Серафим (Алексиев) (1912-1993), архимандрит. В миру Алексиев Стоян Георгиев, родился 25 февраля 1912 года в селе Горно Броди, в Македонии, младшим сыном во многочисленном семействе бедных благочестивых родителей. Его отец Георгий Алексиев занимлся отливкой колоколов – дело, которое он завещал своим двум старшим сыновьям Димитрию и Афанасию. Стоян же отличался чутким церковным сознанием и глубокой верой. После переселения семьи в Софию из-за Балканских войн, Стоян поступил в Софийскую духовную семинарию, которую закончил с отличием. В 1934 году он был послан учиться в старокатолический богословский факультет в Берне (Швейцария), где получил научную степень доктора богословия, защитив диссертацию на тему: «Смысл заповедей Иисуса Христа в нагорной проповеди». По возвращении в Болгарию, он был назначен преподавателем сначала в Пловдивской, а затем в Софийской духовной семинарии. Здесь, 3 февраля 1940 года, он принял монашество и именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского, которого он глубоко почитал на протяжении всей своей жизни и которому посвятил позднее одну из любимейших книг болгарских православных читателей: «Святой Серафим Саровский». Переломным моментом в жизни молодого монаха стало его сближение с пребывавшим в Болгарии русским архиепископом Серафимом (Соболевым). От него он воспринял живое чувство Православной веры и тонкое ощущение духовной жизни, которые он впоследствии сам преподавал своим многочисленным духовным чадам. На Благовещение 1943 года инок Серафим был рукоположен во иеромонаха. После двухгодичного служения протосингелом при Сливенской митрополии, отец Серафим был возведен в сан архимандрита в январе 1947 года и перемещен на должность начальника культурно-просветительного отдела при Священном Синоде Болгарской Православной Церкви в Софии. В то тяжкое для Церкви время архимандрит Серафим неединожды доблестно защищал Православную веру. На новой должности он развил неустанную деятельность, организуя курсы по пастырству для священников, вдохновенно проповедуя, регулярно издавая свои беседы, а также множество статей, брошюр и обширных трудов на духовно-нравственные темы. Архимандрит Серафим обладал тажке редким поэтическим даром, который он выразил во многих стихотворениях и поэмах, помещенных в церковных изданиях, а также в двух сборниках стихов. В 1960 году архимандрит Серафим был назначен преподавателем при кафедре догматического богословия в Софийской духовной академии Климента Охридского и вскорости был утвержден в звании доцента, с хабилитационным трудом посвященным критике римо-католического догмата о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы. Будучи доцентом, он продолжал публикацию богословских статей. После десятилетей преподавательской деятельности в духовной академии, архимандрит Серафим был принужден оставить ее в 1969 году, из-за несогласия с введением нового календарного стиля в церковный обиход и вообще с экуменистическим уклоном всей церковной политики Болгарской Православной Церкви, последовавшим за вступлением ее в 1968 году во «Всемирный Совет Церквей». Вместе с рядом других клириков он заявил о неприятии нового календаря и выходе из повиновения Болгарскому патриарху Кириллу. Удалившись в Покровский монастырь в квартале Княжево в Софии, отец Серафим продолжил свою творческую деятельность, написав ряд книг духовно-нравственного содержания, большинству которых еще предстоит достичь читателя. Особенно много внимания и сил посвятил архимандрит Серафим в последние годы своей жизни углубленной критике экуменизма как ереси. Последний труд его, составленная совместно с архимандритом Сергием (Язаджиевым) книга «Православие и экуменизм», плод четвертевековых исследований, вышел из печати всего за три недели до его кончины, которая последовала 26 января 1993 года. Немало трудов архимандрита любимы в Болгарии благодаря их святоотеческой позиции, глубине и доступности изложения. Работы его во множестве публикуются как канонической Болгарской Православной Церковью, так и раскольничей Старостильной, и там и там немало верующих чтит его как великого подвижника. Его труды также известны в переводе на другие языки, такие как румынский, английский. В России опубликован перевод его капитального труда об экуменизме. |||Труды||| Обширное духовное творчество архимандрита Серафима еще ожидает исследования и осмысления. Первой его изданной работой стала докторская диссертация «Смысл заповедей Иисуса Христа в нагорной проповеди» (на немецком), София, 1938. Среди многочисленных его изданий 1940-нач. 60-х годов, важнейшие: «Нашата вяра» (катехизис) «Нашата надежда» (беседи върху Блаженствата) «Нашата любов» (беседи върху десетте Божии заповеди) «Гордост и смирение» полный текст по изд. София, 2001 (изд. 3-е): http:///pravoslavie.domainbg.com/04/smirenie.html «Вражда и помирение» полный текст по изд. София, 1994: http:///pravoslavie.domainbg.com/04/as-pomirenie.htm «Смисълът на страданията» (впоследствии изд. София, 1995) «Самозваните съдници» «Болна и здрава мистика» полный текст по изд. София, 1999: http:///pravoslavie.domainbg.com/04/as-mystica.htm см. выдержку по-русски: «Больная мистика», газета Соборная Весть, СПб, 1999, № 14: http:///www.pravpiter.ru/sovs/n014/ta015.htm «Забравеното лекарство. За св. тайнство Изповед» полный текст по изд. София, 2001: http:///pravoslavie.domainbg.com/04/as-lekarstvo.html «Свети Серафим Саровски», 1957 (многократно преиздана в Болгарии) В 1963-1969 гг. в Софийском «Ежегоднике духовной академии» вышли его богословские статьи: «Два крайни възгледа на западните вероизповедания относно Пресв. Богородица» «Състоянието на човека до и след грехопадението от православно, римо-католическо и протестантско гледище» (2-е изд. София, 1999) «Изкуплението като дело на Божията любов и Божията правда» «Франц фон Бадер – един римокатолически философ и богослов в търсеж на Православието и неговата съборност» «Богомилската ерес от гледище на православните догматически устои на презвитер Козма и на православната догматика изобщо» Из трудов после 1969 года, выделяются: «Православният възглед върху стария и новия стил на календара», 1972. «Нашата молитва» «Молитвата на св. Ефрем Сирин в светлината на светоотеческото учение» «Живот след живота» «Оптинските старци» (совместно с архимандритом Сергием (Язаджиевым)) «Православие и икуменизъм», София, 1992 (рус. перевод: «Почему православному христианину нельзя быть экуменистом», Санкт-Петербург, 1992, 302 с.). полный текст по изд. София, 1998: часть 1 - http:///pravoslavie.domainbg.com/04/pravoslavie-ecumenism/index.html Сборники стихов: «Прозрения» «Песни за живота и смъртта» Вдобавок, известны следующие работы: «Пастирът като молитвеник» полный текст: http:///pravoslavie.domainbg.com/04/as_pastirat.htm «Църковно-мисионерското дело на Константин Философ — св. Кирил» полный текст по изд. София, 1996: http:///pravoslavie.domainbg.com/04/as-svkyril.html «Духовният живот на православния християнин» полный текст по изд. София, 1994: http:///pravoslavie.domainbg.com/04/as-duhzivot.html «Житие на св. цар Борис» полный текст по изд. София, 1992: http:///pravoslavie.domainbg.com/04/svboris.html «Беседи за живота след живота», София, 2005 (3-е исправленное изд.). «Свети Иван Рилски и значението му за българския народ» «Достоверни ли са житията на светиите» «Православие и инославие» «Единственото позволено осъждане» полный текст: часть 1 - http:///pravoslavie.domainbg.com/04/as-eretici-1.html; часть 2 - http:///pravoslavie.domainbg.com/04/as-eretici-2.html