Время

Время I: 1) одно из важнейших библ. понятий, связ. с идеей В., выражено греч. словом эон, к-рое может обозначать как вечность в значении "бесконечность", так и особо продолжит. отрезок В. Значение этого слова в каждом конкретном случае выступает из контекста, но очевидно, что в отношении Самого Бога (33 И насадил [Авраам] при Вирсавии рощу и призвал там имя Господа, Бога вечного.Быт. 21:33; 28 Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим.Ис. 40:28) и Его свойств (Милость, 3 Ибо говорю: навек основана милость, на небесах утвердил Ты истину Твою, [когда сказал]:Пс. 88:3; 8 Господь совершит за меня! Милость Твоя, Господи, вовек: дело рук Твоих не оставляй.Пс. 137:8; Милосердие, 13 и были, как один, трубящие и поющие, издавая один голос к восхвалению и славословию Господа; и когда загремел звук труб и кимвалов и музыкальных орудий, и восхваляли Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его; тогда дом, дом Господень, наполнило облако,2 Пар. 5:13) "вечность" может пониматься только как "бесконечность". Это же относится к Его слову (25 но слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано.1 Пет. 1:25), Его спасению (17 Израиль же будет спасен спасением вечным в Господе; вы не будете постыжены и посрамлены во веки веков.Ис. 45:17) и Его Царству (13 Царство Твое - царство всех веков, и владычество Твое во все роды.Пс. 144:13). Под словом эон может подразумеваться и большой отрезок Свящ. истории, к-рый, закончившись однажды, начинает принадлежать вечности. Так, Аароново священство считается "священством по уставу на веки" (9 и опояшь их поясом, Аарона и сынов его, и возложи на них повязки и будет им принадлежать священство по уставу на веки; и наполни руки Аарона и сынов его.Исх. 29:9). То же относится и к установлениям культа, к-рые были лишь тенью грядущего и с его наступлением были отменены (11 Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, - ибо с ним сопряжен закон народа, - то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться?12 Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона.13 Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику.14 Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства.15 И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной,16 Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей.17 Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.18 Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности,19 ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу.20 И как сие было не без клятвы, -21 ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека, -22 то лучшего завета поручителем соделался Иисус.Евр. 7:11-22; 11 Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения,Евр. 9:11 и след.); 2) В. имеет власть над всем, что сотворено Богом, но для Самого Бога оно не существует. В. и вечность не следуют одно за другим, как бы объедин. одной линией. Неверно полагать, что до сотворения мира существовала вечность и после конца света она наступит вновь. В. и вечность - два различных способа бытия, относящиеся к разным мирам, к-рые сосуществуют, но имеют коренные отличия, как мир видимого и мир невидимого (18 когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно.2 Кор. 4:18). Но эта граница прозрачна, вечность проникает в то, что сковано узами В. Хотя присущие вечности блага спасения пребывают на небесах (4 к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас,1 Пет. 1:4), но избр. они доступны уже в их земной жизни (12 По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день.2 Тим. 1:12, 14; 8 а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.2 Тим. 4:8). Люди могут быть удостоены временного перехода через эту границу (2 Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.2 Кор. 12:2, 4); тогда они пребывают "в духе" (2 И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий;Откр. 4:2), слышат и видят то, чего нельзя изречь ни на одном из земных языков. Миры вечности и В. различаются не столько по продолжитсти, сколько по содержанию. Там, где надо подчеркнуть, что речь идет о бесконечности, в греч. языке употребляются другие слова; 3) собственно В. в греч. языке обозначается словами хронос и кайрос. Слово хронос обозначает момент, когда совершилось то или иное событие (7 Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звездыМф. 2:7, 16; 19 И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься,Мк. 2:19 и след.; 21 И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства;Мк. 9:21; 57 Елисавете же настало время родить, и она родила сына.Лк. 1:57; 6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?Деян. 1:6 и след.), или В., на протяжении к-рого к.-л. или ч.-л. пребывает в определ. состоянии (27 Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.Лк. 8:27; 33 Иисус же сказал им: еще недолго быть Мне с вами, и пойду к Пославшему Меня;Ин. 7:33). Слово же кайрос обозначает определ. срок или отрезок В. (45 Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время?Мф. 24:45; 42 Господь же сказал: кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в своё время меру хлеба?Лк. 12:42; 10 и в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем.Лк. 20:10). Так, люди, услышав слово Божье, могут уверовать на какое-то время (13 а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;Лк. 8:13). Соверш. послушание Христа проявляется в том, что Он все совершает в точно определ. В. (6 На это Иисус сказал им: Мое время еще не настало, а для вас всегда время.Ин. 7:6, 8; ср. 25 В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам;Мф. 11:25; 1 В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть.Мф. 12:1; 1 В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их.Лк. 13:1), зная об установл. Ему Отцом сроках (18 Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими.Мф. 26:18). Сатане также отведено свое В. (13 И, окончив всё искушение, диавол отошел от Него до времени.Лк. 4:13). Но люди, как правило, не различают своего В. (3 и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете.Мф. 16:3; 56 Лицемеры! лице земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете?Лк. 12:56; 44 и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего.Лк. 19:44), хотя все указывает на то, что им дано В. спасения (16 дорожа временем, потому что дни лукавы.Еф. 5:16; ср. 2 Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения.2 Кор. 6:2); с другой стороны, ничего нельзя предпринимать раньше установл. В. (ср. 5 Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.1 Кор. 4:5). Сам Бог определяет это В. для всего, что подчинено Ему (33 Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время.Мк. 13:33; 24 и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников.Лк. 21:24; 6 И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время.2 Фес. 2:6; 17 Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?1 Пет. 4:17; 6 Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время.1 Пет. 5:6; ср. 1 Всему свое время, и время всякой вещи под небом:2 время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное;3 время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить;4 время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать;5 время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий;6 время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать;7 время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить;8 время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру.Еккл. 3:1-8; 3 ибо видение относится еще к определенному времени и говорит о конце и не обманет; и хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, не отменится.Авв. 2:3). II: 1) как и другие народы, израильтяне делили В. на годы (Календарь), месяцы, дни и часы, но у них это деление связывалось преимущ. с Богом и богослужением. Слово "ежегодно" встречается почти исключит. в указаниях к богослужениям и в сообщениях о них (10 Исполняй же устав сей в назначенное время, из года в год.Исх. 13:10; 10 И будет совершать Аарон очищение над рогами его однажды в год; кровью очистительной жертвы за грех он будет очищать его однажды в год в роды ваши. Это святыня великая у Господа.Исх. 30:10; 20 пред Господом, Богом твоим, каждогодно съедай это ты и семейство твое, на месте, которое изберет Господь [Бог твой];Втор. 15:20; 3 И ходил этот человек из города своего в положенные дни поклоняться и приносить жертву Господу Саваофу в Силом; там были [Илий и] два сына его, Офни и Финеес, священниками Господа.1 Цар. 1:3; 16 Затем все остальные из всех народов, приходивших против Иерусалима, будут приходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу, и для празднования праздника кущей.Зах. 14:16). Бог упорядочивает течение лет, деля его на отрезки, в к-рые Его заповедь прерывает привычную жизнь субботними годами и юбилейным годом; 2) историч. книги Библии не знают сквозной хронологии, где отсчет В. начинался бы с определ. момента (Летосчисление). Годами измеряется только продолжит-сть перехода через пустыню. За точку отсчета В. взят исход из Египта, подобно тому как в Риме отсчитывали годы от основания города. В книгах Царств и Пара-липоменон год того или иного события обозначается как год царствования соотв. царя. Перед лицом Бога, для Которого "один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день" (8 Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день.2 Пет. 3:8), событие оценивается как исполнение Божьей воли, а не как "всемирно-исторический" момент. Только однажды библ. событие сознательно вводится в мировую историю: рождение Сына Божьего (1 В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.Лк. 2:1) и начало Его служения (1 В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее,Лк. 3:1) знаменуют собой начало новой эры в истории человечества; 3) отсюда становится понятным, почему день, как строго определ. календарная дата, встречается в Библии только как срок установл. Богом праздника. Но понятие "час" никогда не встречается в ВЗ как указание на В. и лишь однажды - как указание длит-сти происходящего (16 Тогда Даниил, которому имя Валтасар, около часа пробыл в изумлении, и мысли его смущали его. Царь начал говорить и сказал: Валтасар! да не смущает тебя этот сон и значение его. Валтасар отвечал и сказал: господин мой! твоим бы ненавистникам этот сон, и врагам твоим значение его!Дан. 4:16); в остальном оно замещает понятие "в данный момент", "до данного момента" или "с этого момента". И лишь одно из описываемых событий хронометрируется в Евангелиях по часам: смерть Иисуса на кресте (Мк. 27:45 и след.; 25 Был час третий, и распяли Его.Мк. 15:25, 33 и след.; 44 Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого:Лк. 23:44). Часы суток указаны и в повествованиях о таких событиях, как сошествие Св. Духа в день Пятидесятницы (15 они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня;Деян. 2:15), первое чудо, соверш. учениками Господа (1 Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый.Деян. 3:1), видение Корнилия и молитва Петра (3 Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий!Деян. 10:3, 9, 30). III. Из сказ. выше следует, что Библия рассматривает В. не как процесс, внутренне присущий миру, напр., как круговорот, в к-ром все повторяется, возвращаясь к своему началу, или как течение из ничего в ничто, а как нечто, данное Богом и направл. к определ. цели. Бог определяет продолжитсть жизни (5 Если дни ему определены, и число месяцев его у Тебя, если Ты положил ему предел, которого он не перейдет,Иов. 14:5; 16 В Твоей руке дни мои; избавь меня от руки врагов моих и от гонителей моих.Пс. 30:16), только Он может продлить жизнь людей сверх предусмотр. срока (6 и прибавлю ко дням твоим пятнадцать лет, и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей, и защищу город сей ради Себя и ради Давида, раба Моего.4 Цар. 20:6; 5 пойди и скажи Езекии: так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои, и вот, Я прибавлю к дням твоим пятнадцать лет,Ис. 38:5; ср. 27 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?Мф. 6:27). Но Бог определяет и содержание каждого временного отрезка, ибо Он записывает в Свою книгу все дни жизни человека начиная с его рождения (16 Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было.Пс. 138:16). По Своей воле Бог определяет во В. события в жизни Своего и других народов (16 в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась.Быт. 15:16; 11 И вся земля эта будет пустынею и ужасом; и народы сии будут служить царю Вавилонскому семьдесят лет.Иер. 25:11; 26 От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию,Деян. 17:26). Как для отдельных людей и народов, так и для всего мира Бог определяет цель [греч. телос] их существования (Приход Царства Божиего на землю). Час последнего решения известен только Ему. Все жившие на земле предстанут тогда пред Божьим судом (11 И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места.Откр. 20:11 и след.) и должны будут дать отчет об использовании отмер. им В. земной жизни. Правильное использование В. откроет путь к вечному блаженству, злоупотребление им приведет к вечному проклятию (15 И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.Откр. 20:15). Так В. обретает свой смысл как В. милости, предназнач. для принятия спасения и подготовки к тому, чтобы выдержать испытание в день Божьего суда.