Евангелие в день Благовещения Пресвятой Богородицы Ст. 24. <b>Зачала Елисавета, жена Захария, и таилась пять месяцев</b> Бесчадие считалось в ветхом завете неблаговолением Божиим к мужу и жене и поношением брака между людьми, — почему Елисавета, зачав сына, считала это великою Божьею милостью к себе. Она таилась (т.е. не показывалась людям) пять месяцев, почувствовав себя беременною, потому что зачала в старости, а прежде была неплодна. Ст. 25. <b>И говорила: Так сотворил мне Господъ во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.</b> «Господь призрел на меня, оказал мне такую милость, что я зачала сына в старости, когда уже не надеялась видеть этой радости и утешения. Теперь я не буду подвергаться поношениям от людей, ибо и надо мной пребывает благословение Божие». Ст. 26. <b>В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город галилейский, называемый Назарет.</b> В шестой месяц после зачатия Предтечи тот же Архангел Гавриил посылается возвестить зачатие и рождение Господа от Пресвятой Девы Марии. Сему Архангелу преимущественно пред всеми Ангелами открыта Богом тайна воплощения Сына Божия. Ст. 27. <b>К Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве Мария.</b> Пресвятая Дева Мария происходила из племени Давида, которому было обещано, что от него произойдет Спаситель мира. По окончании Своего воспитания при храме иерусалимском, когда прочие девицы еврейские выходили замуж, Она дала обет навсегда пребыть девою. Архиерей и священники, не желая принуждать Ее к нарушению данного Ею обета и боясь оставить Ее, сироту (родителей Ее тогда не было в живых), без всякого призрения и надзора, положили под образом супружества обручить Ее благочестивому старцу Иосифу из того же племени Давидова, дабы он был хранителем Ее девственной чистоты. Таким образом Она оставила Иерусалим и перешла жить в Назарет к Своему обрученному жениху. Сюда и послан был Архангел благовествовать Пресвятой Деве о рождении от Нее Бога Слова. Ст. 28. <b>Ангел, войдя к Ней, сказал: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.</b> Предание повествует, что Пресвятая Дева, прочитав однажды пророчество Исаии (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-proroka-isaii/glava-7/?verse=7:14">Ис. 7:14</a>) об Еммануиле, молилась Господу так: «Когда настанет то вожделенное время, и Создатель мой благоволит сойти с небес и принять на Себя плоть человеческую!» *) В это мгновение предстал перед Нею Архангел и, как бы отвечая на Ее молитвенное размышление, приветствует Ее необычайным приветствием. Мир обыкновенно воз- вещался при приветствиях; небесный вестник приветствует Святую Деву не только миром, но и радостью: «Радуйся!» — взывает он. Приписывает Ей благодать не как только дар Божий, но как неотъемлемое Ее достояние: «Радуйся, Благодатная!» — т.е. исполненная даров благодати Духа Святого, и тем превосходящая всех обыкновенных людей. Возвещает Ей, что Господь особенно близок к Ней и с Нею пребывает: «Господь с тобою]» Изрекает Ей благословение, преимущественное пред всеми женами в мире: «Благословенна Ты между женами», — т.е. ты первая, лучшая, счастливейшая между женами. Ст. 29. <b>Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.</b> Не явление Ангела изумило Пресвятую Деву, — Она сподоблялась явлений и бесед с Ангелами, еще живя во храме иерусалимском. Но приветствие смутило Ее своею необычайностью, ибо никто из земнородных не слыхал подобного. Впрочем, смущение Пресвятой Девы продолжалось только несколько мгновений, — Она препобедила его размышлением. По глубочайшему смирению Она не вдруг верит необычайному благовестию, а по благоразумию Она страшится уже испытанного праматерью человеков обольщения от духа тьмы, -— и безмолвно желает теперь прояснить Себе: воистину ли слышанное приветствие от Бога? Ст. 30. <b>И сказал Ей Ангел: Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога.</b> Архангел спешит успокоить Пресвятую Деву и уверить Ее в истине своего Божественного посольства. «Не смущайся, Мария, что слышишь необычайное о Тебе, — это дело Божие, дело особенного благоволения Божия к Тебе, которое Ты заслужила». Ст. 31. <b>И вот, зачнешь во чреве и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус.</b> Архангел как бы повторяет Деве Марии недавно читанные Ею слова пророка: Се, Аева зачнет и родит сына, и нарекут имя Ему Еммануил. Наименования Иисус Спаситель — и Еммануил — с нами Бог — означают одно и тоже лицо, т.е. Сына Божия, воспринявшего естество человеческое для искупления рода человеческого. Архангел не новое дает имя, а только изъясняет смысл слова пророческого. Ст. 32—33. <b>Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и царству Его не будет конца.</b> Здесь описываются божественные свойства имеющего родиться Сына от Пресвятой Девы Марии. Это не Ангел будет, а Единородный Сын Всевышнего Бога Отца; Он будет царского достоинства, как Давид, но будет царствовать не только над домом Иакова, т.е. над потомками его, но, как было предсказано Давидом, над всеми верующими в Него, над всею церковью Своею, — будет царствовать в ней Своею благодатью, управлять ею Духом Святым, питать ее Своим словом и святыми таинствами, защищать ее от всех врагов и, наконец, введет ее в вечное царство славы Отца небесного. Ст. 34. <b>Мария же сказала Ангелу: Как будет это, когда Я мужа не знаю?</b> Пресвятая Дева верила чудному благовествованию Архангела, но, соображая все слышанное с данным Ею Господу обетом девства, недоумевала, как совершится то, что и обет девства сохранится, и Сын родится? Почему и позволила Себе вопросить Архангела о Своем недоумении, чтобы узнать, каким образом сбудется возвещаемое событие. Ст. 35. <b>Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.</b> Архангел, разрешая недоумение Девы Марии, говорит, что зачатие и рождение Спасителя совершится не по естественным законам природы, но по действию Святого Духа, без отменения обета, — почему и рождаемое не будет подобно обыкновенным детям, которые рождаются во грехах, но будет свято, не причастно греху, — будет Сыном Божиим Единородным. Ст. 36. <b>Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц.</b> Чтобы предохранить Пресвятую Деву и от малейшего колебания в вере и утвердить Ее в истине благовестия, Архангел указывает Ей на пример любимой ее родственницы **) Елисаветы и открывает Ей, что, по изволению Божию, и она, неплодная, зачала сына в старости, чего по законам природы быть не могло, и уже шестой месяц носит его во чреве своем. Ст. 37. <b>Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово</b>. Т.е. если Бог сказал, что Она зачнет без мрка, то это непременно так и совершится. Ст. 38. <b>Тогда Мария сказала: Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.</b> Не стала более Пресвятая Дева возражать Архангелу, — приняла благовестие с верою и смирением рабы Господней. Посланник Божий только и ожидал сего. Услышав смирение и всецелую преданность Ее воле Божией, он отошел от Нее, и Дух Святой нисшел на Деву, очищая Ее, как говорит святой Иоанн Дамаскин, и сообщая Ей силу рождающею ***). <h4></h4> <li>)«Чтения в московском обществе любителей духовного просвещения», 1871, май, стр. 12.</li> <li>*)Двоюродной сестры Ее.</li> <li>**)«Рассуждения о празднике Богородицы», стр. 40.</li> <i>Толковые Евангелия воскресные и праздничные</i>