Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (Tertullianus), знаменитый христианский богослов (III в.). Родился в Карфагене ок. 160 года, в семье центуриона; получил юридическое образование и считался отличным юристом. Неизвестно, когда Тертуллиан обратился в Христианство, однако ок. 195, уже после обращения, он возвратился в Карфаген, где ок. 200 был рукоположен в пресвитеры и где, по выражению св. Иеронима, дожил "до преклонных лет". В полном расцвете сил уклонился в монтанизм (ок. 202 г.), которому оставался верен до конца жизни. Монтанизм как нельзя лучше соответствовал его страстному характеру и строгому образу мыслей. Умер в глубокой старости. Год смерти неизвестен. Деятельность его совпала с правлением Септимия Севера и Каракаллы. Скудные биографические сведения о нем находятся в его сочинениях, а также у Иеронима и Евсевия. Сочинения Тертуллиана чрезвычайно важны для истории Церкви и интересны в философском отношении. Некоторые ученые объясняют страстность африканских писателей свойствами жителей (берберов), воспринявших чуждую им культуру - сначала семитическую (финикийскую), потом римскую и отчасти греческую. Тертуллиан - типичный христианский писатель начала III века на африканской почве. Он представляет характерный пример латинского, западного католического писателя, занятого по преимуществу вопросами практическими, в отличие от умозрительного направления восточных христианских писателей. Любопытен контраст между Тертуллианом и его современником Оригеном. Последний воплотил в себе христианский идеализм, первый старается последовательно провести материализм, насколько он соединим с христианством. Ориген стоит за мистическое понимание христианства, за аллегорическое толкование Священного Писания, а Тертуллиан старается буквально понимать тексты. Оригена интересуют вопросы по преимуществу умозрительные, Тертуллиана - вопросы дисциплины, христианской жизни. Ориген имеет некоторый наклон в сторону гностицизма, Тертуллиан увлекся монтанизмом,- прямой противоположностью гностицизма. Тертуллиан - человек обширного образования, писавший и на греческом языке (греческие сочинения утрачены). Тон его сочинений почти всегда резкий, страстный, полемический; противников своих он не щадит, нередко прибегает к к инсинуациям, к софистическим оборотам мысли. Стиль вполне соответствует оригинальному характеру автора: неестественный, приподнятый, часто неправильный язык, трудный для понимания, но в то же время богатый сравнениями и антитезами; мысль часто выражена настолько кратко и метко, что становится поговоркой. Тертуллиан - прямой предшественник блаженного Августина, один из основателей западного латинского богословия; им впервые подняты и разрешены некоторые догматические вопросы. Противоположность веры и знания выразилась в знаменитой формуле, приписываемой Тертуллиану: credo quia absurdum est ("Верую ибо нелепо"). Из древних писателей только стоики, в особенности Сенека, нравятся Тертуллиану. Причина этой симпатии понятна: в мышлении Тертуллиана мы встречаемся с попыткой соединить такие же противоположности, какие соединяли стоики, т.е. супранатуралистические тенденции с крайним материализмом. В этике у Тертуллиана тенденции дуалистические, в теории познания - сенсуалистические, в психологии - материалистические. Чувства не обманывают, все существующее - телесно; даже Бог, сотворивший из ничего материю, имеет тело; бессмертная душа точно так же телесна. "Нет ничего бестелесного, кроме того, чего нет". Если бы душа не была телесной, она не могла бы влиять на тело. Душа ребенка переходит от отца через семя. Таким образом, Тертуллиан является представителем традуцианизма в противоположность креацианизму (творению души) и теории Платона о предсуществовании. Все души людей суть отпрыски души Адама. Качества души наследственны, чем иобъясняется первородный грех. Бог един, вечен, свободен; Св. Дух произошел из Бога, как луч солнца из солнца. Бог первее Сына, но не по времени, ибо время возникло лишь вместе с миром. Мир не вечен, а сотворем Богом из нечего.