По происхождению — татарин. Отец, Абильхаир Гумерович, (1913—1996) был начальником службы радиосвязи Уфимского аэропорта. Мать, Нагима Хасановна, в девичестве Искиндирова, (1915—1999) работала бухгалтером. Родился 25 января 1942 года в поселке Челкар Актюбинской области Казахской ССР. В 1948 году семья Гумеровых переехала в Уфу, где Шамиль провел детские и отроческие годы. В 1959 году окончил среднюю школу. В 1959 году поступил на исторический факультет Башкирского государственного университета. Окончил четыре курса и перевелся в 1963 году на философский факультет Московского государственного университета, который окончил в 1966 году. «К богословию меня привела философия, которую в Средние века называли „служанкой богословия“ („philosophia est ministra theologiae“). Философия стала интересовать меня еще в школе. Мы жили на окраине Уфы. В нашей районной библиотеке я обнаружил классические труды Р. Декарта, Г. В. Лейбница, Г. Гегеля и других философов и очень увлекся ими. Окончив среднюю школу, я хотел поступить на философский факультет Московского университета, но туда принимали только с трудовым стажем не менее двух лет. Мама уговорила меня поступить на исторический факультет Башкирского государственного университета. Там я окончил четыре курса, перешел на пятый. Но мое желание оставалось неудовлетворенным, ведь второе высшее образование в Советском Союзе получить было невозможно. Неожиданно для меня ректор университета, который знал о моем увлечении философией, предложил попробовать перевестись на философский факультет Московского университета. Всё прошло без затруднений, и я был принят на третий курс. Началась очень напряженная жизнь, в течение учебного года я должен был сдать экзамены и зачеты за три курса» («Без любви помочь человеку невозможно», — ЖМП, 2012, № 6, с. 50). В 1969 году поступил в аспирантуру Института конкретных социальных исследований (ИКСИ) АН СССР, которую закончил в 1972 году. Подготовил кандидатскую диссертацию по теме «Системный анализ механизма изменения социальной организации», которую защитил в Институте философии АН СССР в декабре 1973 года. По окончании аспирантуры с июля 1972 года работал в Институте научной информации по общественным наукам (ИНИОН) Академии наук. С июня 1976 года до декабря 1990 года работал старшим научным сотрудником во Всесоюзном научно-исследовательском институте системных исследований (ВНИИСИ) Академии наук. В эти годы знакомится с российским социологом Валентиной Чесноковой, в кругу общения которой и сформировалось его профессиональное видение. 17 апреля 1984 года со всей семьей (жена и трое детей) принял святое крещение с именем Афанасий (в честь святителя Афанасия Великого). С сентября 1989 года по 1997 год преподавал основное богословие в Московской Духовной Семинарии и Священное Писание Ветхого Завета в Московской Духовной академии. В мае 1990 года экстерном окончил Московскую Духовную Семинарию, а в 1991 году — тоже экстерном — Московскую Духовную Академию. В 1991 году защитил диссертацию на степень кандидата богословия. В праздник Живоначальной Троицы 3 июня 1990 года ректор Академии архиепископ Александр (Тимофеев) рукоположил Афанасия Гумерова в диакона, а 23 сентября того же года — в священника. Служил в храме св. равноапостольного князя Владимира в Старых Садех, святителя Николая Чудотворца в Хамовниках, Ивановском монастыре. С декабря 2002 года с согласия матушки Елены и детей, начавших самостоятельную жизнь, стал насельником Сретенского монастыря. «Мне было уже шестьдесят лет. Постепенно старел и стал вспоминать о своем давнем желании принять монашество. Пока дети были маленькие, конечно, и речи об этом не могло быть. Но теперь они выросли. Кроме того, хотя я всю жизнь был здоровым человеком, началась полоса постоянных болезней. Было и ещё одно обстоятельство: сын попал в армию, воевал в Чечне в наступательной группировке. Думаю, Господь специально посылал мне все эти испытания, которые побудили меня размышлять о монашеском пути. Я решил 40 дней читать акафист Матери Божией. Перед чтением и после просил Пресвятую Богородицу открыть Божию волю мне через архимандрита Тихона (Шевкунова), так как я преподавал тогда в Сретенской семинарии и он был единственным наместником монастыря, с которым я тесно общался. И Божия Матерь в точности исполнила мою просьбу: дней через десять я шёл из семинарии домой и обошел храм с южной стороны, чтобы идти к воротам монастыря. Навстречу мне шел отец Тихон, мы поздоровались, и первыми словами, которые он мне сказал, были: „Когда вы переселитесь к нам? Мы вам подготовили келью“. После этого я вернулся домой и рассказал своей супруге о случившемся. Матушка мне сказала, что это воля Божия. Она прибавила: „Мне хорошо только тогда, когда тебе хорошо. Если тебе будет в монастыре хорошо, то поступай, а я потерплю“. Через месяц я приехал в Сретенский монастырь»[1]. В апреле 2005 года пострижен наместником монастыря архимандритом Тихоном (Шевкуновым) в монашество с именем Иов (в честь святого Иова Многострадального). В 2003—2011 годы вел рубрики «Вопросы священнику» на сайте «Православие.Ru». Трое детей: два сына и дочь. Сыновья Павел и Александр — священники. Дочь Надежда окончила Свято-Димитровское медицинское училище сестер милосердия, в настоящее время проживает в Австралии, замужем за инженером Петром Ивленковым. Сын Александр женат на дочери известного социолога Леонида Блехера. Работа по канонизации святых В 1997—2002 годы по поручению священноначалия готовил материалы к канонизации святых. Среди них причислены к лику святых: праведная Матрона Московская, митрополит Макарий (Невский), архиепископ Угличский Серафим (Самойлович), епископ Григорий (Лебедев), протоиерей Иоанн Восторгов, мученик Николай Варжанский, епископ Белевский Никита (Прибытков), протоиерей Неофит Любимов, протоиерей Сергий Голощапов, архимандрит Игнатий (Лебедев), иеросхимонах Аристоклей (Амвросиев), Михаил Новосёлов, Анна Зерцалова, схимонахиня Августа (Защук) и другие. Собрал также материалы к канонизации протоиерея Валентина Амфитеатрова, подвижницы благочестия Московского Иоанновского монастыря инокини Досифеи, старца Новоспасского монастыря иеросхимонаха Филарета (Пуляшкина), убиенного великого князя Сергия Александровича, духовного писателя Евгения Поселянина. Однако Синодальная комиссия по канонизации не приняла решение об их прославлении.