Ин. 19:6—7. <b>Первосвященники и старейшины имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти, и привели Его к Пилату, говоря: Распни, распни Его! Пилат говорит им: Возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины. Иудеи отвечали ему: Мы имеем закон, и, по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим</b>. Первосвященники и старейшины иудейского народа осудили Иисуса Христа на смерть за то, что Он обличал их ложное учение, мнимую праведность и пороки. Иудеи находились тогда в подданстве у римлян, которые не дали им права самим осуждать на смерть кого бы то ни было без разрешения на то римского правительства; почему они и привели Иисуса Христа к Пилату, римскому правителю над Иудеею, и требовали от него утвердить их приговор о предании Христа на смерть. Пилат видел, что иудеи неправедно осудили Иисуса Христа, и высказал им ту мысль, что по римским законам он не признает Его виновным смерти, что, если они того хотят, то пусть судят Его по своим законам под своею ответственностью. У иудеев был закон, повелевающий предавать смерти человека, уличенного в богохульстве. Этот закон оставили им в силе и римляне. На суде у Каиафы на вопрос, предложенный им Иисусу Христу: <i>Сын ли Ты Божий</i>? — Господь ответил: <i>Да, как ты говоришь</i>. Это исповедание Христово признано было первосвященниками за богохульство — на эту вину Его они и указывали Пилату: Он сделал Себя Сыном Божиим. Ст. 8—9. <b>Пилат, услышав это слово, больше убоялся. И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: Откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа</b>. Пилат, услышав, что Иисус осуждается на смерть за присвоение Себе имени Сына Божия, еще более убоялся производить над Ним суд. Невозмутимое, величественное спокойствие, с которым Христос перенес пред сим бичевание, полная уверенность в истине и правде Своей возбудили в Пилате язычнике беспокойную мысль: «Не предстоит ли в самом деле у него на суде в образе Иисуса кто-нибудь из языческих богов?» Опять вошел он в судебную палату (преторию) и спросил Иисуса: Откуда Ты? Т.е. какого ты происхождения? Не с неба ли сошел сюда? На вопрос Пилата Иисус Христос не дал ответа: ему надобно было уяснять христианскую истину о единосущии Сына Божия с Отцом, — а этого Пилат, как язычник, правильно понять не мог; почему и бесполезно было говорить с ним об этом предмете. Ст. 10. <b>Пилат говорит Ему: Мне ли не отвечаешь? Не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?</b> Молчание Иисуса Христа не понравилось Пилату. Как язычник господин, он с гордостью указывает на свою власть — предать Его на распятие или отпустить, и тем дает знать, что благоразумие виновного должно бы побуждать не раздражать его, судию, но просить о помиловании. Ст. 11. <b>Иисус отвечал: Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше</b>. Господь исправляет мнение язычника о власти. Всякое начальственное лицо поставляется на известную деятельность Богом. Если иудеи находятся в подданстве у римлян, и если он, язычник, теперь судит Его, — то это сделалось не само собою, но по воле Божией. Ст. 13. <b>Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа</b>. Понял ли Пилат учение Господа в настоящем смысле, — неизвестно; но только он, по замечанию евангелиста, стал еще усерднее искать способы к освобождению Иисуса Христа от суда. Он вывел Иисуса вон из судебной палаты, сел пред нею на открытом возвышенном месте, выстланном камнем, и решился покончить суд над Иисусом в пользу его. Место, на котором сидел Пилат, по-гречески называлось Лифостротон, а по-еврейски <i>Гаввафа</i>. Ст. 14. <b>Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестой. И сказал Пилат иудеям: Се, Царь ваш!</b> Евангелист отмечает день и час этого суда над Господом, который против желания Пилата окончился осуждением Господа на смерть. Это было в пятницу, накануне праздника Пасхи, который приходился в тот год в субботу; а час дня был шестой, т.е. около полудня, в двенадцатом часу по нашему счету. Решившись освободить Иисуса, Пилат вывел Его, израненного, облитого кровью пред иудеев и с укоризной говорит им: <i>Се, Царь ваш</i>! Т.е. смотрите, кого вы обвиняете в присвоении Себе царского достоинства (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-19/?verse=19:12">Ин. 19:12</a>). Это ли Царь ваш? И если бы Он в самом деле присвоил Себе это звание, то, конечно, для вашей же народной пользы, — и потому не следовало бы вам вступаться в это и открыто предавать Его суду. Ст. 15. <b>Но они закричали: Возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: Нет у нас царя, кроме кесаря</b>. Слова Пилата крайне уязвили гордость первосвященников; они с озлоблением требовали, не отлагая времени, осудить Иисуса Христа на распятие. Когда же Пилат опять с насмешкою говорит им, что находит неприличным распинать их Царя, тогда первосвященники не постыдились произнести суд над собою и отвечали: <i>Нет у нас царя, кроме кесаря</i>, т.е. Бог лишил нас власти иметь царей своих и предал в рабство игу иноземному; мы стали народом, не способным к самостоятельному управлению. Ст. 16—18. <b>Тогда, наконец, он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса, и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса</b>. После такого публичного свидетельства представителей народа Пилат увидел, что бесполезно вести речь с ожесточенными и озлобленными, и, как язычник, не мог жертвовать правде выгодами своего положения и предал Иисуса Христа им на распятие. Иудеи только этого и дожидались: взяли Иисуса и повели на место казни, недалекое от города, на Голгофу. По обычаю того времени Иисус Христос, как осужденный, сперва Сам нес Свой крест; а когда Он изнемог под тяжестью его, то возложили крест, по сказанию евангелиста Матфея, на некоего Симона Киринеянина, который и донес его до Голгофы. Там, на Голгофе, распяли Христа и с Ним, по правую и левую сторону Его, других двоих, осужденных за различные злодеяния. Ст. 19—20. <b>Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь иудейский. Эту надпись читали многие из иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски</b>. Кроме креста осужденный на смерть должен был нести дощечку, на которой было означено преступление, приведшее к смерти крестной. Дощечка эта при распятии прибивалась к верхнему концу креста. Так и ко кресту Господа прибита была дощечка. В укор иудеям и посмеяние над ними Пилат написал на ней то, в чем неправедно обвиняли они Господа на суде: «<i>Иисус Назорей, Царь иудейский</i>». Надпись эта написана была на трех языках: еврейском, греческом и римском, чтобы мог прочитать ее каждый из пришедших на Пасху с разных сторон. Смысл надписи был такой: «Иисус, родом из незначительного городка Назарета, названный иудеями Царем иудейским, распят по требованию самих же иудеев». Надпись эту читали многие. Ст. 25—27. <b>При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдахина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын Твой. Потом говорит ученику: Се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе</b>. Когда с Голгофы народ стал расходиться, и у креста не тесно стало, тогда приблизились ко кресту Пречистая Матерь Божия, Ея сестра — Мария Клеопова, Мария Магдалина и любимый ученик Христа Иоанн. В предсмертные минуты Свои, Господь оказал особенную заботливость о Своей Матери, которая без Него оставалась одна, без крова и призора. Увидев Матерь и Иоанна, Господь обратился к Матери и, указывая глазами на Иоанна, сказал Ей: «<i>Се, Сын Твой</i>», потом, указывая ученику на Матерь Свою, сказал ему: «<i>Се, Матерь твоя</i>». Эта последняя воля Господа состояла в том, чтобы Матерь и ученик не разлучались между собою и после Его смерти, чтобы Иоанн принял на себя обязанность сына, а Матерь оказывала ему материнскую любовь. Добрый и преданный ученик с любовью принял завещание умирающего Учителя своего: взял Матерь Его в свой дом на свое сыновнее попечение и, как любящий сын, хранил и покоил Ее до самого честного успения Ее. Ст. 28, 30. <b>После того Иисус, зная, что уже все совершилось, преклонив главу, предал дух</b>. После сыновних распоряжений о Своей Матери, <i>Господь увидел, что уже все совершилось</i>, т.е. что чаша страданий вся выпита, что все, что ни придумала злоба Его врагов, испытано и перенесено, что правосудие Божие вполне удовлетворено Его страданиями, что искупление людей и примирение их с Богом совершилось, что остается только вкусить смерть, — почему с полным сознанием и преданностью воле Божией Сам преклонил Свою пречистую главу и предал дух. Ст. 31. <b>Но так как тогда была пятница, то иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, — ибо та суббота была день великий, — просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их</b>. Совершив беспримерное преступление — богоубийство, иудеи, опустив вящая в законе — суд и правду, и по распятии Господа обращаются к отцеживанию комара, к соблюдению одной мертвой буквы закона. Закон Моисеев (<a class="verse-link link_text" href="/bible/vtorozakonie/glava-21/?verse=21:22—23">Втор. 21:22—23</a>) повелевал до захождения солнца предавать погребению казненных преступников, в самый день казни их. К соблюдению этого закона побуждало иудеев теперь то особенно, что на другой день приходился праздник Пасхи, а вечером на этот день надобно было закапать пасхального Агнца: они считали неприличным омрачать светлый праздник печальным зрелищем и захотели стереть следы своего преступления. И вот, так как сами не могли распорядиться убранием казненных тел со крестов, не устыдились снова просить Пилата новою зверскою просьбою. Зная по многим опытам, что распятые подолгу оставались живыми на крестах, они просили Пилата перебить у них голени, т.е. чтобы окончательно сократить жизнь, и снять тела их с крестов. Ст. 32—34. <b>Итак, пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода</b>. Пилат, дозволивший иудеям распять Господа по их законам, не отказал, им и в этой просьбе. Для исполнения этого нового злодейства посланы были воины. У двух, распятых с Иисусом, были заметны признаки жизни; и воины немедленно перебили у них голени железными палками. Подошедши к Иисусу, нашли Его без движения и дыхания, и не решились мучить бездушное тело, не перебили у Него голеней. Но один из воинов, вполне желая убедиться в смерти Его, ударил копьем в бок в ребра Его, и из раны тотчас истекла кровь и вода, или похожая на воду влага. Ст. 35. <b>И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его</b>. Здесь евангелист говорит о себе. Он находился у креста Господа и видел своими глазами, как воины перебивали голени распятым, как прободали копьем тело Господа, и как истекла из раны Его кровь и вода; почему, как очевидец всех этих событий, с особенною силою уверяет, что свидетельство его о них совершенно истинно.