Иларий Пиктавийский (Hilarius Pictaviensis) (ок. 315 - 367), епископ Пуатье. Родился около 315 года в состоятельной языческой семье. Получив риторическое и философское образование, занимал высокие государственные должности. Христианство принял примерно в 345 году. Около 350 года стал епископом Пиктавии (совр. Пуатье) в провинции Аквитания. Годы его епископства заполнены непрекращающейся борьбой с арианством на Западе. За свое непреклонное преследование ариан был сослан императором Констанцием II во Фригию. Там он знакомится с произведениями греческих теологов и закончил свое главное сочинение О Святой Троице (De Trinitate) в 12 книгах, в котором изложил православное учение о трех Лицах. Учитель свт. Мартина Турского. В это же время он поддерживает оживленную переписку с западными епископами. После собора в Селевкии (359 г.) он возвращается в Галлию и организует общегалльский собор в Париже (361 г.), на котором благодаря ему почти все галльские епископы осудили арианство. За чистоту своей жизни пользовался всеобщим уважением. После этого остаток жизни Иларий провел в Пуатье, посвятив его писательской деятельности. Скончался в 367 году. Иларий - один их самых малоизученных отцов Церкви, несмотря на уважение, которым он пользовался у ряда западных отцов, например, у Августина и Иеронима. Из-за его бескомпромиссной позиции по отношению к арианам его называли "Западным Афанасием". |||Труды||| Помимо эгзегетических работ, таких как "Комментарий к Евангелию от Матфея и Псалмам", сохранились историко-полемические сочинения: О Святой Троице (De Trinitate) - главное сочинение Илария, содержащее критику письма Ария к Александру. К цезарю Констанцию - содержащее полемику с арианством; Против цезаря Констанция - выражает протест Илария против допущенной несправедливости; Против ариан - описывает опасности, которые влекут за собой ошибки ариан; О соборах - произведение, важное для исследования арианских споров. Письма Илария утрачены. Из собрания его гимнов сохранилось только три сильно испорченных фрагмента. Заслугой Илария является его вклад в учение о Троице и ознакомление Запада с теологической наукой Востока. Он был первым автором гимнов на Западе.