Змей, дракон, крокодил - Библейская энциклопедия Брокгауза БИБЛИЯ онлайн.

Змей, дракон, крокодил

Змей, дракон, крокодил: 1) евр. слово танним (в Септуагинте - "дракон"), передаваемое в Синод. пер. как "змей", "дракон" или "крокодил", обозначает, как правило, морское чудовище (13 Ты расторг силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев в воде;Пс. 73:13; 3 Говори и скажи: так говорит Господь Бог: вот, Я - на тебя, фараон, царь Египетский, большой крокодил, который, лежа среди рек своих, говоришь: "моя река, и я создал ее для себя".Иез. 29:3; 2 сын человеческий! подними плач о фараоне, царе Египетском, и скажи ему: ты как молодой лев между народами и как чудовище в морях, кидаешься в реках твоих, и мутишь ногами твоими воды, и попираешь потоки их.Иез. 32:2). Почти идентичное значение имеют слова левиафан и Раав (2). Слово танним встречается в 21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.Быт. 1:21, 12 Разве я море или морское чудовище, что Ты поставил надо мною стражу?Иов. 7:12, 7 Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны,Пс. 148:7 (в Синод. пер. - "рыбы"), а в 6 И дикие ослы стоят на возвышенных местах и глотают, подобно шакалам, воздух; глаза их потускли, потому что нет травы.Иер. 14:6 словом танним названы шакалы. В 9 если фараон скажет вам: сделайте [знамение или] чудо, то ты скажи Аарону [брату твоему]: возьми жезл твой и брось [на землю] пред фараоном [и пред рабами его], - он сделается змеем.Исх. 7:9 и след., 12 каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы.Исх. 7:12; 33 вино их яд драконов и гибельная отрава аспидов.Втор. 32:33 и 13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.Пс. 90:13, вероятно, имеются в виду ядовитые змеи. В мифологии, и особенно в мифах о сотворении мира, важную роль играет дракон, олицетворяющий силу, враждебную одному из богов или верховному божеству. Так, и в ВЗ дракон (крокодил) символизирует ярость фараона (3 Говори и скажи: так говорит Господь Бог: вот, Я - на тебя, фараон, царь Египетский, большой крокодил, который, лежа среди рек своих, говоришь: "моя река, и я создал ее для себя".Иез. 29:3; 2 сын человеческий! подними плач о фараоне, царе Египетском, и скажи ему: ты как молодой лев между народами и как чудовище в морях, кидаешься в реках твоих, и мутишь ногами твоими воды, и попираешь потоки их.Иез. 32:2), Навуходоносора (34 Пожирал меня и грыз меня Навуходоносор, царь Вавилонский; сделал меня пустым сосудом; поглощал меня, как дракон; наполнял чрево свое сластями моими, извергал меня.Иер. 51:34), а также любую силу, выступающую против Господа и стремящуюся уничтожить Божий народ (Израиль). В 13 Ты расторг силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев в воде;Пс. 73:13 тоже улавливается мотив борьбы с чудовищами. В ВЗ указывается на то, что драконы (танним) были сотворены Богом (21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.Быт. 1:21, в Синод. пер. - "рыбы"), поэтому они не божества, а Божьи творения (здесь употреблен евр. глагол бара, обозначающий Божье творение из ничего). В Пс. 103 о левиафане говорится следующее: "Этот левиафан, которого Ты сотворил играть в море..."; т.о., чудовища явно рассматриваются как творения Бога, полностью находящиеся в Божьей власти. "Огненное чудовище" Змея (I,6); 2) в НЗ дракон, или древний змей, фигурирует как образ сатаны. Это свирепое чудовище получит власть над всей землей, но в конце концов оно будет сковано и брошено в бездну (3 И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим.Откр. 12:3 и след.; 13 И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам:Откр. 16:13; 2 Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет,Откр. 20:2,3).