Протоиерей Иоанн Смолин (1867–25.01.1927) Иван Вуколович Смолин родился в 1867 году в семье рабочих-текстильщиков города Иваново. Семья жила в достатке, но, тем не менее, к труду детей приучали рано, и Иван стал работать на фабрике с 10 лет. Он рос благочестивым мальчиком – молитвенные правила и богослужение знал наизусть, очень интересовался богословской литературой. Закончив только начальную школу, он, многого достиг самообразованием, хорошо знал литературу, музыку. Проходя службу в армии, стал регентом солдатского хора, так как обратил на себя внимание хорошим голосом, слухом и знанием музыкальной грамоты и церковного устава. Находился Иван Вуколович в то время под Москвой, где и встретил Пелагею Ивановну Жукову. Они обвенчались в 1891 году. Господь благословил их брак рождением 10 детей. После Москвы молодая семья жила в Киеве, где Иван Вуколович преподавал в Епархиальном училище. Реформы 1860-х годов всколыхнули народную жизнь. Крестьянство было освобождено от крепостной зависимости и ему надлежало выбирать новый уклад жизни. Был открыт доступ к образованию и просвещению. Церковь, ранее занимавшаяся народным образованием, оказалась неготовой к переменам эпохи Великих реформ. Разночинцы, ратовавшие за коренное переустройство государства, несли народу знания с большой долей ожесточенной политической и социалистической пропаганды. Они также поддерживали сектантскую проповедь, разрушающую одну из опор российского государства и общества – Православную Церковь. Поэтому требовалось срочно создавать литературу, направленную на борьбу с ложными учениями сектантов. Иван Смолин, со всей присущей ему горячностью, включился в миссионерское служение. Им был составлен «Справочный указатель» к журналу «Миссионерское обозрение» за первое пятилетие его издания 1896-1900» (СПб., 1901). Затем он берется за более масштабный труд составления справочников, содержащих перечень тех мест Священного Писания, на которых основывается критика Православия сектантами, и толкования этих мест с православных позиций, выявляющих несостоятельность такой критики. Смолин едет в Самару, где находился один из крупнейших центров сектантства. Но там также находилась и одна из старейших противораскольнических и противосектантских миссий, и первая в России противосектантская библиотека. В эту библиотеку для работы он и был отправлен. Из Самары в Санкт-Петербург Смолин прибыл в сане диакона и с готовыми рукописями книг, представлявшими сами по себе научную ценность. В 1903 году «Миссионерское Обозрение» выпустило в числе своих бесплатных приложений книги о. Иоанна Смолина «Миссионерский щит веры» и «Миссионерский путеводитель по Библии». Эти книги до Первой Мировой войны выдержали по 5 изданий, то есть переиздавались через каждые два года. В 1906 году о. Иоанн выпускает свою «Симфонию на Новый и Ветхий Завет с общими миссионерскими параллелями». Симфония, или Конкорданс (в пер. – «созвучие», «согласие») – это собрание в алфавитном порядке всех одинаковых слов (с соответствующими контекстами), встречающихся в Священном Писании, с указанием места, где они находятся (названиями книг, номерами глав и стихов). В 1910 году о. Иоанн издает «Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений». В 1907 году о. Иоанн Смолин был определен в Санкт-Петербург на диаконское место в собор Воскресения Христова, известным в народе как храм Спаса-на-Крови. В это время о. Иоанн развивает дело распространения листков и дешевых брошюр религиозно-нравственного содержания для народа. Не забывает он и противосектантские темы. После высочайшего Манифеста о даровании свободы вероисповеданий 17 апреля 1905 года сектанты перестали таиться и подстраиваться под легальные конфессии. Посвященная им брошюра «Краткие исторические сведения о русских сектах и их вероучении: а) рационалистических: адвентистов, баптистов, бессмертников; б) мистических: «братцев», еноховцев, иоаннитов. Изд. диакона И. Смолина», издается на протяжении многих лет. Он был убежден, что все беды России – революции, войны, различные бедствия, имеют только одну причину – отдаление русского народа от Церкви. С отречением Государя Императора, о. Иоанн не питал ни малейших иллюзий относительно обновления жизни после смены власти, как множество священнослужителей. Он был миссионером и знал, что за красивыми словами о свободе и культурной цивилизации может стоять самая жестокая тирания и самое темное изуверство. Он питал надежду, что народ отрезвеет от революционного угара и вернет своего Богоизбранного царя. Смолин, в числе немногих, шлет напоминание Православному Собору, что и после отречения монарх остаётся Помазанником, Главой Православной Церкви, призывает объявить о неприкосновенности личности Николая II, вступиться за находящихся в заточении Императора и Его семью, а также исполнять положение грамоты Земского Собора 1613 года о необходимости верности народа России династии Романовых. В конце 1917 года Митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин рукоположил о. Иоанна Смолина во священника в монастыре Иоанна Рыльского на р.Карповке и направил усердного труженика в село Лисино Тосненской волости. Отец Иоанн мечтал о большом сплоченном приходе, или селе, пусть даже враждебно настроенном к Церкви, или пусть даже сектантской общине. Его деятельная натура желала подвига. Но доставшийся ему приход в Лисино был малолюдный, крайне раскинутый, бедный и неблагоустроенный. На приходе не было возможности поселиться священнику со всей семьей. И отцу Иоанну пришлось проживать в Лисино в одиночестве. Но пастырская любовь находит средства для помощи и утешения. Неутомимый пастырь, заметив, что многие прихожане из-за дальности расстояния не могут посещать храм Божий, с благословения Митрополита Вениамина, взяв антиминс, сам шел служить в дома немощных прихожан. В деревенской глуши он продолжает литературную работу миссионера и проповедника. Не имея уже возможности печатать свои листки, он делает их рукописными: нарезает бумагу, 7-8 листов складывает книжечкой, сшивает сапожными нитками и вписывает от руки необходимый текст. В 1921 году Владыка Вениамин направляет его в Гатчину, в собор Покрова Божией Матери, на подворье Пятогорского женского монастыря. Владыка кратко напутствовал пастыря: «Ты искал духовной работы – ты найдешь ее там!». Действительно, в Гатчине было все то, что он искал – и большой приход, и деятельный женский монастырь, и растущий обновленческий раскол. Из опыта о. Иоанн знал, что люди доверяют тому пастырю, который своей жизнью подтверждает то, чему учит и к чему призывает людей. И, действительно, для нас жизнь пастыря является наглядной проповедью, примером и ответом на многие вопросы, поставленные жизнью. Прежде всего, о. Иоанн стал призывать верующих к активности на богослужениях. Он усердно прививал народное пение и обучал церковным песнопениям всех желающих, чтобы все присутствующие на службе могли стать единым хором. Этот обычай в то время только лишь возрождался, и Смолин был его ревностным сторонником. Заботясь о том, чтобы предстоящие в церкви молились с полным пониманием происходящего во время богослужения, он предложил ряд разъяснительных бесед. Даже во время службы, перед важнейшими моментами в ходе литургии или всенощного бдения, он останавливал пение и подготавливал проповедью души своих чад для разумного участия в сугубой молитве. Он как будто боялся их оставить одних, уходя в алтарь. Он снова и снова выходил к ним с пастырским словом. О.Иоанн Смолин организовал кружок для девочек 10-13 лет, с которыми занимался пением молитв и духовных стихов и посещал с ними больных. Им был также организован кружок и для старших. В родительские субботы и в большие праздники он устраивал обеды для бедных. Деньги на обеды жертвовали прихожане, а готовили и кормили в монастыре. На Рождество устраивал детям елку. Ездил в приходы по области, туда, где были престольные праздники и другие знаменательные даты, иногда с воспитанницами кружка. Не остался равнодушным он и к обществам трезвости. Всегда готов был провести духовную беседу или возглавить крестный ход в отдаленную обитель на богомолье. Несколько раз в год о. Иоанн устраивал крестные ходы в монастыри. Например, в Вохоновский женский монастырь в 18 км от Гатчины ходили два раза в год: на Троицу и в престольный праздник монастыря св. Марии Магдалины. Шли пешком, пели молитвы и несли иконы, о. Иоанн шёл в облачении. Народ по дороге присоединялся. На остановках пастырь обращался к паломникам с пламенной проповедью. В монастыре молились на праздничной всенощной и обедне, а на следующий день с крестным ходом возвращались обратно. Ходили также раз в год и в Пятогорский женский монастырь за 35 километров от Гатчины. В Покровском соборе о. Иоанн организовал братство памяти Иоанна Кронштадтского (по аналогии с миссионерским кружком, оно чаще называлось Иоанновским кружком). Постоянная совместная молитва превратила его в настоящую духовную семью, объединенную желанием послужить ближнему делами милосердия. У о. Иоанна были на учете все тяжелобольные и он ходил к ним служить молебны и «славить» в большие праздники. Причем, за это не брал никаких денег, а старался еще сам оставить какую-то помощь нуждающимся. Во время таких посещений он и познакомился с Лидией Александровной Леляновой, которую потом постригли в монахини с именем Мария. О. Иоанн обратил внимание на ее здравый ум и глубокую веру в Бога. Все тело ее было поражено болезнью: ни руки, ни ноги у нее не действовали, но, несмотря на это, она могла утешать других и давать духовные советы. О.Иоанн привлек к ней старших девиц, которые помогали ей и вместе с ним молились и пели около ее кровати. Потом и верующий народ стал к ней ходить за утешением и добрым советом. Затем стало приезжать и духовенство. Лидия Александровна в 1922 году была пострижена в монахини на Покровском подворье архимандритом Макарием по благословению будущего священномученика, митрополита Вениамина Петроградского. Духовным отцом ее стал о. Иоанн Смолин. В Гатчине о. Иоанн приобрел большую известность. По воспоминаниям его сына, «он вообще очень хорошо говорил, и на проповедях нередко плакал сам, и рыдали все молящиеся… Он никогда не имел денег, так как все, даже последние медяки, раздавал нищим… и очень переживал, когда нечего было дать даже нищему-вымогателю». Когда в 1922-1923 годах большую смуту в жизнь Церкви внес обновленческий раскол, добрый пастырь неумолчно обличал, умолял, запрещал. О. Иоанн был в близких отношениях с будущими новомученниками – епископом Димитрием Гдовским, о. Измаилом Рождественским, о. Викторином Добронравовым и другими. Летом 1926 года о. Иоанн Смолин заболел. У него обнаружили рак пищевода. Батюшка категорически отказался от операции, так как после нее не имел бы возможности служить Господу Богу пред Алтарем Его и причащаться Его Пречистого Тела и Крови. Во время своей болезни, он написал дневник, и в нем красной нитью проходит благодарность Богу за то, что послал ему такую болезнь, благодаря которой он смог подготовиться к переходу в мир иной. «Рад и радешенек собираться домой, и потому говорю: «Слава Богу за все!» Одно печалит: с чем явлюсь к Отцу Небесному и как Он встретит блудного сына? Утешаюсь тем, что если сойду и в преисподнюю, то и там смогу славить и исповедовать Бога, как это делал при жизни на земле, и ненавидеть и побеждать диавола силою и Крестом Христовым, как это мне удавалось и на земле». Когда он служил свою последнюю службу в церкви, то во время проповеди, прощаясь с народом, говорил им, чтобы верили во всемогущество Божие, чтобы молились за своих детей, которые отошли от Бога и, что, в конце концов, они вернутся на путь истины. Когда он говорил это, народ плакал, прощаясь с ним. Относительно своих неизданных трудов он оставил завещание: «Моим домашним иметь в виду: как только явится возможность печатать духовные книги, то тотчас же отыскать какого-либо добросовестного издателя и предложить ему для издания мои труды». В настоящее время Покровским собором издана рукопись о. Иоанна Смолина, написанная им долгими вечерами на приходе в поселке Лисино и законченная в 1921 году. В то время издать подобную книгу было невозможно, так как, в ней автор последовательно отвечает на все нападки на Православную Церковь, критику ее учения, раскрывает приемы шельмования, развенчивает социалистическую пропаганду. Понятно, что грозило бы автору рукописи в те годы. Данная рукописная книга под названием «Броня Правды» была найдена в Покровской церкви в Мариенбурге. Мысли, выраженные опытным пастырем более 90 лет назад, остаются актуальными и полезными нам, нынешним. Книга будет издана в 2013 году. Отец Иоанн Смолин отошёл ко Господу12(25) января 1927 года. На его похороны прибыли 3 епископа, 60 священников и 12 диаконов. Гроб несли на кладбище священники на руках, сестры подворья несли зажженные факелы. Похоронили его на Гатчинском кладбище возле храма Всех Святых, слева от алтаря. Он всем говорил: «Приходите ко мне на могилу, как к живому, и я буду молиться за вас». Так закончился жизненный путь достойного и любвеобильного пастыря, жившего с глубокой верой в Бога. |||Труды:||| • «Миссионерский путеводитель по св. Библии» (СПб., 1905). • «Миссионерский щит веры в ограждение от сектантских лжеучений» (2 изд., 1905). • «Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений». • «Симфония на Новый и Ветхий Завет с общими и миссионерскими параллелями» (ч. I, СПб., 1906).