Климент Александрийский, Тит Флавий (ум. ок. 217) [греч] – великий христианский ученый, один из выдающихся представителей александрийской школы. К.А. родился, по одним данным, в Афинах, по другим, в Александрии, в состоятельной и, вероятно, знатной языческой семье. Получил хорошее образование. После обращения в христианство, обстоятельства которого нам неизвестны, К.А. много путешествовал с познавательной целью по разным странам; прибыв в Александрию, стал учеником Пантена, а позже его преемником по должности наставника александрийского огласительного училища. В это время К.А. принял сан пресвитера. Его учеником, в частности, был св. Александр, епископ Иерусалимский. Предполагают, что у К.А. учился также Ориген. Во время гонения Септимия Севера покидает Египет. Данные о дальнейшей его жизни отрывочны. Труды К.А. – "Увещание к грекам" или "Увещевание к язычникам" ("Protreptikos"), "Педагог" и "Строматы". В первом труде К.А. убеждает язычников оставить поклонение идолам и обратиться к истинному Богу. Он показывает, насколько более духовен и более просветлен христианский культ по сравнению с идолопоклонством. Нелепость идолопоклонства была ясна уже многим греческим философам и насколько же она очевидна в свете Откровения! Во втором труде К.А. обращается к предполагаемому читателю, уже оставившему язычество. Миссию педагога берет на себя Слово, приводящее человека к знанию, которое не только просвещает разум, но совершенствует душу. К кому же обращено Слово, кому оно дарует спасительное знание? Ко всем людям без исключения. К.А. не принимает гностического учения об избранности отдельных людей. По отношению к спасению все христиане равны с момента крещения. Перед Богом равны все, и все пред Богом – и самые невежественные, и самые просвещенные – только дети. Если некоторые христиане знают больше и лучше, чем другие, то это не означает, что они христиане в большей степени, чем другие. Именно христиане являются настоящими гностиками и только они имеют право на это звание. Природу этого гнозиса К.А. показывает в "Строматах". К.А. доказывает, что философия не может быть занятием, вредным перед Богом. Напротив, говорит К.А., появление философии пожелал Сам Бог. У эллинов не было ни пророков, ни еврейского закона. Но нельзя отрицать, что всей историей и отдельными событиями управляет Божий Промысел, и Господь вел эллинов посредством разума. Разум – угоден Богу, он – тоже Божественный свет. Бог не обращался к философам непосредственно, так, как Он обращался к пророкам, не передавал им Откровения. Если Богу угодны философы, то потому, что Он как Добрый Пастырь, избрал лучших из Своих овец, чтобы поставить их во главе стада. В этом смысле философия – путь подготовки и помощи по отношению к христианской мудрости.