряще на небо? Сей Іисусъ вознесыйся отъ васъ на небо, такожде пріидетъ, имже образомъ видѣсте Его идуща на небо (<a class="verse-link link_text" href="/bible/deania-apostolov/glava-1/?verse=1:11">Деян. 1:11</a>). Онъ восходилъ, очевидно, для того, чтобы возсѣсть на Отчее лоно вмѣстѣ съ воспринятою имъ человѣческою плотію, какъ и прежде на землѣ Онъ былъ видимъ, нося одѣяніемъ плоть (<a class="verse-link link_text" href="/bible/2oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/glava-5/?verse=5:16">2 Кор. 5:16</a>) и принявъ образъ человѣка (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-filippijcam-poslanie-ap-pavla/glava-2/?verse=2:7">Флп. 2:7</a>). Итакъ, и опять онъ явится въ томъ же самомъ видѣ и съ той же природою, чтобы достигли познанія о всеобщемъ Владыкѣ, какъ утверждаетъ священное предсказаніе. И тогда кому (явится)? Не людямъ обыкновеннымъ, и не тѣмъ, кои въ малой степени превосходятъ другихъ людей въ Божественномъ одушевленіи и въ высотѣ созерцанія, а равно и остальными добродѣтелями, но только тѣмъ, которые изъ всего человѣческаго рода Самимъ Создателемъ были предназначены служить исперва самовидцы и слуги Словесе (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-1/?verse=1:2">Лк. 1:2</a>). Аминь. <br><div class="interpretation-note"><p class="interpretation-note-title">Примечания</p><span><ul> Примѣчаніе: <span class="is-important">1</span> Переложеніе на русскій языкъ съ греческаго текста, помѣщеннаго въ изданіи — Τοῦ ἐν ἁγίοις πατρὸς ἠμῶν Φοτίου πατριάρχου Κωνσταντινουπόλεως λόγοι ϰαὶ ὁμιλίαι ὀγδοήϰοντα τρεῖς, ἐϰδίδοντος Σ. Ἀριστάρχου. Τόμος πρῶτος, σελ. 203-212. Κωνσταντινούπολις. 1901. По мнѣнію издателя, настоящая бесѣда была произнесена знаменитымъ витіею 12-го мая 858 года. </ul></span></div> <br><div class="interpretation-root"><p class="interpretation-root-title">Источник</p><span>Источникъ: Бесѣда на Вознесеніе Господне святѣйшаго Фотія, патріарха Константинопольскаго. Церковныя вѣдомости, издаваемыя при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ. Еженѣдельное изданіе, съ прибавленіями. 1901. Первое полугодіе. — СПб.: Сѵнодальная Типографія, 1901. — С. 635-639.</span></div>