Ст. 37. <b>В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: Кто жаждет, иди ко Мне и пей</b>. Праздник, в который Иисус Христос предложил Свое учение о дарах Святого Духа, был праздник кущей (палаток), установленный в память странствования евреев по пустыне аравийской. Так назывался этот праздник потому, что во время его иудеи жили в шалашах, делаемых из древесных ветвей. Праздник продолжался восемь дней. <i>Последний</i> (восьмой) <i>день</i> был особенно велик и торжествен. В этот день народ, оставив палатки, собирался в храм, а священник почерпал золотым сосудом воду из источника силоамского и приносил ее в храм для возлияния на жертвенный алтарь. Это напоминало изведение Моисеем воды из камня в пустыне. Иисус Христос воспользовался этим историческим воспоминанием, чтобы преподать в этот день Свое спасительное учение об удовлетворении духовной жажды верующих в Него <i>и возгласил, говоря: Кто жаждет, иди ко Мне и пей</i>. Сими словами Господь указал на то, что Он есть единственный источник, могущий напоить жаждущую душу водами истины и благочестия и успокоить кающегося грешника надеждою на отпущение грехов и на милосердие Божие. Ст. 38—39. <b> Кто верует в Меня, у того, как сказано в писании, из чрева потекут реки воды живой</b> (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-proroka-isaii/glava-12/?verse=12:3">Ис. 12:3</a>; <a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-proroka-ioila/glava-3/?verse=3:18">Иоил. 3:18</a>). <b>Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Дyxa Святого, потому что Иисус еще не был прославлен</b>. Под <i>реками воды живой</i> разумеются разнообразные дары Духа Святого, изливаемые на верующих, как видно из ст. 39. Под <i>чревом</i> разумеется душа или существо человека, в котором вмещаются дары Святого Духа. Кто уверует во Иисуса Христа, тот не только сам узнает истину и правду Христову, но, подобно быстрому потоку, способен будет напоить сим учением и других, и примером своей благочестивой жизни будет способствовать быстрому распространению славы Божией между человеками. Дух Святой открывался и ветхозаветным праведникам, так, например, носился над Давидом, глаголал устами пророков. Но это откровение не было так очевидно и обильно, каковым оно явилось в церкви Христовой после принесения Иисусом Христом искупительной жертвы за спасение мира, после ниспослания Святого Духа от Бога Отца в день пятидесятницы. После сего события благодать Святого Духа соделалась общим достоянием всех верующих во Христа. Ст. 40—42. <b>Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк, другие говорили: Это Христос. А иные говорили: Разве из Галилеи Христос придет? Не сказано ли в писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Дaвид?</b> Учение Иисуса Христа произвело различное впечатление на слушателей: одни признавали Его пророком; другие — Христом Мессиею, Которого ожидали; а оставшиеся в неверии остановились на том, что из Галилеи не явится Мессия Христос, и указывали на пророческие писания о происхождении Его от семени Давидова из Вифлеема. Действительно, Христос родился в Вифлееме, отчизне Давида; но в писании говорится также и о том, что и в Галилеи некогда воссияет свет веий чрез Христа (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-proroka-isaii/glava-9/?verse=9:1—2">Ис. 9:1—2</a>). Ст. 43—44. <b>И так произошла о Нем распря в народе. Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук</b>. От различных суждений о Христе произошла распря в народе; фарисеи, державшиеся мнения, что из Галилеи Мессия не явится, так ожесточились, что сделали распоряжение схватить Христа; однако никто не наложил на Него рук, потому что внутренний голос совести и сердца говорил им, что это не простой человек, а лицо Божественное. Ст. 45—46. <b>Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: Для чего вы не привели Его? Служители отвечали: Никогда человек не говорил так, как Этот Человек</b>. Слуги архиереев и фарисеев, посланные схватить Иисуса Христа, так пленились учением Его, что не исполнили поручения, данного им, и явились к своим начальникам одни. На вопрос, почему они не исполнили приказания, ответили, что никогда ни один человек не говорил так сладостно, не сообщал таких высоких истин, как этот человек. «Своим мнением, — говорит Златоуст, — слуги показали, что они не только удивляются Ему (Христу), но и осуждают фарисеев, что они послали их связать Того, Кого надлежало слушать». Ст. 47—49. <b>Фарисеи сказали им: Неужели и вы прельстились? Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев? Но этот народ невежда в законе, проклят он</b>. Поступок служителей крайне раздражил фарисеев. Они грозно закричали на них: «Не прельстились ли и вы, подобно грубой толпе, Его ученйем и не перешли ли на Его сторону?» А чтобы решительнее подействовать на них и заставить их отказаться от Христа, они указывают на пример начальников и на себя, хранителей закона, что никто из них не уверовал в Христа. О народе, обыкновенно сопровождавшем Христа, они презрительно заметили, что он глуп и ничего не смыслит в законе, — <i>проклят он</i> — погибший, пропавший, не стоит и говорить о нем. Ст. 50—51. <b>Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им: Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? </b> Знатокам закона один из сочленов их (т.е. фарисей же), Никодим, указывает на их невежество в знании закона по приложению его ко Христу. Защищая Христа и народ, который они прокляли, он говорил, что по закону нельзя никого осуждать, не выслушав наперед его оправданий и не исследовав чрез судей надлежащим порядком всего дела. И в настоящем случае надобно сперва точно и обстоятельно исследовать — такой ли преступник закона Иисус, чтобы гнать Его и проклинать из-за Него народ, потом уже судить Его. Ст. 52. <b>На это сказали ему: И ты не из Галилеи ли? Рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходил пророк</b>. Умное мнение Никодима раздражило фарисеев. Они сказали ему: И ты не из Галилеи ли? Т.е. не с одной ли ты с Ним — Иисусом — невежественной и развращенной стороны, что вызвался защищать своего земляка? Рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходил ни один пророк. Раздражение совершенно ослепило фарисеев: как почивающие на законе, они должны были знать, что и из Галилеи происходили пророки, например, пророк Иона. Ст. 12. <b>Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни</b>. Господу известна была ненависть к Нему фарисеев, и дорого Ему было внимание к Нему простого народа. Чтобы утвердить его в вере в Себя, как Мессию, Он назвал. Себя при нем светом, дающим миру просвещение Божественною истиною. «Кто усердно слушает Мое учение и верует в него, тот не будет ходить во тьме — жить во грехе и заблуждениях, но будет жить во свете истины и правды с надеждою и за гробом обрести покой и живот вечный».