Петр Хризолог (2.12.450, Имола). Уроженец итальянского города Имола, воспитанник епископа этого города, поставленный им в диаконы, а в 433 г. избранный епископом Имолы. В городе тогда находилась резиденция императора Валентиниана III и его матери Галлы Плацидии. Сохранились тексты проповедей еп. Петра, которые историки читали с тем большим вниманием, что епископа прозвали “Златословом” — “Хрисологом”. Между тем, бросалось в глаза, что это очень короткие проповеди, неприлично короткие с точки зрения классической риторики. Проповеди Иоанна Златоуста мерялись часами, Петра Златослова — минутами. Здесь, видимо, начало еще одного расхождения между Востоком и Западом (стоит заметить, что у Петра, итальянского епископа, прозвище было греческое): для обоих культур слово представляло путь к святыне и в определенном смысле самостоятельную святыню, но Восток поэтому тем больше говорил, чем более свят был предмет разговора, а Запад был разговорчивее за стенами храма, нежели в нем. Самые основательные богословские трактаты Востока во много раз короче любой “суммы теологии”, самые длинные литургические молитвы Запада во много раз короче самой простой восточной ектеньи. Важно, конечно, понимать, что общий баланс молчания и речи при этом один и тот же в обоих цивилизациях, только распределен их вес по-разному. О Петре даже говорили, что он проповедовал подчас с таким воодушевлением, что замолкал — высшим красноречием оказывается перерыв в речи. В своих проповедях он призывал к частому причащению, что свидетельствует, увы, о том, что в его время оно уже выходило из обычая. Сохранилось послание Петра ересиарху Евтихию, осужденного в 448 году патриархом Константинопольским св. Флавианом, в котором епископ пишет, что все, происходящее в Церкви, происходит и на небе, и когда в земной Церкви раздоры, на небесах — печаль. В век ожесточенных богословских диспутов Петр советовал как можно меньше говорить о тайне Боговоплощения — самым золотым словом было для него молчание. Споры восточных епископов порождали километры слов, а вместе с ними — раздоры, доходящие до насилия. Впрочем, то, что западные епископы старались поменьше говорить о тайнах Божества, тоже не спасало от нетерпимости, просто поводами для нее становились более приземленные вопросы. Петру выпало хоронить в Равенне св. Германа Оксеррского; вскоре после этого он скончался и сам. В 1729 г. папа Бенедикт XIII провозгласил его учителем Церкви. Butler, 4.12; PL, LII, 13-20; CVI, 553-559; D.L.Baldisserri. San Pier Crisologo. 1920; F.J.Peters. Petrus Chrysologus als Homilet. 1918. Память 4 декабря (?).