Имя священноинока Дорофея связано с его трудом "Цветник". Точно об авторе известно очень мало. Инок Парфений, впоследствии игумен Гуслиц[ко]го монастыря, в посвящении своего списка с Гродненского издания 1790 г., как весьма редкого, моск. митр. Филарету в 1853 г., уверяет его, что священноинок Дорофей жил в начале XVII века, при царе Михаиле Феодоровиче и патр. Филарете Никитиче; в доказательство же, что сочинитель не был раскольником (как полагают некоторые), ссылается на 54 главу Цветника, в которой Дорофей между прочим говорит, что для учреждения правильного общежития следует взять благословенную грамоту от святейшего патриарха. Имя его занесено в старообрядческий «Синодик», где он значится среди «из древле в русских пустынях усопших». В своем «Цветнике», отвлекаясь иногда от жанра поучений, переходит к автобиографическому. Рассказ его о себе выдержан в полном соответствии с агиографическим каноном, по которому пишутся жития преподобных. Живя в миру, видел он множество смертей душевных и телесных. И, страшась неминуемой кончины и вечных мук, мечтал об уединенной жизни и непрестанной молитве. Удалился в общежительный монастырь, а затем – в пустыню, где в течение трех лет так сильно искушаем был от бесов, что некоторые старцы даже считали его сумасшедшим. Наблюдая нестроения в обители и упадок святоотеческого благочестия, решился он написать для назидания братии «малейшую книжицу», которая была бы «уму вместима и объятна». И собрал в ней все, что необходимо знать монаху, начиная с евангельских заповедей и апостольских преданий и кончая бытовыми советами. Например, таким: протапливая келью, выносить угли вон и хорошо выпускать дым, чтобы не угореть во сне. Отец Дорофей к традиционной христианской заповеди о любви к ближнему добавляет «новое нечто». Для него, в частности, «великое поприще и подвиг перед Богом» – выкупить человека, из которого побоями выколачивают долги на правеже. Эта характерная для Древней Руси пытка упоминается в «Цветнике» неоднократно. Даже ноги у инока, подвергающегося бесовским нападкам, по отцу Дорофею, подкашиваются так, словно того бьют на правеже. Возможно, составителю довелось самому подвергнуться этой процедуре. Если принять датировку Цветника началом XVII века, то можно высказать и некоторые предположения касательно личности его автора. В числе русских подвижников того времени известны два, имевших имя Дорофей: Дорофей Югский (+1622) - основатель Югской пустыни близ Рыбинска и Дорофей Радонежский (+1614) - келейник прп. Дионисия, архимандрита Троице-Сергиева монастыря.