Радостно празднество настоящего дня; во все концы земли оно несет светлое торжество и возвещает веселие, которое прекращает древнюю печаль, отменяет осуждение мира, утверждает возстание древле падшего и всем нам обещает спасение. Ангел беседует с Девою, и – упраздняется злоумышление змия и отражается его коварное нападение. Ангел беседует с Девою, и – обольщение Евы (<a class="verse-link link_text" href="/bible/2oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/glava-11/?verse=11:3">2 Кор. 11:3</a>) теряет свою силу, осужденное естество становится выше приговора, как и до него, и обогащается приобретением рая, как своего достояния (<a class="verse-link link_text" href="/bible/deania-apostolov/glava-26/?verse=26:18">Деян. 26:18</a>). Ангел беседует с Девою, и – Адам приобретает себе свободу, виновник зла – змий лишается своей власти над человеческим родом и узнает ныне, что тщетно боролся против творения; ибо не имеют силы его ухищрения против нас, после того как бесплотное естество наше получило весть о непобедимом знамении торжества над грехом – кресте Христа и добровольном Его страдании по плоти (о ней ныне ангел и благовествует), коими победоносно поглощены смерть и грех (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/glava-15/?verse=15:54">1 Кор. 15:54</a>). Ангел посылается к Деве, и естество человеческое обновляется: ибо, получивши благовестие о спасении и как бы приняв врачебное средство, оно совершенно извергает из себя яд змия и очищается от знаков болезни. Ангел посылается к Деве, и рукописание греха раздирается, наказание за преслушание снимается и предвозвещается призвание всех. Ныне настало благовестие радости, потому что с Девою ведет речь архангел, потому что с Марией, обрученной Иосифу, предопределенной же и сохраняемой для Иисуса, беседует архистратиг небесных сил. Но о чем он говорит и что принес с собою? О чем? О, смысл великого таинства непостижим и образ чудесной речи невыразим! Однако, я побуждаюсь сказать, о чем он возвестил, и в страхе изнемогаю духом. Я трепещу, начавши измерять бездну божественного человеколюбия, ужасаюсь, побуждаемый исследовать глубину божественного домостроительства. И ум мой смущается начать, способность речи исчезает, язык не повинуется. Но ты, мудрейший из евангелистов, начни здесь вместе со мною речь, своею защитою внуши мне смелость.    «<i>В месяц же шестый</i>, – говорит святый Лука, – <i>послан бысть ангел Гавриил от Бога во град Галилейский, ему же имя Назарет, к Деве обрученней мужеви, ему же имя Иосиф, от дому Давидова, и имя Деве Мариам. И вшед к ней ангел, рече: радуйся, благодатная: Господь с тобою</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-1/?verse=1:26–28">Лк. 1:26–28</a>). Видишь, что он принес и о чем возвестил? Видишь причину беседы? Радуйся, говорит, благодатная, Господь с тобою. О, чудесное таинство, превосходящее всякий ум и всякое разумение! О, таинство, достойное веры, а не любопытства, удивления, но не испытания, поклонения, а не исследования, прославления, но не разыскания, почитания, а не взвешивания, любви, а не понимания. Ангел посылается к Деве – открыть о пришествии Господнем, возвестить явление Бога среди людей, благовествовать воссоздание нашего образа. Ангел посылается к Деве – возвестить путь Господень и Господь присутствует при этом. Ангел приносит благовестие и Господь соглашается с его словами. Ангел взывает Деве: радуйся, благодатная, и Господь действительно исполняет ее радости. Он Сам возглашает к Деве: радуйся, благодатная, и весь мир наслаждается плодами сей радости. Он открывает Пречистой Деве радость, но Дева смущается необычайностью приветствия, а вся тварь торжествует спасительному благовестию. Честная Дева смущается, но не удаляется, смущается словами, но не отвергает благого дела. «<i>Она видевши</i>, – говорит евангелист, – <i>смутися о словеси его, и помышляше, каково будет целование сие</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-1/?verse=1:29">Лк. 1:29</a>). Она смутилась, но размышляла о значении приветствия: каково будет целование сие. «Я вижу, говорит Дева, что приветствие не ограничивается обычными пределами, превышает законы естества и не похоже на человеческие дела: каково будет целование сие. Я вижу благоговейно представшего вестника и готова с радостью принять его весть, но он ведет речь о брачном деле, изменяет радость в страх и смущает Мою душу этою вестью. Я вижу, что лицо его отличается скромностью, но он говорит Мне о женихе. Вижу, что он беседует разумно, но он изрекает слова о зачатии, и любовь к девству побуждает предполагать как бы обольщение: каково будет целование сие. Посему Я и смущаюсь, взвешивая в равной степени это дело: с одной стороны, вид вестника и его скромность показывают, что весть идет от Бога, а с другой – речи о женихе побуждают не соглашаться с вестникомъ». Посему евангелист и говорит: «<i>видевше смутися</i>». Что Дева увидела и почему смутилась? Увидела ангела, смотрящего на Нее чистыми очами, но принесшего Ей весть о муже, взирающего непорочным взглядом, но говорящего о брачном договоре. Узрев это, Святая Дева была смущена противными помыслами, одержимая целомудренным страхом, дивилась странности приветствия.    Но что говорит ей ангел? Оставил ли он Ее смущаться противоречивыми мыслями? Разве он не заметил, что Она обуревается волнами недоумений? И как он мог оказаться недобрым исполнителем повеления? Разве несправедливо он понес бы наказание за то, что оставил Деву в смущении? Что же он говорит? «<i>Не бойся, Мариамь</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-1/?verse=1:30">Лк. 1:30</a>): «не для обольщения я явился беседовать с Тобою, но возвестить уничтожение обольщения; не для того, чтобы ввести в заблуждение, я предстал, но объявить об освобождении от обмана, не для отнятия непорочного девства я пришел, но благовествовать пришествие Создателя и Охранителя девства. «<i>Не бойся, Мариамь</i>»: я не слуга коварного змия, но посланник упразднителя (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-evream-poslanie-ap-pavla/glava-2/?verse=2:14">Евр. 2:14</a>) змия; тот своею речью вложил яд в человеческую природу и, примешав смерть, излил гибель на всех, а я, по Господню повелению, явился прививать отпадшим (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-rimlanam-poslanie-ap-pavla/glava-11/?verse=11:22–23">Рим. 11:22–23</a>) бесконечную жизнь, коею исторгается из рода болезнь и подается блаженство в раю; тот обманом богоподобия склонил Адама к преслушанию и взамен беспечальной жизни устроил ему жизнь, исполненную тяжкого труда, а я благовествую, что Творец всего в Твоем девственном и непорочном чреве действительно сделает человека богоподобным и уничтожит обольщение богоподобия. Я предстал в качестве доброго вестника, а не злого, я виновник радости, а не печали, возвещаю спасение, а не гибель. Не бойся, Мариамь: я, по божественному повелению, уврачую Твои помыслы, я разрешу узы неудомения. «<i>Обрела... еси благодать у Бога</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-1/?verse=1:30">Лк. 1:30</a>): приветствие это – дело благодати Божией, а не естества, благодати божественной, а не человеческого решения и телесного общения, благодати, превосходящей человеческое разумение; посему, всякий раз как ты, человек, услышишь о благодати, не подумай, что напрасно дан Деве этот дар, и не считай его излишнею щедростью. Дева обрела благодать у Бога, потому что соделала себя достойною Творца и, украсив свою душу добродетелью непорочности, приготовила себя в приятное жилище Слову, утвердившему небеса (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-32/?verse=32:6">Пс. 32:6</a>). Обрела благодать у Бога, потому что не только сохранила чистое девство, но и соблюла непорочное сердце и волю, потому что с детства была посвящена Богу и служила Царю славы храмом одушевленным и нерукосечным, который создан был чистотою тела, блистанием девства, непорочным целомудрием, святостью воли, непреклонностью души ко греху, непоколебимостью в добродетели. Посему «<i>зачнеши во чреве и родиши Сына</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-1/?verse=1:31">Лк. 1:31</a>), Которому херувимы славословят с трепетом, Которого ужасаются видеть чины ангельские и вся тварь не может вместить. «<i>Зачнеши во чреве и родиши Сына</i>», Творца неповрежденного чрева, не нарушившего девства, но укрепившего ключи девства. «<i>Зачнеши во чреве</i>» Того, Кто существует везде и нигде не вмещается, Коего только одно Твое чрево нетесно может вместить. «<i>Зачнеши во чреве</i>» Создателя твоего праотца. О Тебе и пророк восклицал, говоря: «се Дева во чреве зачнет, и родит Сына, и наречеши имя ему Еммануил», «еже есть сказаемо: с Нами Бог». «<i>Бог крепкий, ...Князь мира, Отец будущаго века</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-proroka-isaii/glava-7/?verse=7:14">Ис. 7:14</a>; <a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-1/?verse=1:23">Мф. 1:23</a>; <a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-proroka-isaii/glava-9/?verse=9:6">Ис. 9:6</a>). Предвозвещаемое о Тебе и я теперь благовествую Тебе, не от себя сообщая Тебе приятные вести, но и исполняя повеление Пославшего меня. Тот внушил пророку Исаии пророчествовать о Тебе и опять мне ныне вверил благовестить имеющий осуществиться исход тогдашнего пророчества. «И се зачнеши во чреве и родиши Сына и наречеши имя ему Еммануил», «<i>еже есть сказаемо: с нами Бог</i>». Поелику же от Него получат спасение, то нарекут Иисусом Того, Кто спас их от грехов их: от благодеяния – наименование, от значения – имя, от дел – добрая слава. Нарекут – Иисусом, потому что от Него истекает неисчерпаемое богатство спасения, потому что Им сокрушается жало смерти и подается благодать бессмертия (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/glava-15/?verse=15:54, 56">1 Кор. 15:54, 56</a>), падает господство греха и торжествует победу природа падшего. «<i>Сей будет велий, и Сын Вышняго наречется</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-1/?verse=1:32">Лк. 1:32</a>). «<i>Будет велий</i>», как и был, хотя и примет смиренную плоть и облечется в уничиженное тело. «<i>Будет велий</i>», поелику восприятие человечества не уменьшит величия божества, но смиренное человечество возвысится от общения с божеством. «<i>Будет велий</i>» и после воплощения (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-1/?verse=1:14">Ин. 1:14</a>), а также и после трудов (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-4/?verse=4:6">Ин. 4:6</a>), пота, падавшего на землю в виде каплей крови (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-22/?verse=22:44">Лк. 22:44</a>), и прочего подобного, что обыкновенно переносит плоть. Посему, хотя бы ты узнал, что Он алчет, трудится, подвергается унижениям и бичеванию, наконец, распят, умер и погребен, не допускай в отношении к божественному Слову ничего недостойного Бога, ибо «<i>Сей будет велий</i>», как и был, хотя бы, по закону нашего естества, по своей плоти добровольно и воспринял плотские свойства. «<i>Сей будет велий и Сын Вышняго наречется</i>», то есть, не ты назовешь и дашь ему имя, но Тот будет назван. И кем наречется? Ясно, что единосущным и в полноте знающим божественное естество Отцем, потому что «<i>никто знает Сына, токмо Отец: ни Отца кто знает, токмо Сын</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-11/?verse=11:27">Мф. 11:27</a>). Ибо, от Кого неизреченное и предвечное рождение Сына, Тот и владеет истинным разумением Его, у Кого истинное знание Рожденного, Тот и достоин дать Ему соответствующее имя. Посему Бог всяческих и Отец Господа нашего Иисуса Христа и говорит: «<i>Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих: Того послушайте</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-17/?verse=17:5">Мф. 17:5</a>). Итак, Он есть всегда, хотя ныне, для нашего поучения и разумения, и дается Ему имя; поэтому и говорит – наречется, а не будет, потому что Он прежде век восседал на престоле с единосущным Отцем. Сего Ты и зачнеши во чреве и будешь провозглашена Его материю; Твое девственное чрево вместит Того, Кого не вместило небесное пространство, Кто горстию (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-proroka-isaii/glava-40/?verse=40:12">Ис. 40:12</a>) обнимает все и промышлением Коего все существует и сохраняется; Сего-то Ты зачнешь во чреве».    Но что на это отвечает Пресвятая Дева? Не пленилась ли она тотчас словами или, преклонивши радостно слух, не выразила ли своего согласия, без всякого колебания? Нет. Но что она говорит? «<i>Како будет сие, идеже мужа не знаю</i>?» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-1/?verse=1:34">Лк. 1:34</a>). Как будет у Меня сын, отец коего не известен? – «Но кто умеет изъяснить Господень совет? Кто осмелится указать причину царского повеления и раскрыть смысл таинственного домостроительства? Кто может возвестить образ чудесного рождения? Кто в силах исследовать непостижимое таинство? «<i>Како будет сие</i>?» – Одно я знаю, одному научен, одно сказать я послан, это и говорю: «<i>Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-1/?verse=1:35">Лк. 1:35</a>). Он (Дух) научит тебя и изъяснит, како Ты зачнеши. Он, как соцарствующий, есть участник Господня совета, а я – раб, слуга Господних повелений, но не изъяснитель их; я служитель воли, но не толкователь ея. Он всем управляет, ибо «<i>Дух... вся испытует и глубины Божия</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/glava-2/?verse=2:10">1 Кор. 2:10</a>), а я же восклицаю только – «радуйся, благодатная», воспеваю чудо, поклоняюсь Сыну твоему, но не могу изъяснить образ зачатия. Если Ты желаешь укрепить веру в предсказание примерами, уподобляя великое малому и уверяясь в будущем на основании прошлого, то (скажу Тебе) Ты «<i>зачнеши во чреве и родиши Сына</i>» так, как невозделанно «прозябе жезл Ааронь» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/cisla/glava-17/?verse=17:8">Чис. 17:8</a>), как с неба сошел дождь на руно (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-71/?verse=71:6">Пс. 71:6</a>), и как была роса на руне точию и по всей земли суша (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-sudej-izrailevyh/glava-6/?verse=6:37">Суд. 6:37</a>). Это предсказал и праотец твой Давид, говоря: «<i>снидет яко дождь на руно, и яко капля каплющая на землю</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-71/?verse=71:6">Пс. 71:6</a>). Как огонь охватил купину и она, питая пламя, не сгорала (<a class="verse-link link_text" href="/bible/ishod/glava-3/?verse=3:2">Исх. 3:2</a>): так и Ты зачнеши Сына, даруешь ему плоть и питание невещественным огнем, а взамен получишь безсмертие. Все это прообразовало твое зачатие, изъясняло твое рождение и издревле живописало его. Если угодно, Ты имеешь пример на родственнице твоей Елизавете: «<i>и та зачат сына в старости своей, и сей месяц шестый есть ей нарицаемей неплоды: яко не изнеможет у Бога всяк глагол</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-1/?verse=1:36–37">Лк. 1:36–37</a>). Бог разрешает узы неплодства, силен неплодный корень возродить в плодовитое древо и сухую землю сделать плодоносною почвой». Это архангел сказал Пречистой Деве. Что же на это ответила Пренепорочная Дева, чертог небесный, гора святая, источник запечатленный (<a class="verse-link link_text" href="/bible/pesn-pesnej-solomona/glava-4/?verse=4:12">Песн. 4:12</a>), хранимый для одного только запечатлевшаго? – «Ты ясно сказал Мне: Дух Святый найдет на тя, посему Я больше не противоречу и не возражаю: «<i>буди мне по глаголу твоему</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-1/?verse=1:38">Лк. 1:38</a>). Я если почитаюсь угодною Господу, то с радостью подчинюсь Его воле; если Творцу угодно сделать Своим храмом творение, то пусть Он создает Себе жилище, как благоизволил; если Творец почивает в Своем творении, то пусть Он животворит во Мне плоть Свою, как знает и желает: «<i>се раба Господня: буди мне по глаголу твоему</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-1/?verse=1:38">Лк. 1:38</a>), – пусть твои слова обо Мне осуществятся на деле, пусть они окажутся согласными с действительностью».    Святая и непорочная Дева, выразив вестнику Господню этими словами свое послушание, прекратила беседу. А что присоединим от себя Деве мы? Какие составим в честь Неё радостные восхваления? Какие иные, как не те, основание коих дал нам впервые архангел Гавриил, сказавши: «<i>Радуйся, благодатная: Господь с тобою, благословенна ты в женах и благословен плод чрева твоего</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-1/?verse=1:28, 42">Лк. 1:28, 42</a>). Радуйся, потому что из Тебя воссияло нам солнце правды, которое осветило небесный мир и земной, разогнало мрак греха и облистало вселенную сиянием благодати. Радуйся, благодатная, потому что Ты, невозделанно возрастивши нам душепитательное древо, истребила семена отрасли душевредной. Радуйся, потому что Ты даровала нам живоносный хлеб в спасительную снедь, истребив, как квас (<a class="verse-link link_text" href="/bible/ishod/glava-12/?verse=12:15">Исх. 12:15</a>), пагубу снеди смертоносной. Радуйся, потому что Ты возрастила нам плодоносное древо жизни (<a class="verse-link link_text" href="/bible/otkrovenie-ap-ioanna-bogoslova/glava-22/?verse=22:14">Откр. 22:14</a>), иссушившее побеги древа снеди (<a class="verse-link link_text" href="/bible/bytie/glava-3/?verse=3:6">Быт. 3:6</a>) и даровавшее сладость познания. Радуйся, благодатная, потому что Ты сохранила «<i>многоценен бисер</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-13/?verse=13:46">Мф. 13:46</a>) и распространила богатство спасения «<i>в концы вселенныя</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-18/?verse=18:5">Пс. 18:5</a>). «<i>Благословенна Ты в женах</i>», потому что воззвала последствие падения жены, изменив поношение греха в похвалу рода, – потому что некогда Создавший из девственной земли Адама ныне в Тебе, Дево, воссоздает человека, потому что Ты, соткавши из плоти одеяние Слова, покрыла наготу первозданного (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-premudrosti-solomona/glava-7/?verse=7:1">Прем. 7:1</a>). Но зачем мне перечислять в отдельности? «<i>Радуйся, благодатная</i>», потому что с Тобою совершилось дело вышечеловеческое и ради Тебя на нас обильно излились щедроты всяческих благ. И ныне ты, Дево и Матерь, яви нам новое и чудесное деяние – подаждь нам Свое заступление и предстательство, пошли свою помощь и защиту. Твоего верного раба и нашего благочестивого царя2 добродетелью и благочестием утверди, богомудро руководя в управлении кормилом настоящего царства и соделывая наследником будущего царства Христа истинного Бога нашего, Твоего Сына и Господа (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-ap-ioanna/glava-5/?verse=5:20">1 Ин. 5:20</a>; <a class="verse-link link_text" href="/bible/poslanie-ap-iudy/glava-1/?verse=1:4">Иуд. 1:4</a>; <a class="verse-link link_text" href="/bible/poslanie-ap-iakova/glava-2/?verse=2:5">Иак. 2:5</a>); того же царства да будет даровано достигнуть и всем нам благодатию и человеколюбием Христа истинного Бога нашего, бессеменно зачатого, несказанно во чреве возросшего и неизъяснимо рожденного. Яко «<i>Той сотвори нас, а не мы: мы же людие Его и овцы пажити Его</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-99/?verse=99:3">Пс. 99:3</a>), и Ему прославление и поклонение воссылаем с собезначальным и единосущным Отцем, с живоначальным, единосущным и совечным Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. <br><div class="interpretation-note"><p class="interpretation-note-title">Примечания</p><span><ul> 1   Настоящая беседа произнесена патриархом Фотием 25-го марта 865 года в Константинопольском храме Святой Софии. Здесь она предлагается впервые в русском переложении с греческого текста, изданного великим логофетом Константинопольской церкви г. С. Аристархисом в журнале ´Εκκλησιασικὴ ´Αλὴθεια за 1882 год (№ 11, стр. 163–168). Греческий издатель имел под руками копию с кодекса бесед патриарха Фотия, находящегося в библиотеке Иверского монастыря на святой Горе Афонской. Означенный кодекс – довольно позднего происхождения, именно написан в 1627 году, на бумаге. В нем содержится 16 бесед знаменитого витии греко-восточной Церкви. Издателю был известен и другой кодекс с беседами Фотия, находившийся в библиотеке Святогробского метоха в Константинополе, а потом перевезенный в Иерусалим; в нем помещено 14 бесед, отчасти сходных с беседами Иверского кодекса. К сожалению, г. Аристархис не имел возможности пользоваться Святогробским кодексом, что отчасти и отразилось на тексте напечатанных им бесед Фотия, не всегда отличающемся правильностью и ясностью. Известны и другие рукописи отдельных бесед знаменитого патриарха, рассеянные по разным библиотекам Востока и Запада (´Α. Παπαδόπουλος-Κεραμεύς, ´Ιεροσολυμιτικὴ Βιβλιοθήκη, τ. Ά. Εv Πετρουπόλέι. 1891. Σελ. 3. Срав. Православный Палестинский Сборник, выпуск 31. СПб. 1892. стр. VII. K. Krumbacher, Geschichte der byzantinischen Litteratur, S. 77. Munchen. 1897). 2   Разумеется византийский император Михаил III (842–867 г.). </ul></span></div> <li>**</li> <b>Беседа вторая на Благовещение Пресвятой Богородицы</b>    «<i>Коль возлюбленна селения твоя, Господи сил</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-83/?verse=83:2">Пс. 83:2</a>), воскликну я в настоящее время вместе с пророком Давидом, видя дворы церкви переполненными сонмом разумных овец, собравшихся в многоцветном украшении и разнообразии. Поистине, «<i>коль добри доми твои Иакове, и кущи твои Израилю, яко дубравы осеняющие, и яко садие при реках, и яко кущи яже водрузи Господь, и яко кедри при водах</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/cisla/glava-24/?verse=24:5–6">Чис. 24:5–6</a>). Хорошо и справедливо изобразил и это пророк, хотя пророчествовал о нашем положении, находясь вне нашего двора. И я, с радостью видя, что боговдохновенные глаголы, сказанные в древности, вполне осуществляются ныне на деле, сам громким голосом и с радостью возглашаю их теперь в начале своего слова, ибо действительно кущи нового Иакова, удостоенного видеть Бога во плоти, приятны для созерцания и вполне достаточны для того, чтобы вознести на высоту божественной любви душу тех, внимание которых, возбуждаемое прекрасными для телесного взора зрелищами, может направляться к духовной и божественной красоте. Но почему вы, народ Божий и христолюбивейший из царей2, с таким усердием и так торжественно собрались вокруг меня и украсили сей священный и божественный храм? Какая причина настоящего вашего стечения, и что это за радость у вас, и что за торжественное собрание? Конечно, вы пришли сюда прославить Благовещение Дщери человеческого рода и сорадоваться радости Матери Слова, – вы, как показывает прекрасное и величественное украшение ваше, соревнуете друг другу в праздновании начала и божественного основания общего нашего спасения. Ибо, поистине, Благовещение Приснодевы есть основа нашего спасения, которая поддерживает не крышу какого-либо одного здания, уходящую в высоту, и служит твердой почвой не для селения или какого-либо города, находящихся на земле, но исправляет, обновляет и укрепляет все человеческое естество наше, пораженное великим грехом. И как после заложения хорошего и прочного основания для дома радость и веселие наполняют души всех тех людей, которые имеют надежду поселиться в этом доме, и избавляют их от прежних тревог, так и после того, как Творец-Слово мудро и богоприлично положил основание нашего спасения и создал для нас начало радости и торжества, человеческое естество обновляется и, избавившись от наказания за преслушание, т. е. от болезни, приводившей к смерти, приобретает бессмертие, как новый образ свой. Итак, справедливо человеческое естество наследует радость, поелику в нем водворяется благодать богоподобия и оно, избавившись от греховного влечения к нечестию, как от жала демонского, приводится к Единому Жениху своему, Творцу и Создателю. Справедливо человеческое естество торжествует, ибо получает благовестие, что одна из дщерей его назначена избранною невестою для Творца. Справедливо человеческое естество возвеличивается, ибо получило весть о примирении с Господом и сбрасывает с себя ненавистное иго рабства.    Итак, настоящее торжество есть начало всех торжеств, поелику служит для нас залогом небесного обогащения и все снабжает нетленным богатством явления среди нас Господа, соделывает очищение нашего естества и дарует нам наслаждение благами вечными. В этом торжестве с радостью участвует сонм пророков, укрепляемый даром боговидения и осеняемый крылом невещественного жития, которое они, хотя проводили эту бренную жизнь, уразумели лучше, чем жизнь по человеческому естеству, и, громко возвещая истину пророчеств, уготовляют брачный чертог Господа. Сюда стекается и собор апостолов, которые, прошедши концы вселенной и огласив их проповедью о спасающем Слове, чистыми руками показывают богатство Невесты-Девы. На это торжество собираются и хоры мучеников и своею кровию, пролитою во время подвигов и страданий, украшают порфиру царского чертога. Здесь присутствуют и чины безплотных сил и, воспевая вместе с архангелом Гавриилом пребывание Господа среди людей, дориносят его снисхождение, и – земная жизнь обращается в небесный мир. Ныне Дева от лица всего человеческого рода становится невестою общего Господа, и – человеческое естество, отвергнув союз любострастия и рабского греха, опять, после продолжительного времени, обращается к супружеской и дружеской добродетели и благоразумно, а вместе и с радостью приобретает любовь к такому сожитию. Ныне Дева приносится от людей Господу как начаток, и – чудесным образом совершается великая и от века тайна человеческого воссоздания. Ныне дщерь Адама, спасшись от падения праматери Евы и оставшись чистою от происходящей из сего скверны, является пред Создателем прекрасною и цветущею и устрояет человеческому роду спасение. Ныне архистратиг бесплотных сил, слетевши с небесных кругов, является к Марии и, возвещая Деве благую весть о пришествии Господа, начинает ее величественным словом: «<i>радуйся, благодатная: Господь с тобою</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-1/?verse=1:28">Лк. 1:28</a>), и – вся тварь чрез нее наполняется радостью. Архангел является к Марии, благоухающей и безгрешной отрасли из рода Давидова, к преславному, великому и богосозданному украшению человеческого естества. Ибо сия Дева, так сказать, от первых дней своей жизни обратилась к добродетели и, преуспевая в ней, проводила на земле жизнь неземную и, открывши врата пути к добродетели, сделала не невозможным этот путь для подражания тем, у кого существует неугасающая любовь достигнуть небесного чертога. Кто же бывает еще с детства так воздержан в отношении к удовольствиям? Конечно, не те жены, которые, презревши брачные узы, стремятся лишь к собственным удовольствиям, или же, сохраняя писанные законы, увлекаются однако житейскими течениями и все помыслы свои направляют к развлечениям. Но блаженная Дева не позволяла склоняться своим мыслям ни к одному из сих дел, а была всецело предана божественной любви и этим, равно и всеми прочими делами своими показывала и возвещала, что она поистине была обречена в невесты Творцу всего даже прежде рождения своего. И самое сердце свое связавши, как некоторого страшного зверя, бесстрастием ума, как бы неразрывными узами, она крепостью своих помыслов всю душу свою соделала священным храмом кротости и никогда не обнаруживала проявления отваги, никогда не возгордилась и даже не произнесла ни одного слова порицания и негодования во время страдания Господа, при котором она присутствовала, тогда как матери, при подобных страданиях своих детей, обыкновенно выражают свою скорбь. Такая сила есть достаточное свидетельство разума и от начала присущего Деве терпения и доброго направления мыслей. И крепость ее души создала прекрасный плод: делами и словами правильного уразумения и чистой мысли она получила такой дар, посредством которого легко и многоразлично противостояла всем возмущениям и испытаниям жизни, которые воздвигала сила злых духов, и даже на короткое время не позволяла приражаться к ней действию зла. Таким образом, когда Дева, при содействии указанных средств, оказалась достойною небесных чертогов и своею красотою облистала нашу безобразную природу, которую осквернил грех прародителей, тогда предстал пред нею Гавриил, провозвестник тайны явления Царя, и свободно и громким голосом воскликнул: «<i>радуйся, благодатная, с тобою Господь</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-1/?verse=1:28">Лк. 1:28</a>), избавляющий чрез тебя весь род человеческий от древней печали и гибели. Посему и праотец Давид, взявши духовные гусли, радуется духом благовестию Дщери своей и, ударяя пророческими перстами по звонким струнам, начинает играть радостную песнь, достойную девственного чертога и спасительную для всего мира. «<i>Слыши дщи и виждь и приклони ухо твое и забуди люди твоя и дом отца твоего, и возжелает царь доброты твоя, зане Той есть Господь твой</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-44/?verse=44:11–12">Пс. 44:11–12</a>) и всех нас, и мы и вся тварь благоговейно покланяемся Ему, как общему Господу и Творцу всего. «Слыши дщи» и склони ухо твое к словам Гавриила, ибо посредством пречистого его благовестия Тебе мы избавились от греха преслушания, который совет змия, достигший слуха Евы, излил, как яд, на весь род человеческий, и теперь мы можем слушать и повиноваться только повелениям Создавшего нас. «<i>Слыши дщи</i>» и покорно прими благовестие зачатия, ибо постоянное и совечное Слово Отца, не лишаясь собственного существа и не изменяясь в самую плоть (ибо это было бы крайним оскорблением Божественного существа и неудобоносимо для человеческого естества), но неслитно и нераздельно сохраняя то и другое естество, пришедшее в единение, богоприлично избрал пребывание в Тебе для моего воссоздания и человеколюбиво отверз нам небесные обители для жительства.    Что же может быть приятнее этой радости? Что торжественнее настоящего празднества? Что выше нынешнего торжества? Мы удаляемся от земли и возносимся на небо, избавляемся от тления и облекаемся в нетление, избегаем трудов и терний проклятия и обогащаемся благими плодами благословения. Но, обогатившись благами божественной благодати, принесем плоды и нашей собственной жизни; пусть наша душа украшается брачным украшением и сияет великолепием, не увлекаясь никаким делом прелюбодеяния и тьмы и не омрачая блеска тела собственною нечистотою. Часто городa разделяют свою славу с другими соседними городами, а равно отдельные семьи заключают друг с другом брачные союзы и призывают к себе всех находящихся с ними в родстве, и все с радостью стекаются на брачное торжество, хотя им и нет никакой пользы от этого брака, ибо какая польза может им быть от того, что другие вступают в брак для того, чтобы иметь детей, которых пока еще нет? Однако каждый с большою готовностью приносит невесте брачные дары, один золото, другой серебро, иной ожерелье из жемчуга, а другие то, что имеют у себя пригодного для украшения и обогащения. Но чему мне уподобить то, что ни с чем несравнимо? Как изобразить то, чему от века не было примера? Или мне не следует ничего бояться и совсем не дoлжно изумляться, хотя у меня и нет подобного примера? Ибо Бог, благоволивший жить среди людей, Сам человеколюбиво даровал мне возможность приводить это в пример. Итак, когда гражданка выдается замуж, сограждане приносят ей дары, а кроме того возжигают светильники, поют иногда брачную песнь, рукоплещут, сопровождают брачущихся и делают все то, что приятно и угодно пригласившим их на брак. Мы же, вся совокупность человеческого рода, – поелику непорочная невеста, Приснодева Мария, чистая дщерь нашего рода только одна избирается невестой Всецаря и Господа всего и при том не от одного города и не от одного народа, но из всех дев всей вселенной, – что мы можем совершить достойного сего брачного союза? Какой можем принести дар, приличествующий настоящему торжеству? – Вы желаете знать, и – я скажу вам, но пусть никто не оправдывается трудностью: людям нерадивым может быть тягостен всякий совет, но не повеление исполнить, насколько возможно для человека то, что свыше возвещено и заповедано; посему предстоящая речь не моя, но основывается на учении Духа Святаго. Итак, те, которые не вступили в брак, пусть принесут Деве в дар свое девство, ибо Приснодеве ничто не может быть так угодно и приятно, как девство. Находящиеся в браке пусть принесут опыт жизни, который должны передавать своим детям, целомудрие, содействующее спасению (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-k-timofeu-ap-pavla/glava-2/?verse=2:15">1 Тим. 2:15</a>), и снисхождение к вступившим во второй брак; ибо целомудрие, хотя и далеко отстоит от девства, но родственно с ним как потому, что исполняет благословение Божие касательно рождения детей, так и потому, что предохраняет человека от необузданности. Допустившие падение в одном из сих (в девстве и целомудрии) пусть принесут покаяние в содеянном, слезы, прощение должникам и милосердие к бедным, ибо все это есть прекрасный дар Господу. Другие пусть принесут справедливость и пощаду врагов, ибо зачем стараться делать ближним то, от чего ты сам плачешь и стенаешь, когда тебя теснит и мучит другой? Иные пусть несут терпение и мужество в несчастиях, ибо и такой подвиг не оставляется без награды. Другие пусть приносят в дар кротость и странноприимство, ибо и это служит причиною божественного к нам снисхождения. Вообще каждый из всех, собравшихся в этот небесный и царский брачный чертог, пусть принесет дар, приятный Деве и достойный столь великой невесты; ибо сколько бы даров ни принесено было Ей, Жених и Бог наш будет радоваться им. А кто ничего не принес в честь Невесты, тот, как оскорбивший Жениха, будет строго изгнан из брачного чертога.    Если же обратить внимание на архистратига Гавриила, служителя тайны Девы, благовестника и изъяснителя спасения, и если уразуметь, что он наблюдает за всяким даром, посылаемым Господом каждому, то всем вам станет понятно, что немалая предстоит нам борьба и немалый подвиг предлежит каждому в попечении о душе. Он исчисляет и изследует всех собравшихся на торжество и тех, кои приносят дары, он признает достойными брачного чертога и священной тайны, а ничего не принесших он удаляет и изгоняет. Итак, я весьма боюсь и трепещу, что он, оказавшись и ныне среди нас (ибо невозможно служителю божественного брачного союза не присутствовать на этом торжестве) и явившись для наблюдения и испытания всех нас, одних признaет достойными брачного чертога, а других далеко отгонит от дверей его. Боясь за вас и за себя, я, как и прежде часто внушал вам быть готовыми, так и теперь не уклоняюсь от свойственных и доступных мне увещаний. А так как у меня самого не приготовлено никакого достойного дара, то я решил прибегнуть к брачному гимну в честь Приснодевы, коего учителем и вдохновителем я почитаю участника настоящего великого праздника и свидетеля торжества. Может быть, в то время как он поет в честь Девы и внимание всех обращено на него, он пощадит меня и не удалит, не заключит меня в узы, как оскорбителя царского торжества, и не подвергнет каре виновных, но причислит меня к сонму приносящих дары. Для человеколюбивого Судии вполне возможно, чтобы у не имеющих дара для приношения заменяло его искреннее желание, хотя бы они и не совершили ничего достойного их намерения. Посему я, с великим страхом и любовью, взываю умом и устами: радуйся, Дево, убежище моей слабости и скудости. Радуйся, благодатная, Коею болезнь исцеляется, разрушение упраздняется, виновник гибели умерщвляется и диавол низвергается и попирается. Радуйся, благодатная, ибо жестокое осуждение человеческого рода уничтожается сладостию Твоих благовестий, и мы, освободившись от злых последствий преступления, увенчиваем себя украшениями, созданными происшедшим из Тебя богоявлением. Радуйся, благодатная, разумное и богосозданное зерцало сокровенного ведения боговдохновенных пророков, в коем они таинственно созерцали снисхождение к нам Слова и, как трубы, вдохновлямые Духом Святым, во все концы земли возвестили о твоем зачатии и рождении. Радуйся, благодатная, прибежище радости всего мира, в коем низвергнуто осуждение первого наказания и создана через Тебя великая радость. Радуйся, благодатная, добрoты Коей, сохранившей и душу и тело и помыслы в чистоте, возжелал Царь всех для обновления и возсоздания образа, обветшавшего вследствие коварства и многоразличных нападений лукавого. Посему «<i>лицу Твоему помолятся богатии людстии</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-44/?verse=44:13">Пс. 44:13</a>), обогатившиеся чрез Тебя благочестием и избавившиеся от безобразных пороков прежнего образа. Радуйся, даровавшая Творцу плоть, освободившая нас от скудости, не лишившаяся ключей девства и истребившая рукописание греха (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-kolossanam-poslanie-ap-pavla/glava-2/?verse=2:14">Кол. 2:14</a>). Радуйся, одушевленный ковчег Божий, в котором поселился второй Ной и спас человеческое естество наше, почти все затопленное волнами греха, и даровал нам образы и примеры иной божественной жизни. Радуйся, изготовленная Богом пещь, в коей Творец, очистив наше естество самым чистым девственным смешением, избавил от оной гибельной тягостной ветхости, возсоздав человека в новую тварь.    Но зачем стремиться высказать подробно в слове то, чего не могут изъяснить и ангелы, пред чем слабеет сила речи, всякий порядок похвал оказывается недостаточным, всякий ум смущается в самом начале размышления, отказывается его продолжать и сознает свое безсилие? Посему лучше почтить нынешнее таинство благоговейным молчанием, чем дерзновенным словом. Уже и Жених, уготовав время всеобщего пира и призвав на таинственную и подающую безсмертие трапезу и тех, кои, по своим делам, не вполне достойны ее, по своему человеколюбию дает возможность и нашему смирению нести священное служение Богу, призывая к совершению таинства, коего без суда да удостоимся все, по ходатайству Приснодевы и Богородицы, молитвами Коей Христос истинный Бог наш, родившийся от Нее непостижимым для нашего ума образом, явивший благочестивого и верного царя нашего страшным для врагов, да покажет Его любезным народу и да удостоит вместе с нами небесного чертога, ибо Его есть царство и Ему славу возсылаем с Отцем и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь. <br><div class="interpretation-note"><p class="interpretation-note-title">Примечания</p><span><ul> 1   Патриарху Фотию принадлежат две беседы на Благовещение Пресвятыя Богородицы. Одна из них уже известна нашим читателям (см. «Церковные Ведомости» за 1899 г., № 12, стр. 483–489). Вторая, ныне предлагаемая их вниманию, беседа произнесена знаменитым витиею греко-восточной церкви 25 марта 879 года в Константинопольском храме Святой Софии, в присутствии византийского императора Василия Македонянина. Греческий ее текст опубликован великим логофетом Константинопольской патриархии г. С. Аристархисом в журнале «Ἐκκλησιαστικὴ Ἀληθεια» за 1883 г. (№ 21, стр. 308–312). С этого текста и сделано настоящее переложение беседы на русский язык. 2   Разумеется византийский император Василий Македонянин (867–886 г.), о котором проповедник упоминает и в конце беседы, называя его страшным для врагов. </ul></span></div>