Ст. 1. <b>Когда же Иисус родился в Вифлееме иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят</b>. Вифлеем — небольшой городок на юге от Иерусалима, верстах в десяти от него; назван иудейским в отличие от того же города в колене Завулоновом. Упоминает евангелист об Ироде, по толкованию Феофилакта, для того, чтобы показать, что скипетр от Иуды отнят (<a class="verse-link link_text" href="/bible/bytie/glava-49/?verse=49:10">Быт. 49:10</a>), что над иудеями царствует иноплеменник идумеянин, а не из племени Иудина, и, следовательно, время рождения Спасителя, согласно с пророчеством, наступило. <i>Волхвы</i>, по свидетельству церкви, были персидские цари и вместе люди ученые, наблюдавшие за течением небесных светил. Они верили, что у каждого человека есть своя звезда, которая является на небе при рождении его и падает с неба при смерти его, и полагали, что чем значительнее рождается человек, тем больше и звезда является. Увидев на небе новую звезду, которая шла особенным необыкновенным путем, они положили, что она возвещает ожидаемого всеми, согласно пророчеству Валаама (<a class="verse-link link_text" href="/bible/cisla/glava-24/?verse=24:17">Чис. 24:17</a>), Царя иудейского, и пошли по направленно ее к Иудее, и пришли в Иерусалим. Ст. 2. <b>Где родившийся Царь иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему</b>. Когда волхвы пришли в Иерусалим, звезда, которую они видели <i>на востоке</i> (т.е. видели ее в своей стране, находящейся на восток от Иерусалима), скрылась. Волхвы с уверенностью спрашивают о рождении Царя иудейского и высказывают цель, с которою они пришли в Иерусалим, именно: <i>пришли поклониться ему</i>, т.е. отдать честь, почтить новорожденного Царя. Ст. 3. <b>Услышав это, Ирод царь встревожился, и весъ Иерусалим с ним</b>. Ирод был иноплеменник, воцаренный римлянами, — следовательно, был незаконным царем еврейского народа. Услышав, что родился законный Царь иудейский, он боялся, чтобы тот не свергнул его с престола, и потому встревожился. Пришли в смущение и жители Иерусалима — одни, особенно приверженцы Ирода, потому, что находились у него в милости и боялись лишиться ее при новом Царе; другие опасались жестокой подозрительности Ирода, которая естественно должна родиться у него при вести о родившемся Царе иудейском; третьи ожидали необычайных перемен с появлением нового Царя, возмущения народа и наказаний за то со стороны римлян. Ирод задумал погубить новорожденного Царя и наперед позаботился разузнать место рождения. Ст. 4. <b>И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: Где должно родиться Христу?</b> О пришествии Мессии Христа было предсказано пророками; а пророчества всего лучше могли знать первосвященники<sup>1</sup>, почему Ирод и собирает и спрашивает их о месте, в котором должен родиться Христос. Во время владычества римлян над иудеями первосвященники часто сменялись, так что при действительном первосвященнике оставалось в живых по несколько смененных. Кроме сего, первосвященниками назывались также старшие из священников каждой чреды их. Ст. 5—6. <b>Они же сказали ему: В Вифлееме иудейском, ибо так написано через пророка: И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля</b>. (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-proroka-mihea/glava-5/?verse=5:2">Мих. 5:2</a>) Пророчество, приведенное первосвященниками о рождении Христа Спасителя в Вифлееме, есть пророчество Михея, сказанное более чем за 700 лет до рождества Христова. Вифлеем был малый и незнатный городок среди других Иудиных городов, но он должен был сделаться, согласно пророчеству, великим и славным, потому что родится в нем обетованный Спаситель мира, Который, как добрый Пастырь, сохранит избранных Своих и приведет к Отцу небесному. Ст. 7. <b>Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды</b>. Ирод тайно выведывал волхвов как, потому, чтобы не разнесся слух о родившемся Мессии, и чрез то не привести народ в смятение, так и потому, чтобы подробнее узнать о всех обстоятельствах явившейся звезды и, таким образом, лучше определить время рождения Царя иудейского и возраст его, и затем, тайно от иудеев, погубить его. Ст. 8. <b>И, послав их в Вифлеем, сказал: Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться ему</b>. Ирод так говорил волхвам с тем намерением, чтобы они подробнее и точнее узнали время и место родившегося Царя и не заметили его умысла — погубить его. Волхвы, действительно, не заметили хитрости Ирода, послушались его, и пошли в Вифлеем. Ст. 9. <b>Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как, наконец, пришла и остановилась над местом, где был Младенец</b>. Когда волхвы пришли в Иерусалим, то звезда, которую они видели на востоке, скрылась, и это, говорит блаженный Феофилакт, «сделалось по распоряжению Божию, для того, чтобы волхвы спросили иудеев о Христе, напомнили им о Нем». Иудеи не обратили внимания на это указание Божие; одни волхвы воспользовались сим. Как только вышли они из Иерусалима, звезда опять явилась и шла перед ними, а чтобы они лучше и скорее могли найти место рожденного Спасителя, она остановилась над местом, где был Младенец. Надобно полагать, что волхвы совершали путь ночью, как его обыкновенно совершают на востоке по причине жара во время дня. Ст. 10. <b>Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою</b>. Возрадовались волхвы радостью весьма великою, увидев звезду, ибо увидели, что не ошиблись в своем предположении и просветились надеждою, что скоро обретут Того, Кого искали и для Кого они предприняли столь дальнее путешествие. Ст. 11. <b>И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну</b>. Рождение Иисуса Христа последовало в вертепе, за городом, потому что в самом городе Вифлееме, по случаю народной переписи, собралось столь много народа, что Иосиф с Мариею не нашли дома для своего помещения. После, когда народ стал расходиться из Вифлеема, и в городе стало не так тесно, они нашли и дом, в который теперь и вошли волхвы. У восточных народов до сих пор существует строго соблюдаемый обычай — делать подарки высшим людям при своем посещении, а особенно — царям. Волхвы также принесли дары. Выбор даров, которыми они почтили Спасителя, был не без особенного внушения Божия: злато указывало на царскую власть рожденного Христа, потому что золотом подданные дают дань царю; ладан — на Божескую честь, ибо пред Богом воскуряется фимиам; смирна (благовонная смола или мазь), употребляемая при погребении великих людей, указывала на смертное естество Христа Богочеловека. Ст. 12. <b>И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою</b>. Волхвы готовы были идти в Иерусалим, чтобы и Ироду доставить случай поклониться Божественному Младенцу; но во сне получили откровение от Бога не возвращаться к Ироду, — ибо он тотчас бы принял меры для погубления Младенца, — и отошли в страну свою иным путем, который лежал, вероятно, чрез Хеврон и южную сторону Мертвого моря. <br><div class="interpretation-note"><p class="interpretation-note-title">Примечания</p><span><ul> <li>1 Во время владычества римлян над иудеями первосвященники часто сменялись, так что при действительном первосвященнике оставалось в живых по несколько смененных. Кроме сего, первосвященниками назывались также старшие из священников каждой чреды их.</li> </ul></span></div>