<i>Сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе: Иже, во образе Божии Сый, не восхищением непщева быти равен Богу, но Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся, якоже человек</i> (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-filippijcam-poslanie-ap-pavla/glava-2/?verse=2:5-7">Флп. 2:5-7</a>). О, как умалил Себя Сын Божий в Своем воплощении! Иному владыке не много нужно умалить себя, чтобы показаться в виде раба, но когда Господь великий и вышний является в образе раба, то есть, в состоянии полного рабства и глубокого, какое свойственно рабству, уничижения, тогда на столь чрезвычайное умаление Великого поистине невозможно взирать без чувства умиления и ужаса. Но не только явлением в образе раба, Он умалил Себя и в самых обстоятельствах Своего земного рождения. Надлежало избрать народ, в котором бы Ему родиться. И Он избрал из всех народов земных малейший, не имеющий собственного правительства, многократно порабощаемый, близкий к новому порабощению, некогда благословенный, но уже едва не отверженный. Надлежало избрать город. И Он избрал Вифлеем, так малый, что и благоприятствующий ему пророк не может скрыть сего нарекания на него и не находит иного средства его возвеличить, как Именем Рождающегося в нем Иисуса (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-proroka-mihea/glava-5/?verse=5:2">Мих. 5:2</a>). Надлежало избрать и матерь и чтобы до времени скрыть от неверующих Тайну Воплощения, надлежало узами закона, но не плоти, присоединить к ней и мнимого отца. И вот избраны, хотя потомки царские, чтобы совершились обетования и пророчества, но уже один — древодел, а другая — бедная сиротствующая Дева. И что еще? Если бы Господь родился в малом собственным или наемном жилище Иосифа, и Мария положила бы Его в бедной колыбели, зрак раба Им восприемлемый, может быть, не все имел бы черты, какие его составлять могут. Ибо могло найтись рабское жилище меньше Иосифова и колыбель беднее Марииной. Что же изобретает бесконечно Великий, ищущий бесконечного умаления? Августовым повелением <i>написати всю вселенную</i> (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-2/?verse=2:1">Лк. 2:1</a>) приводит в движение народонаселение земли Иудейской, дабы Иосифу нельзя было ни остаться в собственном жилище в Назарете, ни найти наемное в Вифлееме, когда наступило время родиться истинному Господу вселенной. И таким образом, Умаливший Себя даже до младенчества, уничижает Себя даже до скотских яслей, вместо младенческой колыбели. Но и сим не ограничивается умаление Господа вселенной. Смотрите, как принимает Его земля, для спасения которой от греха, проклятия и смерти приходит Он! Приходит Он на землю, чтобы спасти ее, но погибельная земля не сретает, не прославляет, даже не видит своего Спасителя. Даже Иудея, где <i>ведом Бог</i> (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-75/?verse=75:2">Пс. 75:2</a>), и она не ведает, что <i>Бог явися во плоти</i> (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-k-timofeu-ap-pavla/glava-3/?verse=3:16">1 Тим. 3:16</a>) для спасения ее. А Иерусалим — <i>град Божий</i> (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-86/?verse=86:3">Пс. 86:3</a>)? — И он не в радости со Христом, пришедшим спасти мир, но в смятении с Иродом, ищущим погубить Отроча. Так не только умалил Себя во Образе Божии Сый и равный Богу и Бог Сый, но еще приял новый вид умаления от невежества и небрежения тех, из любви к которым Он умалил Себя. Но что много говорить о безмерно великом умалении безмерно великого Спасителя нашего? Конечный ум не может следовать за Ним, как в Его восхождении превыше всех небес, так и в Его нисхождении до бездн нашего падшего естества. Чем же мы воздадим Ему за столь великое Его смирение, подъятое ради нас и нашего спасения? Ничем иным, как соответствующим первообразному смирению Господа своим собственным смирением. Мы сами должны смириться и как бы облечься в ризу Божественного смирения. Мы из бездны небытия призваны к бытию и не имеем ничего собственного, кроме греха, и потому так естественно нам смирение! Бог творит из ничего и наше спасение. И доколе мы хотим и думаем быть чем-либо, до тех пор Он не начинает в нас Своего дела, которое есть дело нашего спасения. Братие-христиане! независящими от нас обстоятельствами мы поставлены в условия жизни, крайне для нас унизительные. Лишены мы отечества, живем в бедности, а иногда и в нищете. В эти тяжелые мгновения нашей жизни вспомним, что первым прошел путем крайнего уничижения Сам Начальник нашего спасения Христос и Своим прохождением освятил этот путь. С этого времени путь уничижения есть воистину Божественный путь. Будем же терпеливо шествовать по нему вслед за Начальником нашего спасения. Ибо и по слову Апостола, если мы ныне терпим с Ним, то в свое время <i>с Ним и царствовать будем</i> (<a class="verse-link link_text" href="/bible/2oe-poslanie-k-timofeu-ap-pavla/glava-2/?verse=2:12">2 Тим. 2:12</a>). Аминь. <br><div class="interpretation-root"><p class="interpretation-root-title">Источник</p><span><i> Слово в день Рождества Господа нашего Иисуса Христа</i></span></div>