Зло, злоба, злобный - Библейская энциклопедия Брокгауза БИБЛИЯ онлайн.

Зло, злоба, злобный

Зло, злоба, злобный. Эти понятия не обозначают определ. человеч. свойство или качество, они, скорее, выражают внутр., враждебную Богу позицию, проявляющуюся во всех областях жизни. Добро и З. - два полюса, между к-рыми человек должен сделать выбор. В самом начале истории человек познал добро и З. (1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?Быт. 3:1 и след.), проявив непослушание Богу, но и теперь он не в состоянии творить добро собств. силами (Грех): 1) Бог сотворил мир совершенной гармонии, согласия и свободы, в к-ром все подчинялось Его праведной воле. И творение это, по мнению Господа, было "хорошо весьма" (31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.Быт. 1:31). Бог не желал миру З. и не создавал его (об этом говорится в Быт. 3 - ср., однако, 6 дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме Меня; Я Господь, и нет иного.Ис. 45:6 и след.). Этому утверждению соответствуют библ. высказывания о бренности всего злого (см. 5 ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой;Пс. 5:5; 17 Но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них.Пс. 33:17; 9 ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю.Пс. 36:9; 12 Человек злоязычный не утвердится на земле; зло увлечет притеснителя в погибель.Пс. 139:12; 20 потому что злой не имеет будущности, - светильник нечестивых угаснет.Притч. 24:20; 29 И освобожу вас от всех нечистот ваших, и призову хлеб, и умножу его, и не дам вам терпеть голода.30 И умножу плоды на деревах и произведения полей, чтобы вперед не терпеть вам поношения от народов из-за голода.31 Тогда вспомните о злых путях ваших и недобрых делах ваших и почувствуете отвращение к самим себе за беззакония ваши и за мерзости ваши.32 Не ради вас Я сделаю это, говорит Господь Бог, да будет вам известно. Краснейте и стыдитесь путей ваших, дом Израилев.33 Так говорит Господь Бог: в тот день, когда очищу вас от всех беззаконий ваших и населю города, и обстроены будут развалины,Иез. 36:29-33), об уничтожении З. (дьявола) и об окончат. отделении З. от добра (49 Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных,Мф. 13:49 и след.; 10 а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков.Откр. 20:10, 14 и след.); 2) полная гармония предполагала, что человек, как высшее и разумнейшее из Божьих созданий, будет придерживаться пути истинного не в силу естеств. необходимости, а руководствуясь добровольным послушанием (17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.Быт. 2:17), т.к. создан по образу Божьему (27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.Быт. 1:27). Поэтому человеку был предоставлен свободный выбор между смирением и непослушанием в виде запрета, преступить к-рый его никто не понуждал. В Быт. 3 (в гл. 3-11 речь идет о грехе, само же слово "грех" впервые встречается в гл. 4) впервые говорится о существовании З., но не сообщается о его происхождении. Оно просто существует как данность, и из Быт. 3 становится очевидно, что происходит оно не от Бога, т.к. все сотворенное Богом было "хорошо весьма". Далее З. связывается с личностью, к-рая получает имя "лукавый" (19 ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его - вот кого означает посеянное при дороге.Мф. 13:19; 16 а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;Еф. 6:16; 13 Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца.1 Ин. 2:13 и след.; 18 Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему.1 Ин. 5:18). Но и здесь сведения о происхождении "лукавого" отсутствуют; 3) лукавый - это дьявол [от греч. диаболос], сеющий раздор и смуту. Этим и определяется сущность З. Все, что нарушает Божий порядок и мешает планам Господа, есть З., а силой, подталкивающей к подобному нарушению, является злоба и сопротивление Божьей воле. Т.о., З. - это любое существо или явление, от к-рых исходит противление Богу (34 И Господь [Бог] услышал слова ваши, и разгневался, и поклялся, говоря:Втор. 1:34 и след.; 10 Этот негодный народ, который не хочет слушать слов Моих, живет по упорству сердца своего и ходит во след иных богов, чтобы служить им и поклоняться им, будет как этот пояс, который ни к чему не годен.Иер. 13:10; 2 Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания,Флп. 3:2; 3 Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели,2 Фес. 2:3 и след.). Но злоба - это не только стремление противодействовать исполнению Божьего плана спасения, это восстание против Бога, покушение на Божье владычество. Тем самым, З. - не просто пассивный "противник": злые силы постоянно хотят завладеть Божьей собственностью. При этом З., "духи злобы" (12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.Еф. 6:12), стремятся к воплощению (32 Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.Лк. 8:32; 24 Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел;25 и, придя, находит его выметенным и убранным;26 тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, - и бывает для человека того последнее хуже первого.Лк. 11:24-26 - Одержимость). По примеру воплощения Духа Божьего в христ. Церкви, З. тоже стремится обрести телесную форму (3 укрой меня от замысла коварных, от мятежа злодеев,Пс. 63:3). В евр. тексте этого стиха употреблено то же слово - сод, к-рое обычно служит для обозначения "совета" народа Божьего (9 И будет рука Моя против этих пророков, видящих пустое и предвещающих ложь; в совете народа Моего они не будут, и в список дома Израилева не впишутся, и в землю Израилеву не войдут; и узнаете, что Я Господь Бог.Иез. 13:9), "сонма" святых (8 Страшен Бог в великом сонме святых, страшен Он для всех окружающих Его.Пс. 88:8) и даже "совета" Господа (18 Ибо кто стоял в совете Господа и видел и слышал слово Его? Кто внимал слову Его и услышал?Иер. 23:18, 22); в 1 Аллилуия. Славлю [Тебя], Господи, всем сердцем [моим] в совете праведных и в собрании.Пс. 110:1 "совет" праведных отождествляется с общиной; 4) З. стремится распространяться. Лукавый (сатана) и злые люди не удовлетворяются отрицанием божеств. порядка для самих себя, они хотят разрушить его в человеч. теле (20 И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.21 И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства;22 и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.Мк. 9:20-22; 16 сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?Лк. 13:16), в браке (5 Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.1 Кор. 7:5), в вопросах собственности (1 Горе замышляющим беззаконие и на ложах своих придумывающим злодеяния, которые совершают утром на рассвете, потому что есть в руке их сила!Мих. 2:1) и в человеч. отношениях (28 Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло.Притч. 15:28; 4 Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного.Притч. 17:4; 9 берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль: "приближается седьмой год, год прощения", и чтоб оттого глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему, и ты не отказал ему; ибо он возопиет на тебя к Господу, и будет на тебе [великий] грех;Втор. 15:9; 16 И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут.Ис. 9:16). Любое проявление Божьей воли возмущает их, и они прилагают все силы, чтобы воспрепятствовать ее исполнению (Иов. 1-2; 10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.Мф. 5:10; 14 Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев,15 которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся,16 которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и через это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца.1 Фес. 2:14-16). С тех пор как через человека З. проникло в мир (12 Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили.Рим. 5:12), оно стремится оспорить права Творца на этот мир. В Библии говорится о "лукавом веке" (4 Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего;Гал. 1:4; ср. 19 Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле.1 Ин. 5:19), об оскверненной лукавством земле (2 Подними глаза твои на высоты и посмотри, где не блудодействовали с тобою? У дороги сидела ты для них, как Аравитянин в пустыне, и осквернила землю блудом твоим и лукавством твоим.Иер. 3:2; ср. 20 и какова земля, на которой он живет, хороша ли она или худа? и каковы города, в которых он живет, в шатрах ли он живет или в укреплениях?Чис. 13:20), о злых зверях (20 пойдем теперь, и убьем его, и бросим его в какой-нибудь ров, и скажем, что хищный зверь съел его; и увидим, что будет из его снов.Быт. 37:20, в Синод. пер. - "хищный"; 6 пошлю мир на землю [вашу], ляжете, и никто вас не обеспокоит, сгоню лютых зверей с земли [вашей], и меч не пройдет по земле вашей;Лев. 26:6, - Синод. пер. - "лютый"), злом и лукавом времени (19 не будут они постыжены во время лютое и во дни голода будут сыты;Пс. 36:19, - Синод. пер. - "лютое"; 16 дорожа временем, потому что дни лукавы.Еф. 5:16). Взбунтовавшийся человек утратил общение с Богом и оказался во власти болезней и смерти (24 Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?Рим. 7:24); 5) до грехопадения дьявол не имел в мире достаточной власти, чтобы самостоят. разрушить Божий порядок. Не имеет он власти и в Церкви Христовой: его действия, направленные против апостолов Иисуса и Его Церкви, обречены на неудачу благодаря присутствию в Церкви Самого Христа. Дьявол достигает своей цели лишь в том случае, если ему удается совратить членов Церкви к непослушанию, т.е. к противлению Богу (см. 14 Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего.Рим. 5:14; 1 Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола,2 и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.3 И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.4 Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.5 Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма,6 и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.7 Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.8 Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их,9 и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.10 Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.11 Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.Мф. 4:1-11 и парал. места). Именно поэтому Библия постоянно предостерегает против искусителя; 6) З. страшится быть узнанным, поэтому оно скрывается (3 Глас Господень над водами; Бог славы возгремел, Господь над водами многими.Пс. 28:3; 13 Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых.14 И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света,15 а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их.2 Кор. 11:13-15) и действует "в глубине" и "в темноте" (15 Горе тем, которые думают скрыться в глубину, чтобы замысл свой утаить от Господа, которые делают дела свои во мраке и говорят: "кто увидит нас? и кто узнает нас?"Ис. 29:15; 12 И сказал мне: видишь ли, сын человеческий, что делают старейшины дома Израилева в темноте, каждый в расписанной своей комнате? ибо говорят: "не видит нас Господь, оставил Господь землю сию".Иез. 8:12; 19 Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;Ин. 3:19 и след.). Но Иисус Христос Своим Вторым пришествием уничтожит тьму (8 И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего2 Фес. 2:8); 7) для совращения человека к З. недостаточно нарушения Божьей заповеди по неведению; поэтому искуситель намеренно расспрашивает Еву о запрете Бога (1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?Быт. 3:1). Чтобы искушаемый стал виновным, в нем пробуждают желание, к-рое толкает его на непослушание Богу (7 Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай.Рим. 7:7 и след.; 14 но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью;Иак. 1:14); 8) осознание З. приходит не в результате долгих размышлений и поучений, а благодаря голосу совести, к-рый дает о себе знать после совершения греховного поступка (24 И сказал Саул Самуилу: согрешил я, ибо преступил повеление Господа и слово твое; но я боялся народа и послушал голоса их;1 Цар. 15:24; 13 И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь;2 Цар. 12:13; 3 Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам,Мф. 27:3 и след.). "Отягощенная" совесть служит человеку предостережением; 9) З. кроется в самом человеке (5 И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время;Быт. 6:5; 9 берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль: "приближается седьмой год, год прощения", и чтоб оттого глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему, и ты не отказал ему; ибо он возопиет на тебя к Господу, и будет на тебе [великий] грех;Втор. 15:9; 48 Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой,Мф. 24:48; 14 но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью;Иак. 1:14 и след.; 14 Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину.Иак. 3:14; 1 Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?Иак. 4:1 и след.). Страх говорит об осознании человеком своих грехов (10 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.Быт. 3:10; 9 Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина!Рим. 2:9). Человеч. сердце слишком привязано к З. (21 Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства,Мк. 7:21). Лишь в результате искреннего отречения от З. (101 От всякого злого пути удерживаю ноги мои, чтобы хранить слово Твое;Пс. 118:101; 24 и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный.Пс. 138:24; 5 Вам говорили: "обратитесь каждый от злого пути своего и от злых дел своих и живите на земле, которую Господь дал вам и отцам вашим из века в век;Иер. 25:5; 22 Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего;Деян. 8:22) и полного очищения (14 Смой злое с сердца твоего, Иерусалим, чтобы спастись тебе: доколе будут гнездиться в тебе злочестивые мысли?Иер. 4:14) Кровью Христовой (14 то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!Евр. 9:14), а также замены "сердца каменного" (26 И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное.Иез. 36:26) живым, сотворенным Богом заново (12 Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.Пс. 50:12) можно разорвать узы, связывающие человека со З., и отвратить его от греха (1 Не ревнуй злым людям и не желай быть с ними,Притч. 24:1). В противном случае человек подвергается Божьему суду за злые поступки либо сразу (16 И произнесу над ними суды Мои за все беззакония их, за то, что они оставили Меня, и воскуряли фимиам чужеземным богам и поклонялись делам рук своих.Иер. 1:16), либо "при кончине века" (49 Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных,Мф. 13:49). Придет время, когда отречься от З. будет уже невозможно; в Библии об этом времени говорится: "Неправедный пусть еще делает неправду" (11 Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще.Откр. 22:11); 10) Иисус Христос, Своей смертью и воскресением победивший З., не только искупил человеч. грехи (20 и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное.Кол. 1:20), но и принес людям освобождение от власти злых сил. Поэтому апостолы требуют от христиан отказаться от злобы (1 Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие,1 Пет. 2:1; 21 Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души.Иак. 1:21) и побеждать З. добром (21 Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.Рим. 12:21). Людям, преуспевающим во З. (13 Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.2 Тим. 3:13), христиане должны противопоставить добрые дела (14 твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла.Евр. 5:14) и свою истинную веру; 11) до полного искоренения З. (10 а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков.Откр. 20:10) христианину еще предстоит оружием веры бороться против поколебленных сил З. (16 а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;Еф. 6:16). Понимая, что его враги - нечеловеч., нечестивые силы, "духи злобы" и "мироправители тьмы" (12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.Еф. 6:12), христианин до самой смерти будет снова и снова обращаться к Господу с просьбой: "Избавь нас от лукавого" (13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.Мф. 6:13), и тогда верою в "Его Царство" он в этой битве познает силу и славу Бога (33 Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир.Ин. 16:33). Христианин знает, что умер для греха (6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;7 ибо умерший освободился от греха.8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,Рим. 6:6-8), но он должен подтверждать это знание, всегда поступая в жизни, как умерший для греха, ибо то, что уже стало для него реальностью, должно осуществляться вновь и вновь.