Иоанн (Смирнов) (1844 - 1919), архиепископ Рязанский и Зарайский. В миру Смирнов Иоанн Ксенофонтович, родился 24 августа 1844 г. в семье протоиерея Владимирской епархии. В 1863 году окончил Владимирскую духовную семинарию и в 1867 году - Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. С 6 марта 1868 г. - преподаватель Свящ. Писания в Рязанской духовной семинарии. В 1869 году получил степень магистра богословия за свой труд “Критический разбор сочинения Бесюэта о всеобщей истории”. (Рукопись акад. библ.). С 3 сентября 1875 г. - инспектор Рязанской духовной семинарии. Способный воспитатель и администратор, он пользовался уважением учеников и авторитетом у преподавателей семинарии, был широко известен среди епархиального духовенства и мирян. Автор ряда богословских работ по экзегетике книг ветхозаветных пророков. 25 апреля 1883 г. назначен ректором Рязанской духовной семинарии. 2 мая 1883 года рукоположен в сан священника к семинарскому храму, а 6 мая возведен в сан протоиерея. Состоял председателем Епархиального училищного совета. Период его ректорства являлся временем наибольшего расцвета Рязанской духовной семинарии, в т.ч. благодаря удачно подобранному им преподавательскому составу, которому ректор оказывал всемерную поддержку и полное доверие. В семинарии обучалось свыше 800 чел., что соответствовало тройному штатному составу учащихся. Семинарский храм был украшен и расширен, он привлекал множество прихожан торжественными богослужениями, прекрасным пением церковного хора воспитанников, частыми проникновенными проповедями ректора. Современники свидетельствовали об удивительном трудолюбии и работоспособности прот. И. Смирнова. Он живо и увлекательно преподавал Свящ. Писание, «уроки-беседы развивали в воспитанниках дух пастырской настроенности, заставляли звучать лучшие струны души». Был неустанным тружеником на ниве народного образования, много общался с учителями церковных школ, которые находили у него живой отклик на свои проблемы, сочувствие, получали мудрые советы и указания, а иногда и материальную помощь. Почти ежегодно организовывались курсы для молодых учителей; учащиеся духовной семинарии и воспитанницы Рязанского епархиального училища охотно шли преподавать в церковноприходские школы, имея опыт работы в школе при духовной семинарии, где они проходили практику в качестве учителей. Прот. И. Смирнов принимал активное участие в работе братства свт. Василия Рязанского, миссионерского общества, епархиального училищного совета, редакции «Рязанских епархиальных ведомостей», местного отделения Императорского Православного Палестинского общества, приобщая к активной деятельности преподавателей духовной семинарии. С 1884 г. являлся действительным членом Рязанской ученой архивной комиссии. После смерти супруги остался с 4 взрослыми детьми. 28 июля 1901 г., согласно прошению, уволен от должности ректора семинарии. 13 сентября 1901 г. пострижен в монашество с именем Иоанн, 14 сентября - возведен в сан архимандрита Рязанского Троицкого монастыря. В том же году был вызван в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую лавру, для чреды священнослужения. 9 апреля 1902 года наречен, а 28 апреля хиротонисан во епископа Чебоксарского, 2-ого викария Казанской епархии. Хиротония состоялась в Санкт-Петербурге в Исаакиевском соборе. В качестве викария Казанской епархии являлся председателем епархиального училищного совета, заведовал избранием и назначением на приходы псаломщиков. Имея многолетний опыт просветительской работы, взял на себя заботы по улучшению церковно-школьного дела в епархии, часто объезжал с инспекцией школы. С 4 февраля 1904 г. - епископ Полтавский и Переяславский. По-прежнему уделял большое внимание делу духовного просвещения, совершенствованию учебного процесса в духовных и светских учебных заведениях. В 1906 г. его стараниями при епархиальном училище был организован археологический комитет, создано Полтавское древлехранилище. С 13 августа 1910 г. - епископ Рижский и Митавский, почетный настоятель рижского Алексиевского мужского монастыря. В этом же году стал почетным членом Санкт-Петербургской духовной академии. 6 мая 1912 г. возведен в сан архиепископа [1]. Занимаясь делами приходов, несмотря на преклонный возраст, много ездил по епархии. Брал на себя защиту православное латышское и эстонское население, права которого часто ущемлялись помещиками-немцами, старался выдвигать из числа латышей и эстонцев священников и учителей приходских школ. С началом первой мировой войны организовал в епархии уход за ранеными, окормлял семьи погибших и помогал беженцам. В 1915 г. в связи с приближением фронта по требованию военных властей был эвакуирован с епархиальными учреждениями из Риги в Юрьев (ныне Тарту, Эстония), продолжал оттуда руководить частью епархии, которая осталась не занятой немецкими войсками. В Юрьеве освятил здание Исидоровского православного училища, совершил чин закладки нового храма. Часто посещал лазареты, утешая и ободряя раненых. 8 августа 1917 г. на Предсоборном совещании Рижской епархии в Юрьеве избран членом Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Поддержал обращение латышских и эстоских участников Собора о передаче управления их приходами викарным епископам тех же национальностей. Представил в Синод проект создания в Рижской епархии 2 викарных кафедр, составил проект инструкции с обозначением прав и обязанностей латышских и эстонских викарных епископов. В процессе обсуждения поддержал предложение Старицкого еп. сщмч. Иоанна (Поммера) о разделении Рижской епархии с выделением эстонской ее части в новоучреждаемую Ревельскую епархию. При подаче соответствующего представления Патриарху св. Тихону архиеп. Иоанн одновременно подал ходатайство о своем переводе на Рязанскую кафедру, освободившуюся после удаления оттуда по требованию «прогрессивного духовенства» архиеп. Димитрия (Сперовского). 20 ноября 1917 г. назначен архиепископом Рязанским и Зарайским. Продолжал участвовать в работе Поместного Собора. Выступил в дискуссии при обсуждении доклада отдела Собора о духовно-учебных заведениях, твердо защищал «существующую систему пастырского образования» и призывал «сохранить духовные семинарии в том виде, в каком они существуют». 18 апреля 1918 г. участвовал в принятии Деяния о прославлении свт. Софрония (Кристалевского), еп. Иркутского. В апреле 1918 г. в связи с обострившейся обстановкой в Рязанской епархии архиеп. Иоанн по благословению патриарха Тихона вынужден был покинуть Собор и отбыть на свою кафедру. С его прибытием в Рязань церковная смута на время прекратилась, поскольку, по словам одного из современников, «архиепископ был свой родной и благодушный, и тактичный, а главное терпеливый». Старец Зосимовой пуст. иеросхим. Алексий (Соловьёв) отзывался о вл. Иоанне, как о великом подвижнике и достойном святителе. Между тем отношение новых властей к православной Церкви становилось все более нетерпимым. Во время епархиального съезда духовенства (заседание проходило под председательством архиепископа Иоанна), в зал ворвались вооруженные красноармейцы. Съезд был закрыт, несколько участвовавших в нем священников арестовали. Вскоре архиеп. Иоанн также был подвергнут кратковременному аресту без предъявления обвинения. Выселенный из своих покоев, он проживал в канцелярии личного секретаря, затем в темной сырой комнате в архиерейском доме. Скончался 14 октября 1919 года от воспаления легких. Погребен в южной части алтаря Архангельского собора Рязанского кремля - усыпальницы Рязанских архиереев. |||Труды||| В 70-х гг. XIX в. были опубликованы научные труды Смирнова о пророках Аггее, Захарии, Малахии, Софонии, Осии, Иоиле, Ионе, Амосе, Авдии, Науме, Михее, Аввакуме и Данииле. По мнению проф. П. А. Юнгерова, в сочинениях И. Смирнова последовательно объяснялись книги избранных пророков. Автор уделял большое внимание эпохе, в которую жили и проповедовали пророки; комментарии носили в основном исторический характер. В вопросах исагогики он ориентировался во многом на сочинения умеренных протестант. богословов, в частности на труды К. Ф. Кейля.