Жертва потрясания - Библейская энциклопедия Брокгауза БИБЛИЯ онлайн.

Жертва потрясания

Жертва потрясания I. При приношении различных жертв отдельными их частями потрясали пред Господом, т.е., взяв в руки, трясли ими в воздухе. Согл. 27 и положил все это на руки Аарону и на руки сынам его, и принес это, потрясая пред лицем Господним;28 и взял это Моисей с рук их и сжег на жертвеннике со всесожжением: это жертва посвящения в приятное благоухание, это жертва Господу.29 И взял Моисей грудь и принес ее, потрясая пред лицем Господним: это была доля Моисеева от овна посвящения, как повелел Господь Моисею.Лев. 8:27-29; 19 и возьмет священник сваренное плечо овна и один пресный пирог из корзины и одну пресную лепешку, и положит на руки назорею, после того, как острижет он голову назорейства своего;Чис. 6:19 и след., священник, по-видимому, клал определ. часть жертвы на руки тому, кто ее приносил, брал его за руки и двигал ими; из описания не ясно, были ли это движения из стороны в сторону или вверх и вниз. Потрясаемые т.о. куски жертвы впоследствии принадлежали священнику (исключение: посвящение Аарона в 27 и освяти грудь приношения, которая потрясаема была и плечо возношения, которое было возносимо, от овна вручения, который для Аарона и для сынов его, -Исх. 29:27 и след.; 25 И взял [Моисей] тук и курдюк и весь тук, который на внутренностях, и сальник на печени, и обе почки и тук их и правое плечо;26 и из корзины с опресноками, которая пред Господом, взял один опреснок и один хлеб с елеем и одну лепешку, и возложил на тук и на правое плечо;27 и положил все это на руки Аарону и на руки сынам его, и принес это, потрясая пред лицем Господним;28 и взял это Моисей с рук их и сжег на жертвеннике со всесожжением: это жертва посвящения в приятное благоухание, это жертва Господу.29 И взял Моисей грудь и принес ее, потрясая пред лицем Господним: это была доля Моисеева от овна посвящения, как повелел Господь Моисею.Лев. 8:25-29), к-рому вместе с семьей разрешалось есть Ж.П. на ритуально чистом месте (14 и грудь потрясания и плечо возношения ешьте на чистом месте, ты и сыновья твои и дочери твои с тобою, ибо это дано в участок тебе и в участок сынам твоим из мирных жертв сынов Израилевых;Лев. 10:14). Т.о., употребление Ж.П. в пищу не было привязано к святилищу, как при жертве за грех и при хлебном приношении. Потрясание, вероятно, призвано было выражать тот факт, что эти части жертвы, к-рые внешне просто переходили из владения жертвователя во владение священника, в действительности приносились в жертву Богу, Который затем оставлял их священнику. Ж.П. приносили в след. случаях: 1) при посвящении в священники. При посвящении Аарона, когда роль священника при принесении жертвы исполнял Моисей, для обряда потрясания пред Господом и послед. сожжения использовались тук, т.е. жир (курдюк, жир с внутренностей; Тук, Овен, I, 1), и правое плечо (Жертва) овна (т.е. барана) посвящения и, кр. того, один опреснок, один хлеб с оливковым маслом и одна лепешка. Грудь барана, после потрясания ею пред Господом, была долей Моисея, исполнявшего обязанности священника (22 И возьми от овна тук и курдюк, и тук, покрывающий внутренности, и сальник с печени, и обе почки и тук, который на них, правое плечо [потому что это овен вручения священства],23 и один круглый хлеб, одну лепешку на елее и один опреснок из корзины, которая пред Господом,24 и положи всё на руки Аарону и на руки сынам его, и принеси это, потрясая пред лицем Господним;25 и возьми это с рук их и сожги на жертвеннике со всесожжением, в благоухание пред Господом: это жертва Господу.26 И возьми грудь от овна вручения, который для Аарона, и принеси ее, потрясая пред лицем Господним, - и это будет твоя доля;Исх. 29:22-26; 25 И взял [Моисей] тук и курдюк и весь тук, который на внутренностях, и сальник на печени, и обе почки и тук их и правое плечо;26 и из корзины с опресноками, которая пред Господом, взял один опреснок и один хлеб с елеем и одну лепешку, и возложил на тук и на правое плечо;27 и положил все это на руки Аарону и на руки сынам его, и принес это, потрясая пред лицем Господним;28 и взял это Моисей с рук их и сжег на жертвеннике со всесожжением: это жертва посвящения в приятное благоухание, это жертва Господу.29 И взял Моисей грудь и принес ее, потрясая пред лицем Господним: это была доля Моисеева от овна посвящения, как повелел Господь Моисею.Лев. 8:25-29). Не совсем ясно, почему в данном случае было сожжено плечо барана, к-рое обычно вместе с грудью составляло долю священника. Объяснение этому, возм., содержится в 27 и освяти грудь приношения, которая потрясаема была и плечо возношения, которое было возносимо, от овна вручения, который для Аарона и для сынов его, -Исх. 29:27 и след.: грудь и плечо барана при посвящении Аарона необходимо было раз и навсегда освятить священникам как их долю; тогда мы можем предположить, что при всех последующих посвящениях в священники обе эти части получал действующий священник; 2) при приношении мирной жертвы потрясали жиром и грудью барана, а иногда, видимо, и плечом. Жир сжигали, а две остальные части доставались священнику (22 И возьми от овна тук и курдюк, и тук, покрывающий внутренности, и сальник с печени, и обе почки и тук, который на них, правое плечо [потому что это овен вручения священства],23 и один круглый хлеб, одну лепешку на елее и один опреснок из корзины, которая пред Господом,24 и положи всё на руки Аарону и на руки сынам его, и принеси это, потрясая пред лицем Господним;25 и возьми это с рук их и сожги на жертвеннике со всесожжением, в благоухание пред Господом: это жертва Господу.26 И возьми грудь от овна вручения, который для Аарона, и принеси ее, потрясая пред лицем Господним, - и это будет твоя доля;27 и освяти грудь приношения, которая потрясаема была и плечо возношения, которое было возносимо, от овна вручения, который для Аарона и для сынов его, -28 и будет это Аарону и сынам его в участок вечный от сынов Израилевых, ибо это - возношение; возношение должно быть от сынов Израилевых при мирных жертвах [сынов Израилевых], возношение их Господу.Исх. 29:22-28; 29 скажи сынам Израилевым: кто представляет мирную жертву свою Господу, тот из мирной жертвы часть должен принести в приношение Господу;30 своими руками должен он принести в жертву Господу: тук с грудью должен он принести [и сальник на печени], потрясая грудь пред лицем Господним;31 тук сожжет священник на жертвеннике, а грудь принадлежит Аарону и сынам его;32 и правое плечо, как возношение, из мирных жертв ваших отдавайте священнику:33 кто из сынов Аароновых приносит кровь из мирной жертвы и тук, тому и правое плечо на долю;34 ибо Я беру от сынов Израилевых из мирных жертв их грудь потрясания и плечо возношения, и отдаю их Аарону священнику и сынам его в вечный участок от сынов Израилевых.Лев. 7:29-34; 18 И заколол вола и овна, которые от народа, в жертву мирную; и сыны Аарона поднесли ему кровь, и он покропил ею на жертвенник со всех сторон;19 поднесли и тук из вола, и из овна курдюк, и [тук] покрывающий [внутренности], почки и сальник на печени,20 и положили тук на грудь, и он сжег тук на жертвеннике;21 грудь же и правое плечо принес Аарон, потрясая пред лицем Господним, как повелел Моисей.Лев. 9:18-21). При мирной жертве назорея, обет к-рого закончился, священник, кр. того, получал сварен. плечо барана, пресный пирог и пресную лепешку после потрясания ими пред лицем Господа (19 и возьмет священник сваренное плечо овна и один пресный пирог из корзины и одну пресную лепешку, и положит на руки назорею, после того, как острижет он голову назорейства своего;Чис. 6:19 и след.; см. также 3 Вот что должно быть положено священникам от народа, от приносящих в жертву волов или овец: должно отдавать священнику плечо, челюсти и желудок;Втор. 18:3); 3) на второй день праздника Опресноков (Пасха, III, 2) потрясали первым снопом как начатком нового урожая (10 объяви сынам Израилевым и скажи им: когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику;Лев. 23:10, 11; в Синод. пер. - "возносили сноп пред Господом", ср. 15 Отсчитайте себе от первого дня после праздника, от того дня, в который приносите сноп потрясания, семь полных недель,Лев. 23:15); 4) в праздник Седмиц в качестве Ж.П. приносили двух агнцев мирной жертвы и два хлеба первого плода (17 от жилищ ваших приносите два хлеба возношения, которые должны состоять из двух десятых частей ефы пшеничной муки и должны быть испечены кислые, как первый плод Господу;Лев. 23:17, 19, 20); 5) при принесении жертвы повинности (один баран и оливковое масло) исцелившимся от проказы (12 и возьмет священник одного овна, и представит его в жертву повинности, и лог елея, и принесет это, потрясая пред Господом;Лев. 14:12, 21 и след.) потрясали целым животным, перед тем как заколоть его.