Ст. 1. <b>Взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних</b>. Троих Апостолов Господь взял с Собою, чтобы они были свидетелями Его преображения; так как по закону Моисееву нужно было два или три свидетеля для доказательства достоверности сообщаемого. Взял с Собою — именно Петра, Иакова и Иоанна, — потому что эти трое, по свидетельству церкви, были лучшие и достойнейшие из Апостолов и были способнее других видеть Божественную славу Иисуса Христа, которого незадолго пред сим Апостол Петр исповедал Сыном Бога живого. Высокая гора, избранная для преображения, по преданию, есть гора Фавор (около 428 саженей высоты), находящаяся недалеко от Назарета. Ст. 2. <b>И преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет</b>. Евангелист Лука повествует, что преображение Иисуса Христа совершилось во время молитвы Его и что Апостол Петр и бывшие с ним отягчены были сном (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-9/?verse=9:29—32">Лк. 9:29—32</a>). Итак, молитва до того возбудила и раскрыла сокрытую в человечестве Иисуса Христа полноту Божества, что, преисполнив светом душу Его, проникла сквозь тело, просияла славою солнца в лице и осияла светом самые одежды. Этот свет славы Его пробудил и спящих учеников. Ст. 3. <b>И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие</b>. Некоторые из современников признавали Иисуса Христа за Илию или за одного из пророков (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-16/?verse=16:14">Мф. 16:14</a>). Теперешнее явление Моисея и Илии должно было убедить Апостолов в ошибочности этого мнения и показать им, что они являются пред Иисусом Христом как служители Его, а сам Он есть Бог, обладающий живыми и мертвыми, Мессия, о котором писал Моисей в законе и возвещали пророки в своих писаниях. Моисей и Илия явились беседующими с Иисусом Христом. О чем они беседовали, это указывает евангелист Лука (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-9/?verse=9:31">Лк. 9:31</a>): Глагдласта исход Его, его же хотяше скончати во Иерусалиме. Т.е. они беседовали о крестной смерти и воскресении Иисуса Христа, — углублялись в причины и цель страданий Богочеловека, приводили на память древние пророчества и преобразования о них и воскресении Его. Такая беседа двух величайших лиц из ветхого завета со Христом удаляла от Апостолов всякий соблазн о крестной смерти. Из нее они могли понять, что крестная смерть совместна с Божественным достоинством Мессии Искупителя и вполне сообразна с законом и пророчествами; могли уразуметь, что Иисус Христос есть совершенный человек и в то же время есть совершенный Бог. Ст. 4. <b>При сем Петр сказал Иисусу: Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии</b>. Слова сии Апостол Петр произнес, по сказанию евангелиста Луки (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-9/?verse=9:33">Лк. 9:33</a>), тогда, когда заметил, что Моисей и Илия хотят отойти от них. В сих словах Апостола Петра, по изъяснению святого Златоуста, содержится следующий смысл: «Зачем оставлять такое прекрасное место, чтобы идти в Иерусалим на крест? Лучше устроить здесь жилище для всех, и в уединении, сколько можно долее, будем наслаждаться блаженством, и никто не узнает, что мы здесь». Ст. 5. <b>Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте</b>. Облако светлое осенило их, т.е. Иисуса Христа, Моисея и Илию, а не учеников, ибо они слышали глас из облака и вошли в него после. Это новое явление еще более убеждало учеников в Божественном достоинстве Иисуса Христа, а Петру давало знать, чтобы он не заботился о крове рукотворенном, когда Отец осеняет Своего Сына облаком нерукотворенным. Глас Бога Отца служил для учеников объяснением славы Господа; виденной ими на Фаворе. Он показывал, что Иисус Христос есть возлюбленный Сын Бога Отца, Который почивает в Нем всеми своими милостями. А наставление — Того послушайте — указывало ученикам, что закон Моисеев и ветхозаветное учение отменяются учением Сына Божия Иисуса Христа: Его одного надобно слушать и Ему одному следовать. Ст. 6. <b>И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались</b>. Уединенность и высота места, свет чрезвычайный, облако простертое, глас из облака глаголющий — все это, по словам Златоуста, повергло Апостолов в сильный трепет, и они пали на лица свои. Ст. 7—8. <b>Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: Встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса</b>. Учеников, павших на лица, Иисус Христос поднимает от земли и ободряет. И они, возведши очи свои, никого из явившихся не видели, кроме одного Иисуса уже в обыкновенном виде. «Иисус остается один, — толкует блаженный Феофилакт, — дабы ты не подумал, что глас был о Моисее и Илие. Он относился только к Иисусу Христу, ибо Он Сын». Ст. 9. <b>И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: Никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых</b>. Господь запретил Апостолам сказывать о Своем преображении, «потому что, — объясняет Златоуст, — чем более стали бы они рассказывать о Нем чудесного, тем более увеличивался бы соблазн о кресте, на котором Он имел распяться». Не навсегда Господь запретил рассказывать о Своем преображении, но только до времени Своего воскресения из мертвых; ибо по воскресении Своем Он отверз им ум разуметь писания, послал на них от Отца Духа Святого, наставляющего их на всякую истину: тогда таинственное и непостижимое в земном служении Иисуса Христа разъяснилось для них, и они вполне могли понимать преславное преображение пречистой плоти Его.