<b>Беседа на Благовещение Пресвятой Богородицы </b> Днесь чин ангельский радостно воспевает хвалебные песни, и свет пришествия Христова воссияет верным. Днесь радостная для нас весна, Христос – Солнце правды осиял нас ясным светом и озарил умы верных. Днесь Адам обновлен и вознесенный на небо ликует с ангелами. Днесь вся вселенная объята радостью, так как совершилось пришествие Святаго Духа к людям. Днесь божественная благодать, надежда невидимых, освещает чудеса, превышающие разум, и явственно открывает нам от века сокровенное таинство. Днесь сплетаются венцы неизсякаемой добродетели. Днесь Бог, хотящий увенчать священные главы любящих слушать и почитающих празднества, призвал любителей непоколебимой веры как званных и наследников, и Горнее Царство поспешает призвать мудрствующих небесное, чтобы приобщить их к божественному служению бесплотных ликов. Днесь исполнилось предречение Давида, которое говорит: «да веселятся небеса и да торжествует земля ... да возрадуются поля и ... все дерева дубравные от лица Господня, потому что грядет» (Пс. 95:11–13). Давид говорит <span class="is-important">просто</span> деревья, а предтеча Господень называл деревья, «приносящия плоды достойные покаяния» (Лк. 3:8), скорее же – пришествия Господня. Господь же наш Иисус Христос возвестил неизсякаемую радость всем верующим в Него. Ибо Он говорит: «увижу вас, и возрадуетесь, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16:22). Днесь ясно возвещается нам преславное и неизреченное таинство христиан, добровольно запечатлевших свою надежду на Христа. Днесь Гавриил, предстоящий Богу, приходит к Деве непорочной, благовествуя ей: «радуйся, Благодатная» (Лк. 1:28). Она же помышляла в себе, что бы это было за приветствие. Ангел без замедления присовокупил, говоря: «Господь с Тобою» (Лк. 1:28); «не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. Итак, Ты зачнешь во чреве и родишь Сына, и нарекут имя Ему Иисус. Он будет велик и Сыном Вышнего наречется. И даст ему Господь Бог престол Давида, Отца Его, и будет царствовать в доме Иакова во веки, и царству Его не будет конца. Мария же сказала ангелу: как это будет со Мною, когда Я мужа не знаю?» (Лк. 1:30–34). Останусь ли я и далее девой? Не будет ли нарушено достоинство девства? Когда Святая Дева недоумевала о сем, ангел возвещает ей сушность своей речи, говоря: «Дух Святый найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое от Тебя Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1:35). Ибо что оно есть, тем действительно и наречется. Итак, достойно из всех родов благодать избрала одну только Святую Деву. Ибо она истинно была мудрее всех, и никогда во всех родах не было подобного ей. Она <span class="is-important">поступила</span> не так, как прежде дева Ева, которая, ликуя в раю, своим слабым умом неосторожно вняла речи виновника зла змия, и таким образом извратила благородство своего помышления, и чрез нее коварный, излив свой яд и примешав смерть, ввел во весь мир, и вследствие этого произошла всякая пагуба святых; и только одною Святой Девой возстановлено ее <span class="is-important">т. е. Евы</span> падение. Напротив, святая <span class="is-important">Дева</span> имела твердость принять дар не прежде, чем узнала, кто посылает его, и что это за дар и кто его приносит. Говоря это сама в себе, Святая недоумевала и обращается к ангелу, говоря: откуда ты принес мне такое благословение? Из каких сокровищ послана мне эта жемчужина слова? В чем этот дар мне имеет свое основание? Ты пришел с неба и шествуешь по земле. Ты показываешь все характерные черты человека, и осияешь блистанием света. Святая в Себе размышляла об этом; ангел же разрешил ея сомнение, так вещая к ней: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Вышнего осенит Тебя; посему и рождаемое от Тебя Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1:35). И: «не бойся, Мария», ибо я пришел не для того, чтобы поражать тебя страхом, но чтобы отогнать причину страха. «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога» (Лк. 1:30). Не исследуй благодати по законам естества; ибо благодать не терпит подчинения законам естества. Ты познала, Мария, то, что было сокрыто от патриархов и пророков. Ты, Дево, научилась тому, что доселе было утаено от ангелов. Ты услышала, Всесвятая, то, чего еще не удостоился <span class="is-important">слышатъ</span> лик богоносных мужей. Моисей и Давид, Исаия и Даниил и все пророки предвозвещали о нем, но как <span class="is-important">это будет</span>, не знали. Ты же одна только, Всесвятая Дево, ныне воспринимаешь неведомыя всем им тайны и уразумеваешь, как это возможно. Ибо где Дух Святый, там все легко совершается. Где божественная благодать, <span class="is-important">там</span> все возможно для Бога. «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Вышнего осенит Тебя, посему и рождаемое от Тебя Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1:35). Если же Сын Божий, то и Бог сообразный Отцу и совечный, в Котором Отец обладает всецелым откровением; Он – начертание в лице, и чрез отражение <span class="is-important">в Нем</span> возсияет Его слава. И как из неизсякаемаго источника проистекают реки, так и из сего неизсякаемаго и всегда живого источника проистекает неизсякаемый и истинный Свет мира – Христос Бог наш. Об этом источнике пророки восклицали: «речные потоки веселят град Божий» (Пс. 45:5), – не один только град, но все, ибо подобно тому, как один град, он веселит и всю вселенную. Посему прилично Ангел возгласил Святой Деве Марии, первой из всех: «радуйся, Благодатная, Господь с Тобою» (Лк. 1:28), так как с нею сохранено было все сокровище благодати. Ибо из всех родов одна только сия Дева явилась святою и по телу и по духу, и она одна только носит Того, Кто «глаголом носит всяческая» (Евр. 1:3). И должно изумляться не только телесной красоте ея, но и добродетельному направлению ея души. Посему-то к ней первой из всех Ангел обращается с приветствием: «радуйся, Благодатная, Господь с Тобою» (Лк. 1:28); и не земной жених, но Сам Господь освящения, Отец непорочности, Зиждитель нетления и Податель свободы, Ходатай спасения, Распорядитель и Раздаятель истиннаго мира, из девственной земли создавший человека и из ребра его взявший Еву, – Сей Господь с Тобою и опять из Тебя. Посему приидите, возлюбленные, и мы, последуя ангельскому хвалению, благомысленно воздадим по силам говоря: «радуйся, Благодатная, Господь с Тобою» (Лк. 1:28). Ибо Тебе надлежит поистине радоваться, так как с Тобою божественная благодать, как <span class="is-important">она одна</span> ведает, вселилась; с рабою – Царь славы, с прекрасною – Тот, Кто «красен добротою паче сынов человеческих» (Пс. 44:3), с нескверною – освящающий всяческая. С Тобою Бог и совершенный человек, в котором «обитает вся полнота Божества» (Кол. 2:9). Радуйся, благодатная, источник Света, просвещающаго всех верующих в Него. Радуйся, благодатная, восток мысленнаго солнца и нескверный цвет жизни. Радуйся, благодатная, луг благоухания. Радуйся, благодатная, лоза всегда цветущая, веселящая души прославляющих тебя. Радуйся, благодатная, нива невозделанная и принесшая прекрасные плоды, сообразно с естеством, потому что сообразно с нами и потому что сообразно с временем чревоношения, но и против естества, или, лучше, выше естества, потому что свыше вселился Бог Слово и в святом Твоем чреве возсоздал Адама; и хотя способность к рождению Святой Деве подал Святой Дух, однако, истинное тело взято из Ея тела. И как жемчужина образуется из двух естеств, из молнии и воды, сокровенных явлений моря, так и Господь наш Иисус Христос неслитно и неизменно происходит из Чистой и Непорочной, Нескверной и Святой Девы Марии, совершенный в Божестве и совершенный в человечестве, по всему подобный Отцу и единосущный нам во всем, кроме греха. Весьма многие из святых отцев, патриархов и пророков хотели видеть Его и сделатъся самовидцами Его и не сделались. И одни из них созерцали Его посредством видений образно в гаданиях, другие слышали божественный глас <span class="is-important">Его</span> в столпе облачном и удостоились явления святых ангелов. И только к одной Марии, Святой Деве, светозарно пришел архангел Гавриил, благовествуя Ей: «радуйся, Благодатная» (Лк. 1:28). И таким образом, она восприняла Слово и по времени телеснаго исполнения принесла многоценную жемчужину. Посему приидите и вы, возлюбленные, воспоем представленное нам богодухновенным Давидом на гуслях: «воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоей» (Пс. 131:8). Ибо воистину Святая Дева – кивот, внутри и вне позлащенный, воспринявший в себя целое сокровище освящения. «Воскресни, Господи, в покой Твой» (Пс. 131:8). Возстани, Господи, из лона Отца, чтобы возставить падший род первозданнаго. Прославляя это, Давид пророчески говорит к лозе, имеющей произрастить из него прекрасно-плодный цвет: «слыши, Дщерь, и смотри, и приклони ухо Твое, и забудь народ твой, и дом отца твоего, и возжелает Царь красоты твоей, и поклонишься Ему» (Пс. 44:11–12). Слыши, дщерь, пророчествуемое о тебе, чтобы и очами ведения узрела и самое дело. Слыши меня, предзнаменующаго Тебе, и архангела, ясно возвещающаго тебе совершенное таинство. Итак, приидите, возлюбленные, воспомянем прежде бывшее и прославим Лозу, так преестественно прозябшую от Иессея, восхвалим, ублажим и благоговейно почтим. Ибо не об одном только Иосифе, но и о Богородице Марии свидетельствуя, Лука повествует в божественных Евангелиях до самаго родства Давидова: «пошел также, – говорит он, – и Иосиф из Галилеи, в город иудейский, называемый Вифлеем, ... записаться с Мариею, обрученной ему женою, которая была непраздна», потому что они были из дома и рода Давида. Случилось же, «когда они были там, исполнились дни родить Ей, и родила Сына Своего», перворожденного всей твари, «и спеленала Его и положила Его в яслях, потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2:4–7). Спеленала «одевающаго светом, как одеждою» (Пс. 103:2). Спеленала создавшаго всю тварь. Положила в яслях седящаго на херувимах и воспеваемаго тьмами ангелов. В яслях безсловесных возлегло Божественное Слово, чтобы людям, по собственному произволению сделавшимся неразумными, даровать разумный смысл. На трапезе скотов предложен небесный хлеб, чтобы скотоподобным людям даровать причастие таинственной пищи. И даже места не было им в гостиннице. Не имел места словом устроивший небо и землю, потому что, «будучи богат, Он обнищал ради нас» (2 Кор. 8:9), подъял на Себя крайнее уничижение ради спасения нашего естества, по присущей Ему благости к нам. Исполнивший всякое устроение неизреченных тайн домостроительства на небе в лоне Отца, Он возлег и в вертепе в объятиях Матери. Сонмы ангелов окружали Его, возглашая славу на небе и на земле мир. На небе одесную Отца возсел, и в яслях, как на херувимах, почил. По истине <span class="is-important">это</span> Престол и именно херувимский, Престол Царский, святый из святых, единый, славный на земле, святейший из святых, на котором почил Христос Бог наш. Ему слава, честь и держава, со Отцем безначальным и всесвятым и животворящим Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь. <b>Вторая беседа на Благовещение Всесвятой Богородицы Девы Марии</b> Опять благовестие радости, опять возвещение свободы, опять воззвание, опять возвращение, опять обетование веселия, опять избавление от рабства. Ангел беседует с Девою, чтобы змий не беседовал более с женою. «В шестой месяц», – говорит, – «послан был ангел Гавриил от Бога к Деве, обрученной мужу» (Лк. 1:26–27). Послан Гавриил возвестить всемирное спасение. Послан Гавриил, неся Адаму запись о воззвании. Послан Гавриил к Деве, чтобы бесчестие жены изменить в честь. Послан Гавриил, чтобы чистому Жениху уготовить достойный чертог. Послан Гавриил обручить создание с Создателем. Послан Гавриил к одушевленному чертогу Царя ангелов. Послан Гавриил к Деве, обрученной Иосифу, но соблюдаемой для Иисуса Сына Божия. Послан раб бестелесный к Деве нескверной. Послан свободный от греха к невосприимчивой к тлению. Послан светильник, возвещающий Солнце правды. Послан утренний свет – предтеча дневного Света. Послан Гавриил, проповедующий Того, Кто и в лоне Отца, и в объятиях Матери. Послан Гавриил, показующий Того, Кто на престоле и в вертепе. Послан воин, возглашающий тайну Царя, – тайну, – говорю, – разумеваемую верою, но не исследимую любопытством, тайну поклоняемую, но не взвешиваемую, тайну, о которой можно богословствовать, но не измерять. «В шестой месяц послан был Гавриил к Деве». В какой шестой месяц? – В какой? В тот, с которого Елисавета приняла благовестие, с которого зачала Иоанна. Откуда это видно? Это изъясняет сам ангел, говоря к Деве: «вот», – говорит, – «Елисавета, родственница Твоя, и она зачала сына в старости своей; и вот месяц шестой ей, называемой бесплодною» (Лк. 1:36). В шестой месяц, – следовательно, в шестой зачатия Иоанна. Ибо надлежало, чтобы прежде пришел воин; надлежало, чтобы предварил оруженосец; надлежало, чтобы предшествовал вестник Владычнего пришествия. «В шестой месяц послан был ангел Гавриил к Деве, обрученной мужу», – обрученной, но не сопряженной, – обрученной, но соблюдаемой. Для чего – обрученной? Чтобы разбойник не узнал скоро тайны. Ибо, что чрез Деву придет Царь, это знал лукавый, так как и сам он слышал слова Исаии: «се Дева во чреве приимет» (Ис. 7:14), и, естественно, постоянно наблюдал за этим изречением о Деве, чтобы устроить бесславие, когда станет исполняться это таинство. Поэтому Господь, чтобы скрыть <span class="is-important">тайну</span> от лукавого, пришел чрез обрученную, ибо обрученная уже связана обетом <span class="is-important">замужества</span>. «В шестой месяц послан был Гавриил к Деве, обрученной мужу», которому имя Иосиф. Послушай, что говорит пророк об этом муже и Деве: «Дана будет эта запечатанная книга мужу, ведущему писания» (Ис. 29:11). Что это за книга запечатанная, если, конечно, не непорочная Дева? Кем будет дана? Ясно, что священниками. Кому именно? Плотнику Иосифу. Итак, когда священники, сочетав Марию Иосифу, как целомудренному, вверили ему, выжидая времени брака, он, принявши, должен был соблюдать Деву в неистлении. Это задолго предвозвестил пророк: «дана будет эта книга запечатанная мужу, ведущему писания, и он скажет: не могу прочитать». Почему же не можешь, Иосиф? Не могу, – говорит, – прочитать, ибо книга запечатана. Для кого она соблюдается? Она сохраняется для Зиждителя всяческих в жилище. Но возвратимся к своему предмету. «В шестой месяц послан был Гавриил к Деве». Он, без сомнения, получил такие повеления: иди, архангел, будь слугою страшного таинства, сокровенного, послужи чуду. Моим состраданием Я побуждаюсь снизойти для взыскания заблудшего Авраама. Грех сделал ветхим созданного по Моему образу и повредил творение рук Моих, помрачил красоту, которую Я создал. Волк опустошает Мое стадо. Райское жилище опустело. Древо жизни охраняется огненным мечом, заперто место наслаждения. Я смилостивился над завоеванным и хочу схватить врага. Но Я хочу скрыть от всех небесных сил, – тебе одному только поверяю тайну. Шествуй же к Деве Марии. Отойди к одушевленному граду, о котором пророк говорил: «славное возвещается о тебе, град Божий» (Пс. 86:3). Отойди к моему разумному раю. Отойди к вратам востока. Отойди к жилищу, достойному Моего Слова. Отойди ко второму на земле небу. Отойди к легкому облаку, возвести ему дождь Моего пришествия. Отойди к уготованному для Меня святилищу. Отойди к храму Моего вочеловечения. Отойди к чистому чертогу Моего плотского рождения. Скажи в уши разумного кивота, да уготовит Мне входы слуха. Но не смути и не расстрой души Девы. Прилично предстань пред святилищем; прежде всего возопи ей глас радости. Ты скажи Марии: «радуйся, благодатная» (Лк. 1:28), чтобы Я умилостивился над бедствующей Евой. Ангел выслушал это и, вероятно, размышлял сам с собою: необыкновенное это дело; превосходит разумение то, что сказано мне. Страшный для херувимов, на Которого не могут взирать серафимы, непостижимый для всех ангельских сил, обещает отроковице особенное событие, возвещает Свое личное пришествие, лучше же сказать – обещает вхождение посредством слуха. И осудивший Еву не поспешает ли столь много прославить ее дочь? Ибо Он говорит: уготовь мне входы слуха. Но может ли чрево вместить Невместимого? Страшно поистине это таинство! Когда ангел размышлял об этом, Владыка говорит ему: что смущаешься и изумляешься, Гавриил? Не был ли ты недавно послан Мною к священнику Захарии? Не дал ли ты ему благовестия о рождении Иоанна? Не наложил ли ты на неверовавшего священника наказания молчанием? Не осудил ли ты старца на безмолвие? Не ты ли предвозвестил, а Я подтвердил? Не последовало ли дело за твоим благовествованием? Не зачала ли неплодная? Не повиновалась ли утроба? Не удалилась ли болезнь бесплодия? Не отбежало ли бездействие природы? Не сделалась ли ныне плодоносящею та, которая прежде была неплодною? Разве «изнеможет» у Меня – Создателя «всяк глагол» (Лк. 1:37). Итак, почему ты охвачен сомнением? Что же опять ангел? Владыко, исцелить недостатки естества, прекратить бурю страданий, омертвевшие члены воззвать к жизненной способности, повелеть естеству проявить силу деторождения, уничтожить неплодство в вышедших уже за установленные пределы членах, состаревшийся стебель превратить в зеленеющий вид, бесплодную ниву внезапно показать матерью колосьев, – это дело Твоего могущества, совершаемое обычным образом. Свидетели сему – Сарра и после нее Ревекка, и еще Анна, рабствовавшие тяжкому страданию неплодства, а потом принявшие от Тебя освобождение. Но чтобы родила дева, не вступавшая в брачные отношения с мужем, это – выше всех законов естества, а Ты возвещаешь Твое пришествие деве. Пределы неба и земли не вмещают Тебя, и как вместит Тебя девическая утроба? И Владыка говорит: каким образом вместила Меня палатка Авраама? Ангел говорит: поелику он имел бездну гостеприимства, Владыко, – там Ты явился Аврааму в лежащей при пути палатке, и Ты прошел ее, как все наполняющий. Но каким образом Мария стерпит огонь Божества? Престол Твой пылает, озаряемый сиянием, – и может ли носить Тебя дева, легко опалимая? И Владыка говорит: подлинно, если бы огонь в пустыне повредил купине, то несомненно повредило бы и Марии Мое присутствие; если же тот огонь, таинственно изображавший явление с неба божественного огня, оросил купину, а не сжег, то что ты можешь сказать о самой истине, сходящей не в пламени огненном, но в виде дождя? Тогда, наконец, ангел исполнил повеленное и, войдя к Деве, воскликнул к ней, говоря: «радуйся, благодатная, Господь с Тобою». Диавол уже не против тебя, ибо где прежде враг нанес рану, там впервые теперь врач наложил спасительное врачество. Откуда вышла смерть, там жизнь устроила свой вход. Чрез жену разливается зло, чрез жену источается и благо. «Радуйся, благодатная». Не стыдись, как виновница осуждения, ибо ты делаешься матерью осудившего и искупившего. Радуйся, непорочная родительница Жениха, когда мир пребывал во вдовстве! Радуйся, в утробе своей потопившая смерть матери! Радуйся, одушевленный храм Божий! Радуйся, равночестное неба и земли жилище! Радуйся, пространное вместилище невместимого естества. При таких обстоятельствах явился чрез нее немощным Врач, сидящим во тьме – Солнце правды, для всех обуреваемых – якорь и безопасная от бурь пристань, для непримиримо ненавидимых врагов родился Владыка и союз мира, пленных рабов посетил Избавитель, для подвергающихся нападению явился мир. «Ибо Он есть мир наш» (Еф. 2:14), которым да насладимся все мы, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава, честь и держава, ныне и присно и во веки веков. Аминь.