Диодор Тарсийский (ок.330–392) [греч] – один из великих эрудитов IV века, руководитель антиохийской богословской школы. Участник собора 381 года в Константинополе и известный борец с арианством. Д.Т. был учителем св. Иоанна Златоуста, Феодора Мопсуетийского и блаженного Феодорита Кирского. Д.Т верно заметил ошибку Аполлинария Лаодикийского в умалении человеческой природы Христа и написал опровергающее сочинение, в котором доказывал, что во Иисусе Христе человеческая природа, как до соединения естеств, так и после соединения, была полной и самостоятельной. Это был большой шаг вперед, но он привел к новой христологической проблеме – проблеме соединения 2–х полных естеств. Через 100 лет после смерти Д.Т. его начали подозревать в исповедании несторианской ереси и потому, вероятно, большая часть его литературного наследия оказалась утраченной. |||Посмертное осуждение||| В эпоху несторианских споров Диодор был причислен к предшественникам Нестория. Связь Диодора с Несторием впервые провозгласил свт. Кирилл Александрийский: "Сего Диодора соделался учеником Несторий" (т. е. почитателем его творений). Вслед за ним обвинение Диодора в несторианстве поддерживали прп. Анастасий Синаит (Hodegos. I 4), Леонтий Византийский , Бардесан , некоторые представители монофизитства (Иоанн Маюмский (Руф), Севир Антиохийский), свт. Фотий. Вместе с тем почитание Диодора несторианами проявилось в изучении и переводе ими его творений на родные языки, в записях истории его жизни (напр., несохранившаяся «История Диодора» Бабая ), в появлении особой партии "диодоритов", в праздновании его памяти вместе с Феодором Мопсуестийским и Несторием (5-я неделя по Просвещении, пятница), в составлении литургии его имени и гимнов в его честь. Несторианские Соборы чтут память Диодора как великого столпа Церкви, вселенского учителя. В несторианском исповедании веры при поставлении в епископы дается клятва верности заветам Диодора. Несторий старался подкреплять свои христологические воззрения ссылками на авторитет знаменитых антиохийских богословов - Диодора и Феодора, у которых он будто бы заимствовал свое учение. Указ имп. Феодосия II после Эфесского Собора 431 об искоренении несторианства был воспринят многими как осуждение не только Нестория, но и тех, кого он называл своими учителями, в т. ч. Диодора. По просьбе некоторых константинопольских и антиохийских монахов свт. Кирилл Александрийский написал сочинение "Против Диодора и Феодора" (431–438) в 3 книгах (первая была посвящена Диодора), сохранившееся до наст. времени во фрагментах, а также послания о них, извещающие императора, свт. Прокла Константинопольского и некоторых др. лиц. В Константинополе послания свт. Кирилла имели успех, и вскоре было дано указание, принуждающее каждого епископа анафематствовать догматы учителей Нестория. Сочинение свт. Кирилла против Диодора и Феодора встретило резкую критику со стороны блж. Феодорита Кирского. В "Апологии в пользу Диодора и Феодора, поборников благочестия" он по пунктам разбирает доводы свт. Кирилла, настаивая на полной православности Диодора. Блж. Феодорит указывал на то, что свт. Кирилл неточно цитирует сочинения Диодора и не всегда использует подлинные его произведения, искажает его взгляды и перетолковывает их ради удобства полемики. В написанных вскоре после появления сочинения блж. Феодорита посланиях к Проклу и Иоанну Антиохийскому свт. Кирилл высказал мысль о необходимости снисходительного отношения к умершим в мире с Церковью. Вероятно, не без влияния свт. Кирилла новый имп. указ прекращал споры о Феодоре, а вместе с ним и о Диодоре. Дискуссии о Диодоре возобновились в связи с монофизитскими спорами. По свидетельству Домна Антиохийского, Евтихий, называя божество и человечество Спасителя одной природой и усвояя спасительное страдание бесстрастному божеству, анафематствовал Диодора и Феодора. Под влиянием монофизитов в 448 году был выпущен императорский указ, направленный против несторианства, вновь вызвавший выступления против Диодора. На Эфесском «разбойничьем» Соборе (449) блж. Феодорит Кирский был осужден, в т. ч. за солидарность в воззрениях с Диодор и Феодором. На этом Соборе впервые была провозглашена анафема Диодору. Марий Меркатор поместил Диодора, как учителя Нестория, в ряду еретиков, после Павла Самосатского, Маркелла Анкирского и Фотина. Ок. 473 года Иаков Саругский анафематствовал Диодора; после него против Диодора стали выступать другие видные монофизиты (Иоанн Маюмский, Севир Антиохийский), они соглашались в том, что Диодор учил об обитании Бога во Христе, признавал двух сынов. В 499 году имп. Анастасий I, склонный считать всех диофизитов несторианами, созвал Собор в Константинополе, на котором с помощью агитации монофизита Филоксена, еп. Иерапольского, анафематствовал в первую очередь Диодора и его творения. Еще одно анафематствование Диодора как виновника несторианства состоялось на Антиохийском Соборе в 508-509 году - это был последний Собор, на котором Диодор был осужден как еретик. Спор о «Трех Главах» (см. V Вселенский Собор), начавшийся при имп. Юстиниане I (544), Диодора не коснулся. |||Сочинения и основные богословские воззрения||| По словам блж. Феодорита, Диодор писал, "черпая потоки учения из Божественного источника, будучи проводником Духа". Свт. Иоанн Златоуст в Похвальном слове в честь Диодора сравнивал его язык с землей обетованной: "...это - язык, текущий молоком и медом (Исх 3, 8)... Когда я представляю приятность слов, то называю голос его лирой, а когда представляю силу, то - некоторой воинской трубой, такой, какую имели иудеи, когда разрушали стены Иерихона". Сведения о многочисленных и разнообразных сочинениях Диодора содержатся в «Лексиконе Суды» (выписки из «Церковной истории» Феодора Чтеца), в творениях древнецерковных писателей , в библиотеке И. Ассемани , у несторианских историков. Большая часть творений Диодора Тарсийского утрачена: многие его сочинения уничтожались арианами, а также истреблялись в эпоху борьбы с несторианством. Из всего корпуса творений, за исключением толкования на псалмы, сохранились лишь фрагменты. Согласно Леонтию Византийскому, в несторианской среде попытки сохранить сочинения Диодора предпринимались путем приписывания их авторитетным отцам Церкви. Имя Диодора было созвучно с именем Феодора Мопсуестийского и часто с ним смешивалось, так же как и с именами Дидима Слепца, блж. Феодорита и т. п., как переписчиками, так и первыми издателями. |||Экзегетические||| С именем Диодора Тарсийского связано окончательное развитие антиохийского историко-грамматического метода толкования Свящ. Писания. Согласно Леонтию Византийскому, Диодор написал толкования на все книги Ветхого и Нового Завета. Несторианские источники повторяют это известие, делая исключение только для Книги Руфь. В «Лексиконе Суды» упоминается трактат Диодора «Τίς διαφορὰ θεωρίας καί ἀλληγορίας» (О различии между созерцанием и аллегорией). Несмотря на то что он полностью утрачен, его название указывает на герменевтические принципы автора. По характеристике свящ. Н. Фетисова, созерцание в понимании Диодора Тарсийского - это исследование содержащегося в Свящ. Писании типологически-мессианского смысла «путем тщательного предварительного рассмотрения историко-грамматического простого, или буквального, смысла»; аллегория же — исследование типологического смысла «на произвольных основаниях». Сократ Схоластик и Созомен свидетельствуют, что Диодор толковал Свящ. Писание буквально, выясняя простой смысл и избегая умозрения и иносказания. «Исторический смысл мы предпочитаем аллегорическому»,— писал Диодор. Более высокий смысл предполагает первый, «добавляется» к нему, не разрушая. Этот превосходящий смысловой уровень Диодор называет «созерцанием» (θεωρία) и противопоставляет его «аллегории» (ἀλληγορία) александрийцев: «Исторический смысл (ίστορία) не противоположен превосходящему созерцанию (ὑψηλοτέρα Θεωρία) , напротив, он служит основанием и опорой более высоким мыслям. Следует только остерегаться видеть в созерцании ниспровержение подлежащего (ἀνατροπὴ τἢςὑπκψένου) , что будет уже не созерцанием, но аллегорией. Ибо то, что говорится вопреки тексту, является не созерцанием, но аллегорией».