Арефа, архиепископ Кесарии Каппадокийской, родился около 850 (занял кафедру ранее 902). Происходил, по-видимому, из знатной и богатой семьи. До 886 г. переехал из Греции в Константинополь. Возможно, был учеником Патриарха – свт. Фотия, хотя точных указаний на этот счет нет. В 80-х гг. IX в. Арефа начал собирать коллекцию рукописей. До 895 г. рукоположен во диакона. В начале 901 г. Арефа предстал перед судом по обвинению в безбожии, хотя о подлинных причинах его преследования источники не говорят прямо: возможно, он был замешан в заговоре против императора Льва VI Мудрого. Оправданный за отсутствием улик, Арефа вскоре стал придворным ритором при дворе императора Льва VI, составлял похвальные слова, обращенные к императору, и слова на церковные праздники. До 902 г. Арефа стал архиепископом Кесарии Каппадокийской, заняв одну из самых значимых кафедр в церковной иерархии Константинопольского Патриархата (архиепископ Кесарии традиционно носил титул первопрестольного – первого среди митрополитов). В 905–906 гг. Арефе была поручена миссия освящения храмов в Греции, пострадавших от набегов арабов в 904 г. Когда в 906 г. в среде византийского клира начались разногласия по поводу 4-го брака императора Льва VI, Арефа последовательно выступал против запрещенного канонами брака императора и критиковал действия Патриарха Николая I Мистика, который пытался, руководствуясь принципом икономии, не допустить раскола в Церкви. Этим событиям посвящены многие полемические произведения Арефы. После того как Николай Мистик, в конце концов отказавшийся признать 4-й брак императора, был смещен с Патриаршего престола (1 февраля 907) и сослан, Арефа также был отправлен на некоторое время в ссылку во Фракию. Однако вскоре он был возвращен в Константинополь, согласился признать 4-й брак Льва VI и примкнул к новому Патриарху Евфимию I. После смерти Льва VI императором стал его брат Александр (11 мая 912–6 июня 913). Патриарх Евфимий был смещен с престола, который занял возвращенный из ссылки Патриарх Николай. Арефа продолжал относиться к нему резко враждебно, и их примирение состоялось лишь после 921 г. В «Надгробном слове Патриарху Евфимию» Арефа превозносит Патриарха Евфимия и позволяет себе резкие выпады против императора Александра. Между 920 и 922 гг. Арефа по поручению правившего в то время империей Романа I Лакапина составил послание эмиру Дамаска с изложением некоторых догматов христианской веры. Последним, дошедшим до настоящего времени, сочинением Арефы является его письмо с одобрением избрания на Патриарший престол 16-летнего Феофилакта, младшего сына императора Романа Лакапина. Вероятно, вскоре после этого Арефа скончался. Арефа составил «Толкование на Апокалипсис», в котором он использует труды Андрея Кесарийского и Икумения. Не сохранились написанные Арефой анакреонтические стихи, посвященные Патриарху Фотию, празднику обновления Новой церкви в Константинополе и т. д. По предположению Й. Кодера, Арефа является автором т. н. «Монемвасийской хроники», повествующей об основании г. Монемвасии и о событиях, происходивших на Пелопоннесе в конце VI–начале IX в. Из собрания рукописей, принадлежащих Арефе, сохранились рукописи Евклида, Платона, Аристотеля, Элия Аристида, сочинения раннехристианских апологетов, Лукиана, догматических сочинений, Номоканона XIV титулов. На полях некоторых рукописей Арефа своей рукой делал замечания, и они являются одними из древнейших автографов, сохранившихся до настоящего времени. Также известны схолии Арефы на Священное Писание, на письма и «Амфилохии» Патриарха Фотия Константинопольского.