Ст. 22—24. <b>Принесли родители Младенца в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу</b> (<a class="verse-link link_text" href="/bible/ishod/glava-13/?verse=13:2">Исх. 13:2</a>), <b>и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных</b>. По закону Моисееву, матери в сороковой день по рождении обязаны были явиться в храм, чтобы от священника принять очистительную молитву (Лев. 12). Если младенец был первенец и мужеского пола, то он посвящаем был Богу, на служение при скинии (<a class="verse-link link_text" href="/bible/ishod/glava-13/?verse=13:2, 12, 16">Исх. 13:2, 12, 16</a>). При сем обряде мать приносила священнику в жертву Господу однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя в жертву за грех; если же была бедна, то две горлицы или два молодых голубя. О сем исполнении обрядового закона Пресвятою Девою и говорится здесь. Пресвятая Дева Мария, как зачавшая от Духа Святого и родившая Святейшего Сына, не подлежала этому закону очищения, но, как смиренная раба Господня и истинная израильтянка, повинуется закону и приносит жертву бедных людей. В евангелии сказано: «<i>Вознесоста родителя</i>», — значит был при сем и Иосиф. Он не подлежал закону очищения, но участвовал в исполнении тогда же совершаемого другого закона о посвящении Господу первенца. Ст. 25—26. <b>Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения израилева; и Аух Святой был на нем. Ему было предсказано Дyxoм Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня</b>. Неизвестно, к какому званию принадлежал. Симеон; в евангелии описываются только душевные качества его: <i>он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения израилева</i>, т.е. он имел твердую веру, что скоро придет Спаситель мира — утешение израильского народа, и жил по вере в Него, — почему и сделался честным сосудом Святого Духа, как избранник Божий. Духом Святым ему было открыто, что он сам увидит Христа Господня (т.е. Мессию, которого пошлет Бог) еще при жизни своей на земле. В день принесения Иисуса Христа во храм надлежало исполниться сему обетованию. Ст. 27—28. <b>И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал</b>. Тот же Дух Святой открыл Симеону, что обетованный Христос принесен родителями в храм Божий. С радостью поспешил святой старец во храм иерусалимский и, увидев Божественного Младенца, взял Его на свои руки и прославил Бога следующею песнею. Ст. 29—32. <b>Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля</b>. Смысл этой песни таков: «Теперь Ты, Владыко Господи, по Твоему обещанию отпускаешь Меня, раба Твоего, из этой жизни в другую с радостным духом, с светлою надеждою получить там блаженную вечность. Теперь ничто не привязывает меня к сей жизни; вот, очи мои увидели спасение (в лице Спасителя), которое Ты уготовал в виду всех племен земных. Это Просветитель не только иудеев, но и язычников, это Слава для народа израильского (потому что Он благоволил произойти из среды его). Ст. 33. <b>Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем</b>. Иосиф и Пресвятая Богородица дивились не столько свидетельству Симеона, что принесенный ими во храм Младенец есть Спаситель мира, сколько тому, что Господь открывал тайну воплощения Бога Слова и другим людям, им не знакомым. Ст. 34—35. <b>И благословил их Симеон, и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец</b>. Прославив Бога за дарованного Мессию — этот Свет и Славу израильского народа, Симеон призвал благословение Божие на святое семейство и пожелал ему всех благ земных и небесных. Сим торжественным и радостным приветствием святого семейства он и мог бы окончить. Но Дух Божий благоволил открыть чрез него Пречистой Матери и нерадостные события из жизни Иисуса Христа, чтобы приготовить Ее к встрече с ними. И сказал Марии, Матери Его: <i>се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле</i>, т.е. из-за этого Младенца многие израильтяне падут, и многие восстанут. Падут чрез неверие в Его учение, соблазнятся Его униженною жизнью, не примут Его учения и останутся в прежней тьме неведения и развращения, — и погибнут. <i>Восстанут</i> чрез веру в Него: примут Его учение, покаются в своих грехах, будут жить по заповедям Его, — и восстанут в новую спасительную жизнь. Это и сбылось в земной жизни Иисуса Христа: архиереи и книжники иудейские, не принявшие Его учения, отвергшие совет Божий о них, гордые своею мнимою праведностью, отвержены от царства Христова и унижены; напротив, смиренные рыбари — Апостолы, кающиеся мытари и грешники, приняв с усердием учение Господа, последовали за Ним, восстали от своего падения и приведены в вечную славу небесного царства Его. <i>И в предмет пререканий</i>, т.е. жизнь и учение Иисуса Христа поведут к сильной и ожесточенной борьбе между людьми. Одни — это неверующие — будут отвергать Божественное Его происхождение, Его учение, и самые чудеса Его будут производить от действия силы бесовской и будут гнать последователей Христовых. Другие — это верующие и искренно чтящие Иисуса Христа — будут защищать Божественность учения Его, будут верными последователями жизни Его, будут готовы за имя Его перенести гонения, страдания, принять мученическую смерть. Такая борьба верующих с неверующими очень ясно открывалась в жизни первых христиан даже между членами одной семьи. <i>И Тебе Самой оружие пройдет душу</i> — сими словами святой старец предсказал Божией Матери тяжкие страдания Ее сердца, когда Она увидит в земной жизни Иисуса Христа злобу и коварства против Него со стороны иудеев, и, особенно, в то время, когда будет стоять при кресте возлюбленного Сына Своего и будет зрительницею беспримерных страданий и поносной смерти Его на Голгофе. <i>Да откроются помышления многих сердец</i> — это помышления веры и неверия. Для ума, непросвещенного святою верою, всегда будет казаться странным, как Господь Царь славы — был распят за нас; но для верующего ума крест Христов есть его слава, радость и спасение. Для сердца самолюбивого и порочного всегда будет казаться трудным и почти невозможным исполнение заповедей Господних; но для сердца смиренного, любящего Бога иго заповедей Господних есть благо, и бремя христианских обязанностей легко. При этих обнаружениях само собою открываются помышления сердец: открывается, кто верующий и кто неверующий; кто истинный христианин, и кто христианин только по имени; кто ученик Христов и кто враг Его. Ст. 36—38. <b>Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме</b>. Чтобы не опечалить заранее сердца Пречистой Матери нерадостными предсказаниями о будущих событиях, Дух Божий, по окончании пророчества Симеона, вдохновил на благовестие о Христе женщину — праведную Анну. Эта старица жила с мужем только семь лет и, овдовевши в такие ранние годы, не вышла снова замуж, но возлюбила вдовство, чтобы всецело посвятить себя Богу, — и более шестидесяти лет жила при храме и пребывала в посте и молитве день и ночь<sup>1</sup>. За эту благочестивую жизнь она сподобилась быть пророчицею о Христе Спасителе. Пребывая постоянно во храме, она увидела Симеона, держащего на руках Младенца, и, по внушению Духа Божия, подошла к Нему, восхваляла Бога и говорила, что все благочестивые люди во Иерусалиме, живущие верою в пришествие Мессии и ожидающие спасения от Него, найдут в сем Младенце Избавителя. Ст. 39. <b>И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет</b>. По совершении всего, предписанного законом об очищении матерей, святое семейство возвратилось в свой город Назарет, из которого оно вышло в Вифлеем по случаю переписи. (У евангелиста опущено здесь путешествие святого семейства во Египет по случаю избиения младенцев по повелению Ирода. По сказанию евангелиста Матфея (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-2/?verse=2:23">Мф. 2:23</a>), в Назарете оно поселилось уже по пришествии из Египта). Ст. 40. <b>Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости; и благодать Божия была на Нем</b>. Иисус Христос благоволил быть и младенцем и отроком, дабы собою освятить все возрасты жизни человеческой. Он возрастал постепенно, подлежа общим законам развития и усовершенствования, но не так, как обыкновенные младенцы, — возрастал без всяких болезней и недугов, ибо не имел греха, который есть начало и корень всех болезней. <br><div class="interpretation-note"><p class="interpretation-note-title">Примечания</p><span><ul> <li>1 Святая Анна, вероятно, знала Пресвятую Деву и, может быть, часто беседовала с Нею, когда она жила при храме.</li> </ul></span></div>