Ст. 13. <b>Пришел Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него</b>. Пришел Иисус Христос на Иордан к Иоанну креститься от него тогда, когда, по рождении Своем, около тридцати лет прожил в Назарете галилейском. Иисус Христос не имел нужды в крещении, потому что был безгрешен; крестился же для того, чтобы освятить крещение, которое в новом завете должно сделаться спасительным таинством при вступлении человека в Христову церковь, а Самому по человечеству принять полноту даров Святого Духа для вступления в общественное служение роду человеческому. Ст. 14. <b>Иоанн же удерживал Его и говорил: Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?</b> Иисус Христос приступил к Иоанну среди грешников, однако Иоанн узнал Его по тому особенному внушению Божию, по которому он еще во чреве матери ощутил присутствие Христа, носимого во чреве Пресвятой Девы Марии, и взыграл радостно. Узнав Спасителя, он отказывается крестить Его и желает сам принять от Него крещение, яко раб от Владыки Господа. Ст. 15. <b>Но Иисус сказал ему в ответ: Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его</b>. Смысл сего стиха следующий: «Не удерживай Меня креститься от тебя вместе с грешниками. Доколе в Моей жизни и предстоящих страданиях и смерти не открылись благодать и истина, Мне надлежит исполнить все требования ветхозаветной праведности и закона и подчиниться твоему крещению, учрежденному тоже по воле Отца небесного». После сего Иоанн не дерзает пререкать воле своего Спасителя и Господа и допускает Его ко крещению. Ст. 16. <b>И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него</b>. Народ, бывший с Иоанном, принял Иисуса Христа за обыкновенного человека, и потому приготовление Его к крещению не возбудило со стороны его особенного внимания. Но вот сам Бог прославляет Его: когда Иисус, по крещении, выходил из воды, то отверзлись над Ним небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. Сходит Дух Святой в виде голубя в знамение примирения Бога с человечеством во Христе, так как птица эта кроткая, любящая мир и общение. Во время всемирного потопа она принесла масличную ветвь, как знамение окончания оного; и теперь, указывая на Примирителя неба и земли, она служит знамением, что потоп греха, проклятия и гнева Божия в роде человеческом окончился и восстановляется союз человека с Богом. Ст. 17. <b>И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение</b>. Глас, с небес глаголющий, был глас Бога Отца. Слова <i>Сей есть Сын Мой возлюбленный</i> указывают на вечное Божественное естество Иисуса Христа, а слова <i>о Нем же благоволих</i> объясняют, что в сем возлюбленном Сыне почивает все благоволение Отца небесного, и ради Его Божественных заслуг открывается благоволение к грешному роду человеческому. Сошествие на Иисуса Христа Духа Божия показывало, что глас Бога Отца относился не к Иоанну, а ко Христу.