Леонтий (ок. 590 - ок. 650/668), епископ Неаполя Кипрского, святитель Память: 18 июня (Кипр.), в Соборе Кипрских святых (Греч., Кипр.) и в Соборе Лимасольских святых (Кипр.)@1. Родился около 590 года в городе Неаполе, расположенном в окрестностях современного Лимасола. Знакомство со святителем Иоанном Милостивым, ставшим позже Александрийским патриархом, повлияло на выбор жизненного пути святого Леонтия. Он был хиротонисан во епископа Неаполя Кипрского. Вероятно, участвовал в работах Латеранского Собора в 649 году при папе Мартине. Отождествить Леонтия, епископа Неаполя, подписавшего акты собора, с епископом из Кипра, а не из Италии, позволяют несколько фактов. На Соборе было прочитано письмо архиепископа Саламинского Сергия к папе Феодору I против монофелитства от 643 года, что может свидетельствовать о присутствии киприотов на Соборе в Риме@2. Кроме того, нужно учитывать, что в 649 году остров был захвачен Муавией I ибн Абу Суфьяном, халифом династии Омейадов, что привело к бегству христиан на запад. Так же кажется маловероятным, что бы в 649 году совпадали имена епископов Неаполей Кипра и Италии@3. Святитель Леонтий, вероятно, умер в изгнании, во время правления Константа II (642 - 668). В литературе встречаются две даты - ок. 650 г.@4 и ок. 668 г.@5, место кончины его неизвестно. Вероятно, это был Рим, где он мог скрываться от мусульман. С другой стороны, известно, что незадолго до Трульского Собора в 691 году архиепископ Константии Кипрской Иоанн и группа кипрских беженцев переселились в провинцию Геллеспонт возле Мраморного моря, где кафедрой Кипрского архиепископа был сделан вновь основанный близ Кизика город Юстинианополь@6. |||Сочинения||| Святитель Леонтий обладал литературным талантом, его труды находятся в 93-м томе "Греческой патрологии" Миня. Перу святого принадлежит житие святителя Спиридона Тримифунтского, "Жизнь и деяния аввы Симеона, юродивого Христа ради", "Житие Иоанна, патриарха Александрийского". Во время составления жития своего учителя Леонтий отправился в путешествие в Египет, чтобы собрать как можно больше свидетельств о близком для него человеке. Многие произведения святителя были утрачены. Среди них упоминается его апологетический труд против иудеев, а также слово в защиту икон, которое было зачитано кипрским архиепископом Константином на VII Вселенском Соборе в 787 году. В написанных им житиях Леонтий сознательно отказался от торжественного агиографического стиля. В двух пространных житийных биографиях он рисует живые человеческие портреты, используя не литературный греческий диалект, а народный разговорный язык.