Ириней (Клементьевский) (1753 - 1818), архиепископ б. Псковский, Лифляндский и Курляндский. В миру Клементьевский Иван Андреевич, родился в феврале 1753 г. в с. Клементьевке, Ковровского уезда в семье священника. Обучался во Владимирской семинарии и Московской духовной академии. По окончании последней оставлен в ней учителем на (кафедре еврейского и греческого языков) и проповедником. В 1774 году был пострижен в монашество. С 12 сентября 1776 года - игумен Московского Николо-Перервинского монастыря и префект Перервинской семинарии. В сентябре 1782 г. перемещен в Московский Крестовоздвиженский монастырь, а через год - в Московский Знаменский монастырь. 25 декабря 1784 г. возведен в сан архимандрита Ростовского Борисоглебского монастыря и назначен ректором Ярославской семинарии. В 1787 г. вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповеди. С 30 июня 1788 г. - член Св. Синода, архимандрит Новгородского Юрьева монастыря. 6 июня 1792 г. хиротонисан во епископа Тверского. 24 октября 1796 г. возведен в сан архиепископа. 17 октября 1798 г. перемещен на Псковскую кафедру. 30 августа 1814 г. уволен на покой. Скончался 24 апреля 1818 г. в Петербурге. Погребен в Александро-Невской Лавре. Н. С. Маевский в своих "семейных воспоминаниях" описал внешний облик преосвящ. Иринея по его портрету: величавый красавец-старик, с приветливой улыбкой и кротким выражением умных карих глаз. От него так и веет чувством какого-то задушевного чисто родственного привета. Он был личностью известной в свое время, будучи человеком хорошо образованным, знавшим латинский и греческий языки. В то же время он отличался необыкновенной простотой, не лишен был чувства юмора. Как вспоминает его повар Фаддеич, однажды в присутствии гостей он подал к столу на блюде поросенка. Преосвященный, взглянув на Фаддеича, перекрестил блюдо большим крестом сказал: "сие порося да обратится в карася", и сам первый начал с аппетитом вкушать. Будучи человеком ученым, преосвящ. Ириней состоял членом Российской Академии, занимался литературной деятельностью, сделал много переводов отцов церкви с греческого языка. После него остались проповеди, отличающиеся простотой слога и ясным изложением основной мысли. Труды Библейские труды преосв. Иринея относятся к тому периоду, когда началось быстрое развитие современного русского языка и светской культуры, а Писание существовало еще только на церковнославянском языке. Первые попытки переложить свящ. книги на русский язык были робкими и несовершенными. Поэтому вл. Ириней стремился дать широким читательским кругам надежное общедоступное толкование. Владея древними языками, он опирался на оригиналы и с их помощью изъяснял славянский текст. Особой популярностью пользовалось его "Толкование на Псалтирь по тексту еврейскому и греческому", которое выдержало 9 изданий (последнее — М., 1903, т. 1—2). Комментарий этот написан простым ясным языком, с учетом всей библейской истории и мессианских прообразов. Автор всюду стремился разъяснить саму мысль псалмопевца и проиллюстрировать ее событиями жизни Давида и другими обстоятельствами ветхозаветной священной истории. Кроме трудов по экзегетике он опубликовал ряд назидательных книг, сборник проповедей (1791, 1794), пер. из св. отцов и зап. духовных писателей (в частности, Беллармино).