Самым важным комментарием, опосредовавшим трансляцию интерпретации Тикония-Августина из поздней античности в Средневековье, является труд |||Примасия Гадруметского||| (+ после 553). Мы практически ничего не знаем о жизни Примасия. Известно лишь об одном событии его жизни. Он активно участвовал в споре о «Трех главах», связанном с сочинениями трех значительных антиохийских теологов: Феодора Мопсуестийского, Феодорита Кирского и Ивы Эдесского. Чтобы заручиться поддержкой монофизитов, Юстиниан I принял решение об осуждении их сочинений, что вызвало широкое осуждение на латинском Западе, и изначально Вигилий, епископ Римский, также выступил против действий Юстиниана. Однако, когда император вызвал папу в Константинополь, тот в конце концов согласился с действиями Юстиниана и формальным осуждением «Трех глав» Пятым Вселенским Собором (553). На всем протяжении этой истории Примасий проявил себя как верный и преданный сторонник Вигилия. Он тоже был вызван в Константинополь в 551 и возвратился в Африку после того, как поддержал постановления Собора 553 года. Через некоторое время после своего возвращения он был рукоположен в епископы Гадрумента, главного города провинции Бизанцены. Принадлежащий Примасию Комментарий на Апокалипсис - единственный его труд, дошедший до наших дней. Дата его написания неизвестна, но поскольку он упоминается у Кассиодора, то написан он был до начала спора о «Трех главах», возможно, около 540 г. Во вступлении Примасий признает свою зависимость от Августина и Тикония. Самым очевидным доказательством влияния Августина является цитируемый у Примасия без изменений фрагмент О граде Божьем 20.7-17, содержащий заметки Августина на Откр 20:1-6. Хотя Примасий защищается по поводу использования Тикония - указывая, что драгоценные камни можно достать и из навозной кучи, - и упоминает Тикония лишь дважды, очевидно, что по ходу комментария Примасий заимствует у него значительный материал. Примасий интерпретирует Откровение как книгу о земной Церкви, и у него иногда ярко проступают злободневные богословские вопросы. Он истолковывает Откр 12:1 как Церковь, облекшуюся во Христа и ныне временно пребывающую среди многих еретиков, в числе которых - Тимофей Элур, монофизитский патриарх Александрии. Неиссякающая энергия арианства в Северной Африке подтверждается его комментариями на «Альфу и Омегу» (Откр 22:13). Согласно Примасию, буквы альфа и омега имеют то же значение, что и греческое слово «голубка», указывающее на равенство природ Отца, Сына и Святого Духа. Важность этого Комментария на Апокалипсис, принадлежащего Примасию, ясна из того факта, что сам он стал главным источником для всех важных комментариев восьмого века, созданных Бедой Достопочтенным, Амвросием Аутпертом и Беатом Лиебанским. +++ Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков: Новый Завет. Т. 12: Книга Откровения Иоанна Богослова / Пер. с англ.; Под ред. Д. А. Федчука. Тверь, 2009, с.xxi-xxii.++