После воплощения и воскресения Сына Божия сошествие Святого Духа и основание Церкви составляет, без сомнения, самое замечательное в истории и обильное последствиями событие, которое, будучи само — чудо, совершилось в мире в сопровождении чудесных явлений. Да, мы видим в нем не какое-нибудь обособленное и бесследное событие, но дивное, жизненное происшествие — источник бесчисленных божественных действий и откровений в истории, источник жизненной струи, непрерывно текущей по всем векам и поглощаемой вечностью.    Дух Святой, в период ветхозаветный озарявший только по временам и в известном месте, и притом только нескольких особенных людей, по вознесении Христа на небо навсегда вселился в общество верующих в Искупителя и с тех пор действует в Церкви Христовой Своими благодатными дарами, ограждая ее от врагов и руководя ее к своей конечной цели.    Господь пред Своим отшествием к Отцу обещал Своим ученикам послать Духа истины, Который будет с ними всегда. При этом Он не велел им отлучаться из Иерусалима до тех пор, пока не исполнится обетование и пока они не будут озарены Духом Святым (<a class="verse-link link_text" href="/bible/deania-apostolov/glava-1/?verse=1:4-5">Деян. 1:4-5</a>), потому что с Сиона, по пророчеству Исайи, должен выйти для мира закон, и слово Господне — из Иерусалима (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-proroka-isaii/glava-2/?verse=2:3">Ис. 2:3</a>).    Для того, чтобы такое редкое, послужившее началом эпохе, событие было вдруг известно всему миру, Бог избрал один из трех великих праздников еврейских, на который по закону обыкновенно приходили в Иерусалим иудеи со всего света и который притом был прообразом основания Церкви христианской. Это был праздник Пятидесятницы. Он имел у иудеев двоякое значение — физическое и историческое. Пятидесятница была радостным, благодарственным за новую жатву праздником и воспоминанием Синайского законодательства, бывшего спустя семь недель по исходе из Египта. И то, и другое значение приложимо и к христианскому празднику — к Пятидесятнице, так как в этот день совершилась первая жатва душ, образовавших первую христианскую Церковь, и в этот же день последователи Христовы получили благодатную силу для исполнения нового, евангельского закона.    <b>Гл. II, ст. 1</b>. В праздник Пятидесятницы, по воскресении и вознесении Господнем (в 34 г. по Р. X.), и притом в воскресный день, Божия Матерь, апостолы и другие ученики и ученицы Христовы (всех сто двадцать человек) (<a class="verse-link link_text" href="/bible/deania-apostolov/glava-1/?verse=1:14, 16">Деян. 1:14, 16</a>; <a class="verse-link link_text" href="/bible/deania-apostolov/glava-2/?verse=2:1">Деян. 2:1</a>) с благоговением собрались в обыкновенном своем месте молитвы, т. е., вероятно, в какой-нибудь части храмового здания, быть может в притворе Соломоновом, где и Христос бывал и поучал народ (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-10/?verse=10:23">Ин. 10:23</a>), и сами апостолы впоследствии собирались (<a class="verse-link link_text" href="/bible/deania-apostolov/glava-5/?verse=5:12">Деян. 5:12</a>).    <b>Ст. 2</b>. Вдруг в первом часу молитвы, т. е. в девять часов утра, шум с неба возвестил о торжественно обещанном и пламенно ожидаемом излиянии и ниспослании Святого Духа, об основании нового общества, имеющего свидетельствовать о Христе всему миру. Как божественный закон на Синае был торжественно объявлен среди грома, молнии и громких трубных звуков (<a class="verse-link link_text" href="/bible/ishod/glava-19/?verse=19:16">Исх. 19:16</a>), так нечто подобное случилось и в день Пятидесятницы. <i>Шум с неба</i>, как будто <i>от несущегося сильного ветра</i>, вдруг <i>наполнил</i> святой <i>дом молитвы</i> и, как бы вестник, предуведомил о близости сверхъестественной силы Божией.    <b>Ст. 3</b>. Дух Божий снизошел на собрание молящихся в виде огненных, разделенных друг от друга, языков, которые <i>и почили по одному на каждом из них</i>.    Ветер и огонь здесь, очевидно — символы очищающей, озаряющей и оживляющей силы Божией и таинственные предвестники обетованного крещения Духом и огнем (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-3/?verse=3:11">Мф. 3:11</a>), и вместе с тем они предызображали высокое вдохновение проповедников веры Христовой и животворную силу в их будущей деятельности.    <b>Ст. 4</b>. Среди таких весьма знаменательных символов <i>все</i> сто двадцать учеников, собравшихся вместе, <i>исполнились Духа Святого</i>. Этим выражением определяется, собственно, сущность и главное событие в Пятидесятницу. Ученики Христовы не только были озарены, но они стали органами Духа Святого. В эту-то минуту произошло, собственно, самое вдохновение, которое проникает не только написанные впоследствии творения апостолов и евангелистов, но и все их устные наставления, дошедшие и до нас чрез благоговейную передачу от поколения к поколению, из рода в род, из века в век, т. е. путем предания. Потому что они в проповеди говорили, писали и действовали от полноты Духа Святого (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-10/?verse=10:20">Мф. 10:20</a>). Это сверхъестественное вдохновение было для них торжественным посвящением и назначением на апостольское служение. Снисшедший на апостолов Дух истины наставляет их на всякую истину, относящуюся к освящению, спасению человека и человечества, так что апостолы в этом отношении были непогрешимыми проповедниками, сохранявшими, впрочем, свободу и в мышлении, и в жизни.    Первое собрание последователей Христовых исполнилось Духа Святого. Оно-то с тех пор и составило первую христианскую Церковь. С этой минуты Дух Святой не оставляет Церковь Христову, живя в ней Своими дарами, которые Он доселе раздает кому как и когда хочет. Эти дары Духа Святого сохраняют, поддерживают, животворят Церковь Христову и содействуют ее и внутреннему преуспеянию, и внешнему распространению чрез различных лиц, получающих их в неодинаковой мере и в различных видах.    Первое действие Святого Духа в последователях Христовых обнаружилось в необходимом для веропроповедников даре языков, в мгновенной способности говорить на разных не изученных, дотоле им незнакомых языках.    <b>Ст. 4</b>. Ученики Христовы <i>начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать</i>. Этот дар языков служит неизбежным, действительным средством к сообщению истины Христовой разным народам. Но вместе с даром говорить на разных языках апостолы, как вселенские учители, получили и дар сказания языков, т. е. дар истолкования на туземном языке того, что было говорено на языке иноземном. Кроме того, ум апостолов и первых проповедников получил от Духа Святого и дар премудрости — т. е. дар научения других вере; слово разума — дар глубочайшего уразумения тайн веры; дар различения духов — людей с добрым или дурным направлением духа. Воля их сподобилась дара управлять Церковью, а также дара исцелений и чудес. Наконец, по сошествии Святого Духа, апостолы объединились и прониклись союзом совершенства — любовью к Христу и человечеству, искупленному кровью Христа. От такой любви не могли отклонить их никакие скорби и стеснения, ни гонения, ни бичевания, ни самая смерть.    Апостолы, боговдохновенные такими дарами, были истинными вестниками учения Христова и верными строителями Церкви Божией на земле среди людей.    <b>Ст. 5</b> и <b>6</b>. Боговдохновенные апостолы, на празднике Пятидесятницы в хвале Бога проявившие дар языков, изумили собравшихся около них людей. Набожные иудеи, пришедшие в Иерусалим на праздник из разных стран света — из Азии, Африки и Европы, <i>из всякого</i> исторического <i>народа под небом</i> — вдруг услышали галилеян, людей по природе не отличавшихся знанием языков, говорящими на разных языках и удивились,    (<b>ст. 7</b>) и в недоумении и смятении говорили между собою: сии говорящие <i>не все ли Галилеяне</i>?    (<b>ст. 8</b>) <i>Как же мы слышим</i> из их уст <i>каждый собственное наречие, в котором</i> и с которым мы <i>родились</i>.    (<b>ст. 9</b>) Мы, <i>Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии</i>,    (<b>ст. 10</b>) <i>Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, есть между нами и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты</i>,    (<b>ст. 11</b>) <i>критяне и аравитяне, мы слышим их нашими языками говорящих</i>, проповедующих, <i>о великих делах Божиих</i>?    <b>Ст. 12</b>. Все изумлялись; и одни в недоумении говорили: <i>что это значит</i>? Не знали они, как объяснить то, что слышат и видят, и потому с благоговением ожидали, что будет.    <b>Ст. 13</b>. А другие иначе взглянули на это дивное дело. Как всегда и везде есть люди, склонные издеваться над предметом и явлением, вызывающим общее благоговение, так и в день Пятидесятницы нашлись же дерзкие, говорившие с насмешкою, что они, т. е. апостолы и другие вместе с ними, напились сладкого вина. Вероятно, эти насмешники были или люди, стоявшие вдалеке от боговдохновенных лиц и, следовательно, не имевшие возможности различать звуков в речи апостолов, или это были иерусалимляне и вообще палестинские иудеи, которые, не понимая иностранных языков, сочли апостолов вышедшими из себя, потерявшими сознание.    Отчего, православные, происходит и доселе проявляется злостное кощунство или легкомысленное осмеяние веры Христовой, православной, ее уставов, ее, согласных с духом учения Христова, обрядов, имеющих себе начало в апостольских временах? Отчего? Первее всего — от легкомысленного, не вполне христианского у христиан, семейного воспитания в молодые годы. Во-вторых, от нарочитого противохристианского или внехристианского образования научного, при котором душевный человек, всецело преданный миру, веществу, вполне не понимает <i>того, что от Духа Божия</i> (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/glava-2/?verse=2:14">1 Кор. 2:14</a>); все священное кажется такому юродством, странным, излишним, бесцельным, напрасным делом. Еще не так тяжек при этом грех кощунства, если он допускается по легкомыслию, по незлобному невежеству, а не с гордостью и не со злостным приговором хватившего земной мудрости. В-третьих, насмешки над священными истинами и предметами бывают от испорченного сердца и дурной нравственности. Человеку распущенному, не желающему исправиться, неприятно видеть и слышать о загробной жизни, о суде, о муках; вот он и начинает заглушать голос своей совести, унижать и даже отвергать Христово Учение, церковные уставы. В-четвертых, есть кощунники и такие, которые дозволяют себе насмешки над священными Действиями и над учением христианским собственно затем, чтобы покрасоваться пред своими знакомыми, показать свое остроумие, свою игривость и позабавить публику. Но горе, горе тем, чрез которых соблазн в мир приходит (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-17/?verse=17:1">Лк. 17:1</a>) и расходится далеко, далеко… Суд Божий рано или поздно над такими выскажется; правда возьмет свое; ложь будет обличена. И тем лучше, чем скорее. И св. апостол Петр, как только узнал о возникшем осуждении их чрезвычайного состояния, сейчас же и стал изъяснять, что с ними случилось, и при этом спокойно обличил несправедливость и неуместность насмешки над ними. Плодом проповеди апостола Петра было обращение ко Христу трех тысяч человек в тот же достопамятный день Пятидесятницы.    Таким образом, в первый же день христианской жизни уже составилось большое общество верующих во Христа. Некоторые из уверовавших, а также и остальные богомольцы-евреи, после праздника разошедшись по домам в разные страны, стали рассказывать о дивном происшествии на празднике и чрез то предрасполагали к принятию христианского благовестия других вдалеке от Иерусалима. Таким-то путем Царство Божие на земле — благодать Духа Святого — распространялась по всему лицу земли и поселялась в сердцах людей.    Не оскудела и ныне благодать Духа Святого; она и ныне проявляется в чрезвычайных дарах исцеления от св. мощей, св. икон по вере просящих; она же сподобляет прозорливостью души уединенные, отрекшиеся от мира, простые, юродивые Христа ради. Без благодати Духа Святого мы не творим ни одного доброго дела. Все содевает в нас Он <i>и еже хотети</i> доброе, и <i>еже деяти оное</i> (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-filippijcam-poslanie-ap-pavla/glava-2/?verse=2:13">Флп. 2:13</a>). Сам Дух Святой помогает нам и молиться-то как должно (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-rimlanam-poslanie-ap-pavla/glava-8/?verse=8:26">Рим. 8:26</a>). При всем этом Он же и награждает нас во время молитвы и после нее радостью, неземным миром в нашей душе.    Не престанем же со смирением принимать благодатные знамения Духа Святого и, не приписывая добродетелей лично себе, будем взывать к Духу Святому, чтобы Он не возгнушался нами, очистил нас от всякой скверны.    «Царю Небесный! Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю! Прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».