Феодор Абу Курра (~750–~830) родился около 750 г. в Эдессе. На место рождения указывает как, с одной стороны монофизитский историк Михаил Сириец (†1199), который называет Феодора «эдесским халкидонитом», так и, с другой стороны, сам Абу Курра, который в своем арабском трактате в защиту иконопочитания, особенно акцентирует внимание на Эдесском Убрусе, говоря: «Из всех икон, мы вспоминаем эту, потому что она особо чтима в моем родном городе, благословенной Эдессе» (XXIII). Молодые годы Абу Курра провел, очевидно, в монастыре св. Саввы, который поддерживал культурные и религиозные связи с Эдессой. В пользу этого говорят сразу несколько пунктов. Во-первых, грузинский перевод «Страдания Михаила Савваита» Василия Эмесского, согласно которому Абу Курра был рассказчиком Василию этой истории (§1). В заключение своего сочинения (§ 14–15), Василий прославляет святого Савву, который «явил таких учеников, как Стефан и Иоанн и Фома и Феодор Абу Курра», а сам Феодор характеризуется как «новый святой Савва, пастырь и высокий священник (то есть, епископ) в Сирии, вавилонский чудотворец». Во-вторых, это слова самого Феодора, который в «послании к Давиду Монофизиту», пишет, что поручает адресата молитвам св.Саввы «…молитвами св. Богородицы Марии и святого отца нашего Саввы…». Это единственный святой, упомянутый поименно Абу Куррой в таком контексте. В-третьих, тот факт, что сочинения Феодора сохранялись и переписывались именно в лавре св. Саввы. В четвертых, «ассоциация Феодора с монастырем св. Саввы во многом объясняется учеными на основании интеллектуального заимствования работ прп. Иоанна Дамаскина, наиболее выдающегося богослова этой обители, заимствования становятся более очевидными в трактате Абу Курры, написанным в защиту иконопочитания». Современный американский исследователь Lamoreaux пытается оспорить связь Абу Курры с лаврой св. Саввы. Он указывает, что перевод сочинения Василия Эмесского страдает рядом анахронизмов, и, по видимому, Феодор Абу Курра перепутан в нем со св. Феодором Эдесским. Ссылку в «письме Давиду» он объясняет как интерполяцию, сделанную переписчиком-савваитом. Однако аргументы Lamoreaux нельзя признать достаточными. Пытаясь ослабить каждый по отдельности вышеозначенный пункт, либо доказать, что сам по себе он не может однозначно подтверждать пребывание Феодора в лавре св. Саввы, Lamoreaux не объясняет самого количества совпадений, которое на наш взгляд, нельзя объяснить случайностью. И сами доводы его не обязательно исключают связь Феодора с савваитами. Так, например, недостоверность отдельных сведений в грузинской редакции «Страдания Михаила» сама по себе не обозначает, что недостоверно основное заявление – что Абу Курра был монахом-савваитом. Вполне возможно, что грузинский переводчик перепутал одного монаха-савваита – Феодора Эдесского с другим савваитом – Феодором Абу Куррой. И о том и о другом он мог слышать как о монахе монастыря св. Саввы, и это естественнее объясняет, как могла возникнуть эта путаница. Единственный положительный аргумент, который Lamoreaux выдвигает в пользу того, что Феодор не был связан с монастырем, так это отсутствие наименований Абу Курры монахом-савваитом в надписаниях всех его сочинений (и на греческом и на арабском и на грузинском), а также в упоминаниях о нем других авторов, которые отзываются о нем исключительно как о епископе Харрана. Но отсутствие в надписаниях указаний на то, что Феодор был монахом монастыря св. Саввы объясняется очень просто. Так как эти наименования по традиции отражают самый высокий титул автора, то естественно, что упоминается его епископское достоинство, но не упоминается его период жизни, когда он был простым монахом. То, что какое-то время Абу Курра был монахом какого-то монастыря до рукопложения во епископа – это несомненно, однако об этом также не упоминается в источниках – нельзя же на основании этого отрицать, что он вообще был монахом? Надписания всегда кратки. Биографическая их ценность весьма скудна. Очевидно, что расцвет творческой деятельности Абу Курры приходился на его епископское служение, отсюда и объясняется, почему он всегда упоминается как епископ. Но это нисколько не отрицает того, что в молодости он был простым монахом и, наиболее вероятно, в монастыре св. Саввы. И единственное, чем можно опровергнуть связь Абу Курры с монастырем св. Саввы – надежно доказать, что до рукоположения он был монахом другого монастыря. После этого Феодор становится епископом древнего города Харран (ныне деревня Харан, на юге Турции, недалеко от границы с Сирией), того самого, где Авраам провел большую часть своей жизни (Быт.12:4). Михаил Сириец сообщает, что он был рукоположен патриархом Антиохии Феодоритом (785–799), посему годы пребывания на кафедре последнего и являются приблизительными рамками хиротонии Феодора. Атмосфера города Харрана, имевшего в VIII и IХ веках большое экономическое и культурное значение, а также религиозное многообразие этой митрополии исключительно благотворно повлияли на продуктивность его литературного творчества. Абу-Курра свободно писал и на греческом, и на арабском, и на сирийском. Абу Курра был тесно связан с палестинским христианством. Так, в предисловии к «письму Давиду Монофизиту» вспоминает, что встретил Давида в то время, как оба они молились в святых местах Иерусалима. Палестинские связи Абу Курры также очевидны из четвертой его работы на греческом, – письме о христологии, которое он написал для Иерусалимского патриарха Фомы. Khoury указывает, что Фома также был савваитом, и высказывает предположение, что именно в лавре они и могли познакомиться. Новое критическое издание греческих творений Феодора дает еще два примера связей с христианами Святой земли: во вступлении к одному диалогу (18) говорится, что епископ Харранский прибыл в южнопалестинский город Азот, чтобы помочь христианам в их аргументах против мусульман. В другом (19) говорится, что он состоялся, когда Абу Курра выходил из Иерусалима. Иоанн Кипариссиотес (†1378), пишет, что Феодор участвовал в соборе против манихеев, о котором из других источников ничего не известно, и дважды цитирует слова Абу Курры, произнесенные на этом соборе. Согласно хронике Михаила Сирийца, из-за какой-то клеветы возведенный против него Антиохийскому патриарху Феодориту, Абу Курра вынужден был оставить кафедру. О. Bassam Nassif полагает, что причиной этому были расхождения по вопросу о иконопочитании – Феодорит был иконоборцем. После того, как в 799 г. он умер и Антиохийскую кафедру занял патриарх Иов, Абу Курра вновь вернулся в Харран. Есть сведения, что, когда он находился в Иерусалиме, Абу Курре пришлось даже вступить в полемику с латинскими монахами из монастыря на Масличной горе, прибывшими от двора Карла Великого и с добавлением filioque в Символ Веры. В 813 г. Феодор отправляется в миссионерское путешествие, проходя по городам и селам и распространяя учение св. Максима Исповедника. Так Феодор доходит до Александрии и там, даже по признанию неприязненно относящегося к его успехам Михаила Сирийца, своими блестящими диспутами с мусульманами завоевал популярность у простого народа: «поскольку он был софист и со своей аргументацией вступал в диспуты с язычниками (т. е. мусульманами), так как он знал язык сарацин, и этим он приводил в изумление простой народ». Из Александрии епископ-миссионер предпринимает путешествие в Армению, чтобы обратить население из монофизитства в Православие, проповедуя и разъясняя богословие св. Максима Исповедника. Около 815 г. он прибывает ко двору багратидского принца Ашота Мцакерта. Несторианский патриарх посылает известного несторианского богослова Нонна Нисибийского для противодействия Абу Курре, и между ними происходит богословский диспут. Связи с Арменией подтверждают и творения самого Феодора; так, по просьбе Иерусалимского патриарха Фомы он написал от его имени уже упоминавшееся христологическое послание к армянам, в другом своем кратком арабском сочинении, он опровергает армянскую богослужебную практику, помимо этого в грузинском переводе существует его небольшая работа против армян. В Армении Абу Курра подвизается в миссионерских трудах примерно до 817 г. После этого происходит его возвращение в Харран, возможно, через Багдад. В 829 г., как повествует несторианская Анонимная Сирийская хроника 1234 г., случилось еще одно примечательное событие, связанное с Абу Куррой: аббасидский халиф ал-Мамун «прибыл в Харран. Феодор, епископ Харрана, называемый Абу Куррой, вошел в спор с ал-Мамуном. Между ними состоялся большой диспут о вере христианской». Это событие произошло на самом закате жизни Феодора, и вскоре после этого он умер. Дата его смерти неизвестна, приблизительно ее полагают около 830 г.