Возлюбленные! Пусть, подобно органу радования, звучат ныне слова и песни наши. Возьмем «<i>псалтирь... с гусльми</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-80/?verse=80:3">Пс. 80:3</a>), воспоем Богу нашему, воспоем «<i>разумно</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-46/?verse=46:8">Пс. 46:8</a>), – воспоем славу Воздвижения. Покажем, где в Писании явлен образ Воздвижения: может быть, мы узнaем отсюда, как велико и премирно Воздвижение креста – и что не напрасно обретение его празднуется во всей земле по всем Божиим церквам. Итак, воздвигается крест, являющийся из земли, недавно сокрытый завистью. Воздвигается крест (не для прославления: ибо какую бо́льшую славу он может приобрести, когда к нему был пригвожден Христос?), дабы прославлен был Бог, в нем покланяемый и им проповедуемый. Воздвигается крест, дабы с ним вознесен был рог наш. Воздвигается крест, дабы смирить гордого; воздвигается крест, дабы связать крепкого и чрез нас расхитить сосуды его. Воздвигается крест, дабы явилась тщетною зависть иудеев, дабы не сокрывалось погребенное в земле сокровище жизни, дабы мы прияли бисер, который распинатели показали нам против своего желания.    Сокровище жизни не могло оставаться неизвестным до конца, и несчастные, допрашиваемые различными способами и обличаемые своею злобою, не могли укрываться от недремлющего ока. Что же поэтому делает Бог, на кресте и крестом соделавший «<i>спасение посреде земли</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-73/?verse=73:12">Пс. 73:12</a>)? – Вложил царице горячее желание, а на них послал страх, смутивший всю их жизнь. Когда они увидели, что не могут воспрепятствовать розысканиям, то, показывая вместо нежелания согласие, открыли многоценное знамение Владыки. А оно выходит из преисподних земли, как бы из некоторого иного неба, подобно солнцу, сияя лучами Владыки. Вышло из сокровищниц земли знамение Владыки, – знамение, потрясенные которым адские пещеры освободили содержимые в них души. Как жених из чертога, вышел из земной опочивальни крест Господень, из-за которого обрученная Христу церковь языческая отвергла многообразное нечестие эллинское. Вышла духовная жемчужина верных, утвержденная на венце Христовом, дабы озарять всю вселенную. Вышло украшение Церкви – крест Христов, дабы украсить всяческую земную тварь. Вышел крест, как невинный из темницы, дабы призвать виновных, – неудержимый узами, дабы освободить связанных, – из темных мест светильник света, дабы (разгнав тьму неведения) разлить свет познания. Итак, по справедливости Церковь, радуясь о кресте Христовом, облекается в свой хитон и, являясь подобно невесте, чествует наступление настоящего дня. По справедливости сие множество людей собралось ныне, дабы узреть явленный ныне крест и поклониться Христу, которого видит возносимым вместе с ним (крестом): ибо он явился, чтобы быть воздвигнутым, и воздвигается, чтобы его видели. Какой-же это крест? Недавно сокрытый на Голгофе, теперь везде почитаемый. Ему мы празднуем сегодня, ради него собираемся. Он – причина настоящего праздника. Таково объяснение таинства.    Впрочем, пора посредством свидетельства Писания соделать достоверным и воздвижение самого креста, как это мы обещали немного ранее. Надлежало тому сокрытому и животворящему древу быть поставленным (как городу на верху горы, или как светильнику на свещнице), дабы оно было видно всему миру. Поэтому-то, конечно, первые из христиан, при общем торжестве всей Церкви, повелели воздвигнуть его на высоту и как бы с высокой башни показать всему собранию. Это же ныне делают принявшие достоинство первосвященническое. Восходя на возвышенное место церкви и воздвигая на высоту сей многочестный и преславный крест, они многократно поднимают его и показывают народу, только что не восклицая: «се обретено утаенное сокровище спасения! се – печать, которою мы назнаменались! Вот – крест, чрез который мы познаны Распятым! Вот – рог, которым мы «<i>избодем</i>» врагов наших (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-43/?verse=43:6">Пс. 43:6</a>), в котором мы безопасно избежим сетей противника, – уповая на который, мы будем считать раны демонов стрелами младенцев (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-54/?verse=54:22">Пс. 54:22</a>). Вот ныне мы видим «<i>живот висящ пред очами</i> нашими» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/vtorozakonie/glava-28/?verse=28:66">Втор. 28:66</a>). Итак, внемлем пророку, который говорит: «<i>возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-98/?verse=98:5">Пс. 98:5</a>). Воспоем с Давидом песнь Давидову: «<i>вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-107/?verse=107:6">Пс. 107:6</a>), «<i>вознесися судяй земли</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-93/?verse=93:2">Пс. 93:2</a>), «<i>да укрепится рука Твоя, и вознесется десница Твоя</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-88/?verse=88:14">Пс. 88:14</a>), «<i>не забуди убогих Твоих до конца</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-73/?verse=73:19">Пс. 73:19</a>), «<i>во благоволении Твоем вознесется рог наш</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-88/?verse=88:18">Пс. 88:18</a>). Внидем в самый рай Писания, соберем, как цветы, приличные этому времени (изречения), возьмем в руководители пророков, которые предвозвещают Воздвижение креста.    И первый пусть ведет нас Моисей, служитель Божий и законодатель, вознесший медного змия, не затем, чтобы он был прославлен, но чтобы послужил знамением (и ядом меди изображая яд злобы, как на суде, показывал сходство меди со злом). И сам Моисей воздвиг некогда руки (<a class="verse-link link_text" href="/bible/ishod/glava-17/?verse=17:11">Исх. 17:11</a>), прообразуя распеншагося Христа и воздвигаемый ныне крест. Уловляя некогда Амалика, Иисус молился: «<i>да станет солнце прямо Гаваону и луна прямо дебри Елон</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-iisusa-navina/glava-10/?verse=10:12">Нав. 10:12</a>), не для того только, чтобы возвестить день креста, в который распрострется «<i>тьма... по всей земли</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-27/?verse=27:45">Мф. 27:45</a>), и не для того только, чтобы в сей день сделать достоверною высоту силы Божией и мышцу Его, вознесшуюся над врагами, но чтобы показать и воздвижение креста, и прообразовать восхождение на нем Солнца Славы. И Авраам принес жертву (<a class="verse-link link_text" href="/bible/bytie/glava-22/?verse=22:13">Быт. 22:13</a>) во образ таинственного жертвоприношения, но, повинуясь внезапному гласу с высоты, заклал на вершине горы агнца, прообразуя вознесение креста на высоту. Бывшие с Азариею в огне Вавилонской пещи, молясь, некогда воздвигли руки на высоту и угасили поднявшееся в ней пламя огненное (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-proroka-daniila/glava-3/?verse=3:24">Дан. 3:24</a>), воздвижением рук изображая возносимый крест. Иона воздвиг некогда глас (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-proroka-iony/glava-2/?verse=2:2">Ион. 2:2</a>), крестовидно совозвысив руки, и тотчас привлек свышнюю силу, будучи невредимо извержен зверем. Славная Иудифь воздвигла некогда меч над главою спящего Олоферна (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-iudif/glava-13/?verse=13:9">Иудиф. 13:9</a>), прообразуя воздвижение Креста, и соделала спасение Израилю. Даниил некогда во рву львином воздвиг глас к Вышнему, прообразуя воздвижение креста, когда пророк Аввакум, восхищенный в мгновение ока, принес ему пищу (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-proroka-daniila/glava-14/?verse=14:30-38">Дан. 14:30-38</a>). А что думает Иеремия, говоря от лица богоубийц: «<i>приидите и вложим древо в хлеб его и потребим от земли живущих</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-proroka-ieremii/glava-11/?verse=11:19">Иер. 11:19</a>). И что значат подобные этим слова Исаии, который говорит негде: «<i>яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стрегущим его безгласен. Во смирении Его суд Его взятся. Яко вземлется от земли живот Его... И той грехи многих вознесе</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-proroka-isaii/glava-53/?verse=53:7-8, 12">Ис. 53:7-8, 12</a>)? Куда (вознесе), если не на древо крестное, пригвоздивши к которому сей хлеб, они не оставили Его прежде, чем вознесли Его на высоту, во свидетельство видящим и во образ настоящeго Воздвижения? Как, в самом деле, назвать это, если не воздвижением и явлением креста, равно как и закланием Агнца, вознесеннoго на крест и пригвоздившeго грехи мира, чем ясно указано на Воздвижение креста?!. Но довольно приводить свидетельства из Писания, предвозвестившиe Воздвижение креста, дабы многие не пресытились словом.    Мы же, поклоняясь в нем (кресте) Христу, помыслим о величии силы Его и о чудесном Его домостроительстве о нас чрез крест, как говорит Божественный Давид: «<i>Бог царь наш прежде век содела спасение посреде земли</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-73/?verse=73:12">Пс. 73:12</a>). Сей крест есть и видимое древо и часто в Писании называется «знамением». И подлинно, что значат слова Давида: «<i>сотвори со мною знамение во благо</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-85/?verse=85:17">Пс. 85:17</a>), «<i>знаменася на нас свет лица Твоего, Господи</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-4/?verse=4:7">Пс. 4:7</a>), «<i>дал еси боящимся Тебе знамение, еже убежати от лица лука</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-59/?verse=59:6">Пс. 59:6</a>)?! Или что говорит и Сам Господь в Евангелии: «<i>и тогда явится знамение Сына человеческаго</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-24/?verse=24:30">Мф. 24:30</a>), и прежде сего: «<i>род сей... знамения ищет, и знамение не дастся ему, токмо знамение Ионы пророка</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-12/?verse=12:39">Мф. 12:39</a>; <a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-11/?verse=11:29">Лк. 11:29</a>), которое и само объясняется крестом? А что хотел сказать Симеон Богоприимец, благословляя Деву, когда принял во образе младенца Господа и произнес: «<i>се лежит сей на падение и на востание многим во Израили, и в знамение пререкаемо</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-2/?verse=2:34">Лк. 2:34</a>)? Не ясно ли словом «<i>знамение</i>» он указал на крест? Крест называется также «<i>силою</i>», на что указывает Давид: «<i>сказал еси силу Твою в людех Твоих</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-76/?verse=76:15">Пс. 76:15</a>), – и «<i>мышцею</i>»: «<i>избавил еси мышцею Твоею люди Твоя</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-76/?verse=76:16">Пс. 76:16</a>). А что сила Христова есть крест, об этом послушай Павла, который говорит: «<i>слово крестное погибающим убо юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/glava-1/?verse=1:18, 24">1 Кор. 1:18, 24</a>). Послушай и Самого Господа, Который говорит Моисею: «<i>ожесточая ожесточу сердце Фараоново, дабы явить на нем всю силу Мою</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/ishod/glava-4/?verse=4:21">Исх. 4:21</a>, <a class="verse-link link_text" href="/bible/ishod/glava-7/?verse=7:3">Исх. 7:3</a>, <a class="verse-link link_text" href="/bible/ishod/glava-9/?verse=9:12">Исх. 9:12</a>), указывая здесь на силу, явленную чрез жезл Моисеев не без прообраза креста, на силу всемогущую – содетельницу преславных чудес Его. Так научились мы и мыслить, и мудрствовать о кресте; так всегда мы увещаваем верный народ Божий чтить и величать крест: ибо им были уловлены языки, повсюду разсеялась вера. Возделав им, как ралом, безплодное человеческое естество, ученики Христовы приготовили Церкви обильную жатву уверовавших во Христа. Укрепляемые им (крестом) мученики и падая поражали мучителей. Чрез него познан Христос, и церковь верных, постоянно раскрывая Писания, вводит Сына Божия, Самого Бога Господа, громогласно возвещающeго: «<i>аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возьмет крест свой, и последует Ми</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-9/?verse=9:23">Лк. 9:23</a>). Чрез него везде процветает и проповедуется христианство. Им укрепляется царская власть, утверждается государство, изнемогают враги, как громом поражаются демоны: ибо мы веруем, что им и в нем спасаются, и он есть знамение Сына Человеческoго, и в нем, по написанному, «<i>всяка плоть узрит спасение Бога нашего</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-3/?verse=3:6">Лк. 3:6</a>), и «<i>воззрят иудеи нань, его же прободоша</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-proroka-zaharii/glava-12/?verse=12:10">Зах. 12:10</a>). Мы же, ходящие во свете Его, с ним прославимся и воцаримся вместе с Богом, составив с ангелами один лик вокруг Святoй Троицы, покланяемой во Отце и Сыне и Святом Духе, ныне и присно и во веки веков. Аминь.