Аполлинарий, (ок. 310 - ок. 390) епископ Лаодикийский, богослов, экзегет, предшественник монофизитства. Родился в сирийском городе Лаодикия, в семье пресвитера (Аполлинария Старшего). Получил хорошее классическое образование. Около 360 года стал епископом родного города. Подвергался преследованиям со стороны ариан. Аполлинарий был другом святителя Афанасия Великого и состоял в переписке со святителем Василием Великим. Как экзегет Аполлинарий следовал методу александрийской школы экзегезы. В 370-х гг. стал выражать взгляды, которые вскоре вызвали осуждение. Аполлинарий пришел к заключению, что человеческий разум Христа Спасителя был замещен Разумом Божественным. "Если бы Господь, - писал Аполлинарий, - принял все, то, без сомнения, имел и человеческие помыслы; в человеческих же помыслах невозможно не быть греху". Тем самым Аполлинарий посягал на учение о Богочеловечестве Спасителя. Его аргументация уже содержала в себе зерно монофизитства. Однако, как замечает Болотов, "по чистоте жизни он представлял одно из светлых явлений на Востоке, поэтому и православные долго оставались в дружеских отношениях с ним, хотя чистота догматических воззрений его была уже омрачена". Христологическое учение А.Л. выражается формулой: "Христос есть Логос в человеческой оболочке". Однако эта формула скрывает в себе возможность сделать выводы как несторианские, так и монофизитские. Получается, что божественная душа и человеческое тело во Христе, по существу, разделены, и это – несторианство. С другой стороны, отвергается человеческая природа разумно–волевой части души, и это – монофизитство. |||Оба эти выводы, которые могли бы быть сделаны из учения А.Л., были осуждены сначала на Римском Соборе 377 г. при папе Дамасе, а затем на II Вселенском Соборе 381 г. ||| По свидетельству блж. Иеронима, Аполлинарий много писал на библейские темы [1]. Уцелели лишь фрагменты его книг [2]. В период, когда имп. Юлиан Отступник запретил христианам изучать классическую литературу, Аполлинарий создал стихотворное переложение священной истории от начала мира до времен Саула по образцу Гомеровых поэм [3]. Сохранились отрывки из его многочисл. библейских катен. Писал он также комментарии на Ис, Ос, Еккл, Мф, Гал, Еф. Из имеющихся фрагментов явствует, что Аполлинарий интересовался больше догматическими вопросами, нежели вопросами исторической и филологической экзегезы, которые были подняты александрийской и антиохийской школами. [1] О знаменитых мужах, 104 [2] Migne. PG, t. 33 [3] Созомен, Церк. история, V. 18