Марке́лл Анки́рский (греч. Μάρκελλος ὁ Ἀγκύρας; до 285 — ок. 374) — византийский богослов, епископ Анкирский, участник Анкирского и Никейского соборов. Сторонник Афанасия Великого в арианском споре. Был обвинён своими противниками в савеллианстве и изгнан из своей епархии в 336 году. Почти 40 лет после этого духовенство Анкиры сохраняло верность своему прежнему епископу. Афанасий и епископы западной части Римской империи поддерживали в эти годы Маркелла, тогда как на востоке часть епископов считала его еретиком. Его немногочисленные последователи были известны как маркеллиане. Начиная с XVII века Маркелл Анкирский интересовал историков христианства, привлечённых его оригинальной богословской концепцией и значительной ролью в богословских спорах IV века. Фрагменты трудов Маркелла изданы на немецком и английском языках. Учение Маркелла известно также из написанных против него полемических трактатов Евсевия Кесарийского. Никаких сведений о жизни до избрания епископом о Маркелле не сохранилось. Не известна ни его национальная принадлежность, ни его родной язык. Некоторые наблюдения можно сделать из анализа его трудов. Его греческий язык выдаёт неплохое образование, но стиль произведений Маркелла лишён риторических красот, как, например, у Евстафия Антиохийского или Евсевия Кесарийского. Из замечания последнего в памфлете Против Маркелла можно узнать, что ко времени суда над ним в 336 году, Маркелл выглядел как старик, то есть, вероятно, был сед или лыс. Анкира, где Маркелл стал епископом, была, по выражению английского богослова Генри Гваткина, «странным диоцезом, полным неотёсанных галлов и болтливых евреев, наводнённым монтанистами и манихеями, последователями бесконечного числа фантастических ересей и предрассудков». В этом «галатском духе», воспринимающем Священное Писание шире, чем предлагает греческая философия, сформировались взгляды Маркелла. Вероятно, Маркелл принимал участие и даже председательствовал на Анкирском соборе 314 года. Содержащееся в некоторых манускриптах утверждение, что на этом соборе председательствовал Виталий Антиохийский, некоторые исследователи объясняют позднейшими исправлениями, устраняющими упоминания имени еретика. Сторонником председательства на соборе Виталия был крупнейший историк христианских соборов Карл Йозеф фон Гефеле. Вскоре после Никейского собора, около 330 года, он написал книгу против письма Астерия Софиста к Павлину Тирскому, в которой изложил своё учение о природе Сына Божьего и конечности его Царства. На Тирском и Иерусалимском соборах 335 года выступал на стороне Афанасия Великого, однако не смог помешать изгнанию последнего. Вскоре после этого он сам был смещён, однако произошло ли это на Константинопольском соборе 336 года или ранее, является дискуссионным вопросом. Созомен и Сократ Схоластик сообщают, что вопрос о произведении Маркелла был предметом рассмотрения на Тирском соборе, где его взгляды были найдены подобными взглядам Павла Самосатского. Маркелл согласился сжечь свою книгу, однако не сделал этого, а затем не принял участие в освящении Храма Гроба Господня в Иерусалиме, что также стало пунктами обвинения на Константинопольском соборе. Альтернативные теории датируют смещение Маркелла началом 330-х годов. Впоследствии Евсевий Кесарийский написал два труда против Маркелла, Contra Marcellum и De ecclesiastica theologia. После смерти императора Константина Великого в 337 году, изгнанные епископы, в том числе и Маркелл, были возвращены в свои епархии. Однако уже в конце 338 или начале 339 года он был вновь смещён. В марте 339 года Афанасий также был изгнан из Александрии. Вслед за этим противники Афанасия, возглавляемые епископом Евсевием Никомедийским, отправились в Рим с целью получить поддержку папы Юлия для своего кандидата Писта. Узнав об этом, Афанасий отправил к папе собственных посланцев, в результате чего папа согласился созвать собор для повторного рассмотрения дела Афанасия и Маркелла. Он послал приглашения как евсевианам, так и в Александрию. Афанасий, Маркелл и ряд других смещённых епископов вскоре отправились в Рим, тогда как Евсевий отказался это сделать. Вместо этого в январе 341 года написал папе письмо, в котором объяснил свой отказ невозможностью отмены решений Тирского собора. Состоявшийся в 340 году в Риме собор признал Афанасия невиновным в предъявляемых ему обвинениях, а Маркелла православным. С другой стороны, проведённый сторонниками Евсевия Антиохийский собор 341 года осудил как Афанасия, так и Маркелла. Фраза «Он пребудет царём и Богом вовеки» из догматической формулы Антиохийского собора была направлена против учения Маркелла о конечности Царства Сына Божия. Сардикийский собор 343 года, на котором сторонники Никейского собора хотели видеть Афанасия и Маркелла, углубил противоречия между восточными и западными церквями. В результате, не достигнув согласия, восточные отцы ночью покинули Сардику, за исключением трёх епископов незначительных кафедр. Остановившись в Филиппополе, они составили там свой собор[en], на котором объявили низложенными 9 епископов противоположной стороны, включая Афанасия, Маркелла, Осию Кордубского и папу Юлия. Затем они дополнили так называемую IV антиохийскую формулу, добавив к ней анафематизм против предполагаемых савеллианских заблуждений Афанасия и Маркелла. В свою очередь, западные отцы собрались на заседания в Сардике, на котором не было принято новое изложение веры, вместо чего был подтверждён Никейский Символ веры. Участники собора подтвердили невиновность Афанасия и Маркелла, а их преемники на епископских кафедрах не были признаны. В этом конфликте активно участвовали правители Римской империи — поддерживавший никейскую партию император Констант (337—350) потребовал от своего придерживавшегося противоположных взглядов брата Констанция (337—361) привести в исполнение решения Сардикийского собора. В результате в октябре 346 года Афанасий смог вернуться в Александрию. Аналогичное решение было принято и в отношении Маркелла, однако вследствие народного возмущения он не смог занять свою кафедру. Об этих беспорядках сообщают Сократ Схоластик и Созомен. Другой современник событий, богослов Иларий Пиктавийский, утверждает, что Маркелл больше не возвращался в свой диоцез, что подтверждало его взгляд на Маркелла как на еретика. По мнению ирландского богослова Ричарда Хэнсона[en], Иларий ошибается в этом вопросе, и Маркелл определённо возвращался в Анкиру в 337 году и с большой вероятностью в 344 или 345 году. Смерть Маркелла Анкирского датируется 374—375 годами на основании указания Епифания Кипрского, что это событие произошло за два года до написания его каталога ересей «Панарион». |||Осуждение||| Первым правилом Второго Вселенского Собора среди прочих предаются анафеме и маркеллиане, получившие свое начало от Маркелла, епископа Анкирского, жившего около половины VI века. Маркелл присутствовал на I Вселенском Соборе и там оказался горячим противником Ария и ревностным защитником единосущности Сына с Отцем. Он продолжал спорить с арианами и после Никейского Собора, главным образом с полуарианами. Против одного из главных представителей арианства — Астерия Маркелл написал большое сочинение, сохранившееся в отрывках, приводимых Евсевием Кесарийским в его сочинении — Contra Marcellum. В этом своем сочинении Маркелл восстает не только против Астерия, но и против Павлина, епископа антиохийского, Евсевия Никомидийского, Оригена, Наркисса и даже против самого Евсевия Кесарийского. Но, опровергая арианское и полуарианское учение о Христе, Маркелл слишком увлекся полемикою со своими противниками и впал в савеллианизм, причем логически приблизился к учению Павла Самосатского … Евсевий Кесарийский в своем сочинении о «церковном богословии», направленном исключительно против Маркелла, подробнейшим образом изложил учение маркеллианской ереси. То же учение изложено Евсевием в двух книгах, направленных против Маркелла. Кроме известного савеллианского учения о Христе, которое, за малыми исключениями, разделялось маркеллианизмом, Маркелл, путем логического развития положенных им начал о Сыне, дошел до отрицания вечной ипостаси Сына и, соответственно с этим, учил, что при наступлении конца мира наступит также и конец царства Христова и даже самого Его бытия. Что таково действительно было учение маркеллиан, об этом свидетельствуют, кроме Евсевия, Афанасий в своей книге De synodis, Кирилл Иерусалимский в огласительном поучении De secundo Christi adventu, Иларий, Василий Великий, Сократ, Феодорит и многие другие. Мы нарочно перечисляем всех упомянутых отцов и учителей церкви, писавших о маркеллианской ереси, потому что некоторые новейшие западные богословы хотели доказать ортодоксальность Маркелла, основываясь на том, что он был оправдан на Римском Соборе 341 года и что его учение было признано православным на Сердикийском Соборе, главным же образом на защите, которую Маркеллу оказал папа Юлий. Впрочем, с древними отцами и учителями церкви относительно признания ложности учения Маркелла стоят заодно и многие выдающиеся новейшие западные богословы, так что вопрос об ересиаршестве Маркелла уже совершенно исчерпан, а также вполне доказана основательность и справедливость приговора, высказанного против маркеллиан со стороны второго Вселенского святого Собора. Беверегий высказывает мысль, что несомненно, вследствие стой ереси, вторым Вселенским Константинопольским Собором были внесены в Никейский символ слова — "и царствию Его не будет конца", которых нет в редакции Никейского символа. Мы вполне разделяем эту мысль Беверегия, которую он подтверждает следующей аргументацией: «упомянутых слов», говорит он в своих примечаниях к этому правилу, «как изложенных Никейским Собором, нет ни в одном издании этого символа; находятся же они (слова) во всех изданиях этого символа, как прибавленные этим собором (II Вселенским) и утвержденные вместе с остальными прибавлениями. Это наше предположение лучше всего подтверждается тем, что сам Маркелл в своем исповедании веры объявляет, что он признает во всем веру, изложенную на Никейском Соборе, — говоря: «мы не думаем и никогда не думали иначе, чем гласит вселенское и церковное правило, установленное на Никейском Соборе» (apud Epiplian. haer. LXXII sect. 10). Если бы эти слова «и Его царствию не будет конца» в то время уже были внесены в Никейский символ, Маркелл, отрицавший вечность Христова царствия, не мог бы заявить о своем признании этого символа, — стало быть, эти слова были прибавлены этим собором, соответственно решению, высказанному против ереси маркеллиан, появившейся во время между Никейским и этим Константинопольским Собором». |||Труды||| Успешная деятельность Астерия по распространению арианства побудила Маркелла выступить с опровержением его взглядов. Это сочинение целиком не сохранилось, название, под которым оно упомянуто у Илария Пиктавийского, — «De subjectione Domini Christi» — относится, вероятно, не ко всему произведению. В 336 году оно было передано императору Константину, который, в свою очередь, передал её на рассмотрение евсевианам, результатом чего стало низложение Маркелла. Содержание этого труда известно по многочисленным выпискам, сделанным в двух написанных Евсевием Кесарийским опровержениях. В цитатах Евсевия Кесарийского и Епифания Саламинского сохранилась примерно шестая часть труда «Против Астерия», а также письмо папе Юлию от 341 года. Начиная с XIX века предпринимались усилия по разысканию среди приписывавшихся ранее другим авторам, в основном Афанасию Великому, других произведений Маркелла Анкирского. Сопоставляя их с известными на основании сохранившихся отрывков, было определено до 10 произведений, с разной степенью достоверности принадлежащих Маркеллу или его ближайшим последователям. Среди них наиболее вероятным считается «Expositio Fidei» («Изложение веры»), находящееся на трудноопределимой идеологической позиции.