«<i>Понеже бо в премудрости Божией не разуме мир премудростию Бога, благоизволил Бог буйством проповеди спасти верующих</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/glava-1/?verse=1:21">1 Кор. 1:21</a>). От начала века открыта была для всех людей великая книга премудрости Божией – это мир с его красотою и премудрым устройством, свидетельствовавшими о Творце. Издавна эту книгу читали мудрецы века сего, пытались уразуметь, что видели в ней, и открыть силы, движущие вселенной. Но не всегда одинаково читали книгу природы мудрецы и философы: если одни приходили к несомненному убеждению, что Бог есть то основание жизни вселенной, которым мы «<i>живем и движемся и есмы</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/deania-apostolov/glava-17/?verse=17:28">Деян. 17:28</a>), то другим, напротив, казалось, что нигде нельзя обнаружить следов присутствия Бога в природе. Они возомнили, что уже открыли тайну жизни с ее разнообразием (Геккель, Дарвин); что во всем, что прежде люди, не знавшие науки о природе, считали удивительным, нет ничего удивительного, ибо все есть лишь такое или иное сочетание сил природы, действующих по известным людям науки законам. Проникнувшись подобным убеждением, начали они изъяснять и духовную жизнь человека и объявили, что этот гордый своим разумом царь природы возник из ее же недр и напрасно разум его хочет подняться куда-то за пределы земли: не в небе, а на земле должен он искать истинного смысла своего существования (Ницше). Христианство с его учением о добродетели назвали они религиею рабов, людей, лишенных силы и с подавленным чувством свободы (Ницше), христианское подвижничество и особенно стремление к девственной жизни мрачным отзвуком средних веков (Скабичевский и другие); стали учить, что плотское соединение людей в браке более приближает к Богу, чем девственная чистота души, и что в таком смысле нужно видоизменить прежнее ошибочное понимание христианства (Розанов и его «новая концепция христианства»). И вот всем этим построениям мудрости человеческой противостоит неизменный Божий свет о спасении рода человеческого, так как мир мудростию своею не мог найти Бога в открытой пред ним премудрости мироздания, то благоволил Бог избрать такой способ спасения его, который казался ему безумием. «<i>Днесь иже на разумных престолех почиваяй Бог, престол свят на земли Себе предуготова</i>» Пресвятую Деву, сосуд девства, исполненный небесной чистоты и смирения, давая уразуметь миру, ценившему лишь земную мудрость, что не в ней, а в означенных презираемых им качествах души заключается залог спасения для мира. Ибо все величие и слава этой Девы были в чистоте небесной Ее души, «<i>вся слава Дщери Царевы внутрь</i>», по словам древнего псалмопевца (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-44/?verse=44:14">Пс. 44:14</a>). Сам Господь Вседержитель, «<i>в руке Которого дыхание всего живущего</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-iova/glava-12/?verse=12:10">Иов. 12:10</a>), принимает <b>«зрак раба»</b>, во всем уподобляясь сынам человеческим (Флп. 2:7). Но в этом, «<i>подобном Сыну Человеческому</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-proroka-daniila/glava-7/?verse=7:13">Дан. 7:13</a>), сокрыта была такая сила духа, пред которою должны были преклониться все помышления человеческие. Ибо все верующие во Христа сыны Церкви имеют во Христе полноту мудрости и ведения (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-kolossanam-poslanie-ap-pavla/glava-2/?verse=2:3, 9">Кол. 2:3, 9</a>), находят в Нем для ума своего полное успокоение и разрешение всех сомнений, которые мучат и терзают людей, мнящих на земле найти весь смысл жизни человеческой. А опозоренная людьми нынешнего века девственная чистота души, которая отличала Пресвятую Деву, не более ли всего способствует сохранению сил души в их целости и крепости, не более ли всего дает возможность широко раскрыться сердцу для чистой и самоотверженной любви к Богу и к людям? Поистине она уневещивает Христу души благочестивых, по слову псалмопевца: «<i>приведутся Царю девы вслед... Дщери Царевы</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-44/?verse=44:14–15">Пс. 44:14–15</a>). Напротив, положило ли какие-либо твердые основы для жизни то прелюбодейное учение (Розанова и других), по которому только брак и возбуждение низших потребностей природы открывает путь к общению с Богом и к какому-то таинственному проникновению души в «домирные высоты»? В действительности мы видим, что только потому учение подобных людей, почти утративших способность здравого рассуждения, увлекает умы современного общества, что оно дает видимое оправдание современному растлению ума и плоти, все более и более увеличивающемуся. Увы! Современному обществу суждено называть великими людей, едва не безумствующих или прямо впавших в безумие (Розанов, Ницше, см. у Мережковского), как бы точное исполнение слов апостола: «<i>Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/glava-1/?verse=1:20">1 Кор. 1:20</a>) и других его слов о том, что все учения «<i>безрассудно надмевающихся плотским умом своим</i>» лжефилософов века сего «<i>имеют лишь вид мудрости</i>», в действительности же растлевают и плоть и дух (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-kolossanam-poslanie-ap-pavla/glava-2/?verse=2:18, 23">Кол. 2:18, 23</a>). Посему отвратимся от этих лжемудрствований и соединим умы наши с верою Церкви! «Не мудростью и силою, не богатством земным хвалимся», но «<i>хваляйся о Господе да хвалится</i>», Христа сделав для себя «<i>премудростью от Бога, праведностью и освящением</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/glava-1/?verse=1:30–31">1 Кор. 1:30–31</a>). И как Господь Бог, «призрев на смирение Рабы Своея», Пресвятой Девы, сделав Ее «<i>ублажаемою от всех родов</i>», так и с нами «<i>сотворит величие</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-1/?verse=1:48–49">Лк. 1:48–49</a>), соделывая чрез девственную чистоту и нашу душу, как душу Пресвятой Девы, «<i>премудрости Божией приятелищем</i>» и легко всякие «<i>афинейская плетения растерзающею</i>». Как некогда молился Господь, чтобы все верующие в Него были приведены в единение с Ним и Отцом и мир увидел славу еще на земле преобразившейся жизни христиан, так и теперь чрез святую жизнь Церкви почитаемое в ней спасительное Имя Христово соделается «превыше всякаго имени», так что <b>«преклонится пред Ним всякое колено небесных, и земных, и преисподних»</b> (Флп. 2:9–10). И хотя бы проповедь Евангелия по-прежнему не обладала «<i>превосходством слова или мудрости человеческой</i>» или «<i>убедительными словами человеческой мудрости</i>», в самой жизни верующих во Христа никогда не перестанут совершаться очевидные для людей мира «<i>явления духа и силы</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/glava-2/?verse=2:4">1 Кор. 2:4</a>). Аминь.