Архиепископ Никифор (греч. Νικηφόρος, в миру Николай Феотоки, греч. Νικόλαος Θεοτόκης; 15 февраля 1731 — 31 мая 1800) — греческий и российский богослов и педагог. Помимо богословия, значительная часть его работ посвящена точным наукам (физике и математике)[1]. Родился на острове Корфу. Происходил из старинной греческой фамилии Феотоки, родоначальником которой был некий Георгий Феотоки, переселившийся, по взятии Константинополя турками, из Византии на остров Корфу. Отца его звали Стефаном, мать Анастасией. Первоначальное образование получил под руководством местного учителя иеромонаха Иеремии Кавадии, содержавшего частную школу на Корфу. На пятнадцатом году жизни был посвящен в звание церковного чтеца и пробыл в этой должности около полугода; затем он отправился в Италию для продолжения образования и поступил в греческую гимназию в Патавии. Там он учился грамматике, риторике, пиитике, логике, философии, богословию, математике и физике, а также искусству красноречия. Отсюда Никифор поступил в Болонскую академию, где завершил образование математическое, богословское и философское. В 1748 году с обширным запасом научных познаний он вернулся на родину и решил посвятить себя служению церкви. Став известным проповедником, в 1776 году, по приглашению своего соотечественника Евгения Булгариса, архиепископа Славянского и Херсонского (епископская кафедра, находившаяся в Полтаве) прибыл в Россию. В 1779 году, после отставки Булгариса, сам стал архиепископом Славянским и Херсонским. В конце 1786 года из Полтавы Никифор был перемещен в Астрахань, на должность архиепископа Астраханского и Ставропольского. В 1792 по состоянию здоровья ушёл с епископского поста, и стал настоятелем московского Данилова монастыря. Автор учебников по физике и математике, богословских трудов. Никифор активно полемизировал с раскольниками; автор таких произведений как: «Окружное послание к старообрядцам Херсонской епархии», (или: «Окружное послание ко всем именующим себя староверами в Славянской и Херсонской епархии обитающим»[2]) «Ответы на Соловецкую челобитную раскольников», «Ответы на вопросы Иргизских раскольников и рассуждение о св. мире» Начиная с 1780 года, Никифор взаимодействует со старообрядческими общинами с целью достижения компромисса: дозволения им совершать службу по своему обычаю, но признавая авторитет православной церкви. В последующие два десятилетия этот компромисс распространился на всю страну, будучи утвержден московским митрополитом Платоном под называнием «единоверие».[2] По мнению некоторых историков, именно ему (а не его преемнику[3] архиепископу Екатеринославскому Амвросию) принадлежит первое употребление слова духоборы применительно к «духовным христианам».[4] 1. см. соотв. статью ЭСБЕ 2. Катунин Ю. А., Бельский А. В. ЭТАПЫ БОРЬБЫ ЗА СОЗДАНИЕ ЦЕРКВИ У СТАРООБРЯДЦЕВ 3. Екатеринославская епархия (в 1786 г. Славенская и Херсонская епархия была преобразована в Екатеринославскую и Херсонскую) 4. Spiritual Origins and the Beginnings of Doukhobor History. A keynote address given by Russian ethnographer and archivist Svetlana A. Inikova at the Doukhobor Centenary Conference, held at the University of Ottawa on October 22-24, 1999. англ. В тексте источника — ошибка: вместо «архиепископ Славянский (и Херсонский)» стоит Словенский (Archbishop of Slovenia) |||Экзегетические труды:||| Толкование воскресных Евангелий с нравоучительными беседами / Переводено в Казанской Духовной Академии. Т. 1–2. М., Синод. тип., 1819. – (Т. 2) 693 с.; то же, М., Синод. тип., 1824. – 628 и 724 с.; то же, Киево-Печерская Лавра, 1825. – 342 и 395 л.; то же, изд. 6-е. Ч. 1, 2. М., 1890. – 463 и 526 с. Отдельные Cлова в русском переводе: (21), (31). Толкование воскресных Апостолов с нравоучительными беседами. Т. 1. Ч. 1–2. СПб., при Св. Синоде, 1820. – 297 и 264 с., Т. 2. М., Синод. тип., 1839. – 765†VIII с. Отдельные Cлова в русском переводе: (21), (22), (35), (36).