Никанор (Каменский) (1847 - 1910), архиепископ Казанский и Свияжский. В миру Никифор Тимофеевич Каменский, родился 25 мая [1] 1847 года в семье диакона Астраханской епархии. По окончании курса в местной духовной семинарии 3 ноября 1868 г. рукоположен в сан священника к Покровской церкви села Березановки, Царевского уезда. Овдовев, в 1870 поступил для продолжения образования в Казанскую Духовную Академию, которую окончил с степенью кандидата богословия, а в 1879, по защите диссертации на тему "Изображение Мессии в Псалтири", удостоен степени магистра богословия. Проходил должность законоучителя в Казанской инородческой учительской семинарии — 5 лет, ректора Казанской духовной семинарии в сане протоиерея — 10 лет , а с 1889, по принятии монашества с именем Никанора, в сане архимандрита. Будучи еще протоиереем посетил святые места Востока: Афон, Палестину, Египет и издал описание своих путевых впечатлений. Став викарием Казанской епархии, неустанно работал над целым рядом ученых изысканий в области богословской и историко-археологической. 2 февраля 1891 года назначен епископом Чебоксарским, викарием Казанской епархии и 3 марта в Александро-Невской лавре хиротонисан в епископа. 16 апреля 1893 г. назначен епископом Архангельским и Холмогорским. Не щадя ни сил, ни здоровья, пренебрегая дальним расстоянием и невероятными трудностями на пароходах и баркасах, на лошадях и оленях, - совершал трудные путешествия по безграничным тундрам, посещая заброшенные селения инородцев-язычников и старообрядцев, заглядывал в самые глухие уголки, куда не решался проникнуть ни один из его предшественников - всюду благовествуя слово Божие. Его заботами восстановлен из развил Архангельско-Михайловский монастырь, составлено описание приходов и церквей Архангельской епархии; устроен дом милосердия для престарелого, бедного духовенства. С 1893 года - почетный член Казанской духовной академии. С 10 февраля 1896 г. - епископ Смоленский и Дорогобужский. Со 2 января 1899 г. - епископ Орловский и Севский. Время управления его Орловской епархией отличалось необыкновенным подъемом и оживлением духовных сил духовенства и напряженной пастырской обще-просветительной деятельностью. Под его редакцией было составлено "Описание Орловской епархии средних времен". Несмотря на массу текущих забот по устроению епархии, он находил время и для ученых трудов, и был неутомимым проповедником, не оставляя без проповеди ни одного из своих богослужений, ни одной церкви при обозрении епархии, ни одного выдающегося события в жизни церковной и общественной. С 28 марта 1902 г. - епископ Екатеринбургский и Ирбитский. По прибытии в Екатеринбургскую епархию, он сам лично, при участии одного вогула предпринял труд составления вогульской азбуки и русско-вогульского словаря, сам принимал участие в религиозно-нравственных собеседованиях и широко развил издательство своих популярных нравоучительных сочинений. С 26 ноября 1903 г. - епископ Гродненский и Брестский. С 9 декабря 1905 г. - архиепископ Варшавский и Привислинский. 31 декабря 1905 г. удостоен докторской степени за диссертацию "Экзегетико-критическое исследование Послания Св. Ап. Павла к евреям". С 5 апреля 1908 г. - архиепископ Казанский и Свияжский. Скончался 27 ноября 1910 г. Ревнитель и покровитель церковно-исторического и археологического направления в богословской науке и церковно-общественной деятельности. Основатель церковно-археологических комитетов в Смоленске и Гродно и церковно-исторических музеев в Орле и Варшаве. Редкая даровитая натура, оставившая после себя глубокий след, обладавшая даром прокладывать новые пути; пробуждать и оживлять застоявшуюся жизнь, полная кипучей энергии и глубокого жизненного такта. |||Труды||| "Толковый апостол" (3 ч., Санкт-Петербург, 1905) "Толковый Апостол. " Том 1, 2. Объяснение книги деяний святых апостолов и соборных посланий. "Дар" 2008 [1] По др. сведениям - 23 мая