ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ [греч. Εὐάϒριος ὁ Ποντικός] (ок. 345, г. Ивора Понтийская (совр. Сев. Турция) - ок. 399, пустыня Келлии (Египет)), монах, аскетический писатель, богослов. |||Жизнь||| Родился около 345 года в небольшом понтийском городке Ивора, расположенном на севере современной Турции. Отец Евагрия был рукоположен святителем Василием Великим в хорепископа. Евагрий был также принят в клир святителя Василия и рукоположен им во чтеца. После внезапной кончины в 379 году Василия Великого Евагрий покинул Каппадокию и прибыл в Константинополь к епископу Григорию Богослову. Став архиепископом Константинопольским, святитель Григорий Богослов сделал Евагрия своим архидиаконом. Евагрий стал верным помощником и учеником святителя. Об этом свидетельствует сам святитель Григорий Богослов в «Завещании», написанном 31 мая 381 года, где говорит: «Диакону Евагрию, понесшему вместе со мной много трудов и забот, а также во многих обстоятельствах проявившему благоволение ко мне, я выражаю благодарность пред Богом и людьми. Большими воздаяниями отблагодарит его Бог, но, чтобы нам не пренебречь малыми знаками дружбы, я желаю подарить ему одну рубашку, один стихарь, два плаща и тридцать золотых монет». Уклонился от многообещающей церковной карьеры ради монашества: с 383 года сперва в Нитрийской, затем в Келлийской пустыни в Египте. В Келлиях Евагрий оставался вплоть до своей кончины. Духовным отцом его стал преподобный Макарий Египетский, подвизавшийся ещё дальше в глубине пустыни, в Скиту, где Евагрий постоянно навещал его, ища духовного назидания. Около него собрался и круг учеников. Имена по крайней мере двух из них нам известны: это Палладий, автор известного «Лавсаика», и впоследствии епископ Еленопольский, и Ираклид, родом с Кипра, позднее рукоположенный святителем Иоанном Златоустом в епископа Ефесского. Проводя свою жизнь в трудах, молитве, и духовном окормлении паствы, Евагрий завершил свой земной путь в 399 году. |||Экзегетические труды||| Хотя древние биографы Е. П. и историки не сообщают о том, что он писал такого рода сочинения, имеется свидетельство, что Е. П. написал «комментарий (ὑπόμνημα) на Притчи Соломоновы» (Suda. 3365). В XX в. фон Бальтазар впервые обратил внимание на то, что выражение еп. Палладия о сочинении Е. П. «священные книги» (βιβλία ἱερά, по тексту, опубл. в «Патрологии» Миня), отличающемуся от сочинений «Монах» и «Опровергатель» (Pallad. Hist. Laus. 86 // PG. 34. Col. 1194), может обозначать толкования Свящ. Писания (Balthasar. Die Hiera. 1939. S. 86-87). Кроме того, исходя из внутренних критериев (лексики, стиля и учения) он доказал, что немало схолий, сохранившихся в экзегетических катенах и изданных ранее под именем Оригена (напр., Selecta in Psalmos), принадлежат Е. П. (Ibid. S. 90-106, 181-206). Эти доказательства впосл. получили подтверждение в трудах таких исследователей, как Рондо, М. Ришар, Жеэн, изучивших и частью опубликовавших сохранившийся в рукописной традиции оригинальный греч. текст схолий Е. П. (см.: Géhin. 1987. P. 8-9). Небольшая часть экзегетических сочинений Е. П. дошла в сир., арм., копт., араб. и др. древних переводах. Большинство сочинений этой группы имеют форму схолий, напоминающих излюбленный Е. П. жанр «кратких глав». Общее количество схолий Е. П. доходит до 2 тыс. (Ibid. P. 8); в них Е. П., основываясь на оригеновском аллегорическом методе, приводит библейские основания для своего аскетического учения. На сегодняшний день доказано, что Е. П. принадлежат схолии на 4 ветхозаветные «книги премудрости»: «Схолии на псалмы» (Σχόλια εἰς τοὺς Ψαλμούς, Scholia in Psalmos; CPG, N 2455), самое большое сочинение Е. П., состоящее из 1354 схолий; первоначально неполный текст был издан в составе «Избранных толкований на псалмы» (Selecta in Psalmos // PG. 12. Col. 1053-1320, 1368-1369, 1388-1389, 1409-1685) и фрагментов на псалмы (Fragmenta in Psalmos // Pitra. Analecta Sacra. 1884. Vol. 2. P. 444-483; Vol. 3. 1883. P. 1-236, 242-245, 248-364), приписывавшихся Оригену, а также «Толкований на псалмы» (Expositiones in Psalmos // PG. 27. Col. 60-545), приписывавшихся свт. Афанасию Великому. Однако в 1939 г. фон Бальтазар, основываясь на внутренней критике, доктринальных и стилистических сходствах, указал критерии выделения схолий Е. П. из схолий Оригена и свт. Афанасия (Balthasar. Die Hiera. 1939. S. 90-106, 181-189); в 1960 г. Рондо в Ватиканской б-ке обнаружил рукопись X в. (Vat. gr. 754), содержащую полный текст схолий Е. П. (Rondeau. 1960. P. 307-348), а затем еще несколько рукописей, содержащих данный текст; по крайней мере в 2 из них представлена «почти прямая традиция» (Idem. 1982. P. 207-208). По всей вероятности, в этих рукописях содержится полный текст схолий Е. П., общим числом доходящих до 1360 (Ibid. P. 216). Критическое издание готовится (опубл. фрагменты и ключи к выделению схолий Е. П. из прежних изданий: Ibid. P. 121-126, 203-271; таблицы см.: P. 273-336). «Схолии на Притчи» (Σχόλια εἰς τὰς Παροιμίας, Scholia in Proverbia; др. название: Expositio in Proverbia Salomonis // SC. N 340. P. 90-474; CPG, N 2456, 2458. 4), 382 схолии, за небольшими исключениями охватывающие всю Книгу Притчей Соломоновых. На принадлежность этих схолий Е. П. указывает «Лексикон Суда» (Suda. 3365). Рукопись X в. с текстом схолий Е. П. была обнаружена К. Тишендорфом в 1858 г. на о-ве Патмос (Patm. 270) и издана в 1860 г. под именем Оригена (Tischendorf. 1860. P. 76-122). Фон Бальтазар (Balthasar. Die Hiera. 1939. S. 189-202) указал на принадлежность Е. П. ряда схолий на Книгу Притчей, приписывавшихся Оригену (см.: PG. 17. Col. 161-252), Ришар доказал принадлежность Е. П. всех схолий, опубликованных Тишендорфом (Richard. 1966. P. 70). В 1987 г. Жеэн, проведя колляцию рукописей и катен, издал полный критический текст схолий вместе с их сокращенным вариантом (SC. N 340), вошедшим в состав ᾿Επιτομή Прокопия Газского. В Приложении (App. II // SC. N 340. P. 482-489) исследователь опубликовал критическое издание др. текстов Е. П., относящихся к комментариям на Книгу Притчей: ῾Ερμηνεία τῶν Παροιμιῶν (Expositio in Parabolas et in Proverbia Salomonis; CPG, N 2457) - 28 схолий на Притч. 4. 21-5. 19, 13. 15-14. 10, сохранившихся под именем прп. Нила в неизданной греч. рукописи XVI в. и в сир. переводе (Muyldermans. 1952. P. 133-134); 18 схолий на Притч. 30. 15-31, сохранившихся во мн. греч. рукописях в составе др. сочинения Е. П.- «Определения страстей разумной души» (CPG, N 2442) и опубл. ранее: PG. 40. Col. 1266-1268, а также в сир. переводе (Muyldermans. 1952. P. 32-33). «Схолии на Екклесиаста» (Σχόλια εἰς τὸν ᾿Εκκλησιαστήν, Scholia in Ecclesiasten // SC. N 397. P. 58-176; CPG, N 2458. 5). В 1939 г. фон Бальтазар выдвинул предположение о существовании схолий Е. П. на Книгу Екклесиаста, сохранившихся в составе комментария Олимпиодора (Balthasar. Die Hiera. 1939. S. 203-204). Однако впосл. оказалось, что эти предположения были безосновательны: в 1977 г. Жеэн в Национальной б-ке в Париже обнаружил рукопись XI в. (Paris. Coislin. 193), содержавшую полный текст 73 схолий Е. П., а затем в 1979 г. на Афоне еще одну рукопись, XIV в. (Ath. Iver. 555), содержавшую, хотя и неполный, тот же текст схолий, что и в парижской рукописи, и полностью отличавшийся от текста, на который обратил внимание фон Бальтазар (см.: Géhin. 1979. P. 188-198). После продолжительной работы по колляции всех известных рукописей и соответствующих катен Жеэн в 1993 г. опубликовал критическое издание полного текста схолий Е. П. вместе с их сокращенным вариантом, вошедшим в состав ᾿Επιτομή Прокопия Газского (SC. N 397). «Схолии на Иова» (Σχόλια εἰς τὸν ᾿Ιώβ, Scholia in Iob; CPG, N 2458. 2), количеством ок. 190, охватывают Иов 1. 1 - 8. 22; сохранились в катенах (Balthasar. Die Hiera. 1939. S. 204; текст см.: Hagedorn U. und D., hrsg. Die älteren griechischen Katenen zum Buch Hiob. B., 1994. Bd. 1: Einleitung, Prologe und Epiloge, Fragmente zu Hiob 1:1-8:22. (PTS; 40). Подготовка критического издания ведется Жеэном в серии «Sources Chrétiennes». Предположительно в катенах сохранились также др. схолии Е. П.: на книги Бытие, Левит (фрагмент см.: PG. 40. Col. 1264-1266), Числа, Книги Царств (см.: Balthasar. Die Hiera. 1939. S. 203-204; Devreessee. 1928. Col. 1084-1233). Принадлежность Е. П. схолий на Книгу Песни Песней Соломона (Paris. gr. 151) и на Евангелие от Луки (в составе катен Никиты Ираклийского), которые атрибутировал Е. П. фон Бальтазар (Balthasar. 1939. Die Hiera. S. 204), в результате исследования рукописей не подтвердилась (Géhin. 1987. P. 7. Not. 2; P. 65). В 1996 г. в Ватиканской б-ке Жеэн обнаружил греч. рукопись с сочинениями свт. Василия Великого (Vat. gr. 2028, olim Basil. 67), с сохранившимися фрагментами сочинений Е. П., в частности краткими экзегетическими главами, в к-рых он подражает стилю и содержанию «книг премудрости» и к-рые сохранились также в араб. переводе: «В подражание Песни Песней» (Ad imitationem Cantici Canticorum // Géhin. 1996. P. 71-73 (греч.); P. 77 (араб.); CPG, N 2463); «В подражание Екклесиасту» (Ad imitationem Ecclesiastae // Géhin. 1996. P. 76 (араб.); CPG, N 2464); «В подражание Притчам» (Ad imitationem Proverbiorum // Géhin. 1996. P. 78 (араб.); CPG, N 2464а). Впрочем, авторство Е. П. в отношении этих 3 сочинений остается спорным (Guillaumont A. 2004. P. 156). В сир. и арм. рукописной традиции сохранились небольшие фрагменты приписывающихся Е. П. 2 экзегетических сочинений: «О Серафимах» (De Seraphim; CPG, N 2459) - толкование видения прор. Исаии (Ис 6. 2-3) и «О Херувимах» (De Cherubim; CPG, N 2460) (Muyldermans. 1946) - толкование видения прор. Иезекииля (Иез 1. 18 и 10. 12); в копт. экзегетических катенах Е. П. приписывается также «Толкование на молитву Господню» (Expositio in orationem dominicam // Lagarde P., de. Catenae in Evangelia Aegyptiacae quae supersunt. Gött., 1886. P. 13; CPG, N 2461; авторство Е. П. спорно - Guillaumont A. 2004. P. 156). Атрибутируемое Е. П. краткое толкование тетраграмматона и др. ветхозаветных имен Божиих (Εἰς τὸ πιπι // Lagarde P., de. Onomastica sacra. Gött., 1887. P. 229-230; CPG, N 2482) в действительности принадлежит Оригену (CPG, N 1503. 10) и встречается в его схолии к Пс 2. 4 (PG. 12. Col. 1104). |||Критика и осуждение||| Евагрий развивал некоторые неортодоксальные идеи Оригена, за что на Пятом Вселенском Соборе (553 г.) был осуждён вместе с Оригеном как еретик. Осуждение Евагрия было подтверждено Шестым Вселенским собором. Евагрий и все его тексты преданы анафеме на Латеранском Соборе 649 года, также были анафематствованы те, кто не желает анафематствовать и отвергнуть работы в защиту Евагрия. Имя Е. П. стало прочно ассоциироваться с именем и учением Оригена только в VI в., во время 2-й стадии оригенистских споров (ок. 514-553). Так, прп. Варсонофий Великий признает, что в сочинениях Е. П. (в частности, в «Умозрительных главах», цитаты из к-рых у него встречаются) есть следы заблуждений Оригена, но, по его мнению, их тем не менее можно читать для духовной пользы, отделяя пшеницу от плевел (Barsan. Quaest. // PG. 86a. Col. 892-900). Тем не менее его поучения имеются в "Добротолюбии".