Феодор (ок. 350 - 428), епископ Мопсуестийский, друг свт. Иоанна Златоуста. Осужден посмертно на V Вселенском соборе за взгляды, созвучные несторианству. Родился около 350 года в Антиохии. Его родители принадлежали к богатому и знатному классу антиохийского общества. Вместе с Иоанном Златоустом и Максимом, бывшим впоследствии епископом селевкийским, посещал школу знаменитого ритора Ливания. У Ливания он с ревностью изучал и риторику, и философию, и историю. Под влиянием Иоанна Златоуста, он вместе с своим другом Максимом, предался подвижнической жизни. В его образе мыслей очень скоро наступила перемена. Он убедил себя, что мирская жизнь ничего преступного сама по себе не заключает и что брак, от которого отрекаются монашествующие, есть состояние, узаконенное Самим Богом. Феодор оставляет свое уединение и отправляется в Антиохию. Здесь он тотчас же принимает на себя заботы об отцовских делах и начинает помышлять о браке с некоей Гермионой. Свое намерение он готов был уже привести в исполнение, но удержан был от этого своим другом Иоанном Златоустом и возвратился в монастырь. Первым его ученым опытом было составление толкования на псалмы. В нем все пророчески-мессианские псалмы, за исключением лишь II, VIII, XLIV и CIX, он объяснял в буквальном историческом смысле, относя их к Езекии или к Зоровавелю. Он был призван через некоторое время к занятию церковных должностей в Антиохии. Вероятно, подобно Иоанну Златоусту, он последовательно исполнял обязанности чтеца и диакона, а затем уже был поставлен в сан пресвитера. О его деятельности в сане пресвитера мы не имеем никаких прямых известий. Нужно думать, что она была главным образом обращена на борьбу с разного рода еретиками. Ариане, евномиане и аполлинаристы — главные противники Феодора в этой борьбе. За это время им были написаны два больших полемических сочинения: одно, — направленное против заблуждений Ария, Евномия и Аполлинария, и состоящее из 15 книг: "О воплощении Господа", другое — написанное в защиту Василия Великого против Евномия и заключавшее в себе 25 книг. Феодор боролся также и с разного рода другими заблуждениями. Он писал сочинения "Против Юлиана Отступника" и "Против персидской магии". Под конец своего десятилетнего пребывания в сане пресвитера Феодора покидает Антиохию и переселяется в Тарс. В конце 392 или в начале 393 года хиротонисан во епископа Мопсуестийского, в Киликии. В сане епископа он по-прежнему продолжал бороться с разного рода ересями, особенно с арианской, как через устное, так и письменное слово. Такой своей деятельностью в своей и соседних епархиях он скоро снискал расположение императора Феодосия Старшего. Последующие известия о Феодоре представляют нам его в числе лиц, сочувствовавших Иоанну Златоусту в постигших его несчастиях и всячески старавшихся помочь ему. Во все время своего епископского служения Феодор не покидал своих ученых литературных занятий. Большая часть его экзегетических трудов была им написана именно за это время. Точно также он написал еще много других сочинений, с характером полемическим и практическим. Уже в глубокой старости он, по словам церковного историка Исихия, писал свои "Тайные речи", в которых рассуждал о воплощении Господа. Последним его трудом был трактат "О законоположении". Скончался в 428 году, после 36-ти летнего пребывания на епископской кафедре. Обладал умом чрезвычайно живым и восприимчивым. Он быстро усваивал себе познание всякого предмета и не любил долго останавливаться над трудностями, разрешая их так, так подсказывал ему его природный здравый смысл. Он не был глубокими мыслителем. При объяснении Св. Писания он не вдается ни в какие тонкости, но постоянно исследует прямой смысл Писания, выводя его из логической и грамматической связи текста и из исторических данных. В разрешении разного рода вопросов он почти совершенно не придает никакого значения мнениям других лиц, а к мнениям противников всегда относится с крайней пренебрежительностью и резкими порицаниями. Он обладал обширным запасом знаний и заслужил за это прозвание "πολύιστωρ". Был замечательно красноречивым оратором. Об этом единогласно свидетельствуют и его друзья, и его противники. По своему темпераменту он был человек очень горячий и способный сильно увлекаться. |||Посмертное осуждение||| Христологическое учение Феодора Мопсуестийского всецело носит на себе несторианский характер. При резком различении Божества и человечества, Феодор рассматривал Иисуса Христа во время Его земной жизни как простого человека, как сына Божия по благодати. Он учил о двух сынах Божиих: один Сын единосущен с Богом Отцом, другой — рожденный от Девы Марии, постепенно через борьбу и искушения шел вперед по пути нравственного совершенствования, пока, наконец, через воскресение не сделался совершенно непорочным и не удостоился соединения с истинным Сыном Божиим. Таким образом Феодор Мопсуестийский учил о двух лицах в Иисусе Христе. Он решительно отвергал ипостасное соединение в Нем Божества и человечества, потому что не мог мыслить Божества и человечества совершенными без самостоятельных ипостасей. Иисус сын, Пресвятой Девы Марии, и Бог Слово были для него двумя отдельными, нравственно соединенными друг с другом лицами. При жизни своей он ни в ком не возбуждал подозрения в еретичестве. Но немного прошло времени после смерти Феодора, как раздаются противные о нем голоса, обвиняющее его в еретичестве. Защитники Нестория, после осуждения его на III Вселенском соборе, в оправдание его стали прямо ссылаться на сочинения Диодора Тарсийского и Феодора Мопсуестийского и доказывать, что Несторий учил вполне согласно с этими всеми уважаемыми учителями. Православные поборники истины были вынуждены начать борьбу против сочинений Феодора Мопсуестийского. С неменьшей ревностью старались защищать Феодора Мопсуестийского его почитатели. Иоанн Антиохийский с восточными епископами писал, между прочим, св. Кириллу, что они "изберут лучше быть сожженными, чем анафематствовать принадлежащее Феодору". Отцы антиохийского церковного округа обращались также с особыми посланиями к Проклу Константинопольскому и императору Феодосию II, защищая в них Феодора Мопсуестийского. Видя такую горячую приверженность к Феодору Мопсуестийскому отцов антиохийско-сирской церкви и замечая у некоторых неразумных противников Феодора Мопсуестийского проблески новой, столь же опасной, как и несторианство, ереси евтихианской, прежние противники Феодора нашли нужным смягчить резкий тон своих на него нападений. Император Феодосий II издал на имя Иоанна Антиохийского указ, в котором, призывая всех к миру и спокойствию, запретил "предначинать что-либо против тех, которые скончались в мире с церковью". Споры о Феодоре Мопсуестийском на время утихли. В царствование императора Юстиниана снова возгорается жаркий спор о Феодоре Мопсуестийском, а также и о блаж. Феодорите и Иве Эдесском, и в 553 году на V Вселенском соборе Феодор был осужден (см. также "Три главы"). Среди несторианских обществ, живших в Персии, Армении и других странах, авторитет Феодора Мопсуестийского достиг самых крайних пределов. Несториане называют его "учителем учителей", "толкователем толкователей", "морем мудрости". Они ревностно заботятся о сохранении его сочинений и большую часть из них переводят на языки тех стран, в которых они нашли себе убежище. Кроме сирского, его сочинения переведены еще на языки армянский и персидский. |||Сочинения||| Он начал свою литературную деятельность в самом раннем возрасте и продолжал ее до самых последних лет своей жизни. Несмотря на огромную литературную производительность Ф., до нас сохранилось сравнительно очень немногое из всего написанного им. В целом виде дошло только два сочинения Феодора: комментарий на ХII малых пророков (в подлинном греческом тексте), комментарий на меньшие послания ап. Павла (в латинском переводе). Прочие его сочинения или совсем утрачены, или же дошли в отрывках, по большей части очень незначительных. Все его сочинения могут быть разделены на сочинения, писанные по объяснению Св. Писания, догматико-полемические, апологетические, сочинения практического характера, письма.