Вражда, враг

Вражда, враг: 1) грехопадение стало причиной появления на земле В. (15 и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.Быт. 3:15); ап. Павел относит В. к "делам плоти" (19 Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство,Гал. 5:19). Когда в Библии говорится о В., в первую очередь имеется в виду В. против Бога (25 когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел;Мф. 13:25, 39; 10 сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?Деян. 13:10; 7 потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.Рим. 8:7; 18 Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова.Флп. 3:18; 4 Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу.Иак. 4:4), к-рой в плоскости межчеловеч. отношений соответствует ненависть к Божьему народу (8 И сказал Аман царю Артаксерксу: есть один народ, разбросанный и рассеянный между народами по всем областям царства твоего; и законы их отличны от законов всех народов, и законов царя они не выполняют; и царю не следует так оставлять их.Есф. 3:8; 5 Так как у тебя вечная вражда, и ты предавала сынов Израилевых в руки мечу во время несчастья их, во время окончательной гибели:Иез. 35:5) и верующим (22 и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.Мф. 10:22, 36; 18 Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.19 Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.20 Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.Ин. 15:18-20; 2 Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.Ин. 16:2). Со времен Каина и Авеля (Быт. 4) нечестивые люди убивают праведников за их благочестивые дела (37 Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас.38 Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего.39 Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы.40 А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал.41 Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога.42 Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня.43 Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего.44 Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.Ин. 8:37-44; 12 не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны.1 Ин. 3:12; ср. 10 Будем притеснять бедняка праведника, не пощадим вдовы и не постыдимся многолетних седин старца.11 Сила наша да будет законом правды, ибо бессилие оказывается бесполезным.12 Устроим ковы праведнику, ибо он в тягость нам и противится делам нашим, укоряет нас в грехах против закона и поносит нас за грехи нашего воспитания;13 объявляет себя имеющим познание о Боге и называет себя сыном Господа;14 он пред нами - обличение помыслов наших.15 Тяжело нам и смотреть на него, ибо жизнь его не похожа на жизнь других, и отличны пути его:16 он считает нас мерзостью и удаляется от путей наших, как от нечистот, ублажает кончину праведных и тщеславно называет отцом своим Бога.17 Увидим, истинны ли слова его, и испытаем, какой будет исход его;18 ибо если этот праведник есть сын Божий, то Бог защитит его и избавит его от руки врагов.19 Испытаем его оскорблением и мучением, дабы узнать смирение его и видеть незлобие его;20 осудим его на бесчестную смерть, ибо, по словам его, о нем попечение будет".Прем. 2:10-20). Человеч. враждебность побуждает Бога быть "врагом ... врагов" Своего народа (22 [Если будешь слушать гласа Моего, и будешь исполнять все, что скажу тебе, и сохранишь завет Мой, то вы будете у Меня народом избранным из всех племен, ибо вся земля Моя; вы будете у Меня царственным священством и народом святым. Сии слова скажи сынам Израилевым.] Если ты будешь слушать гласа Его и исполнять все, что скажу [тебе], то врагом буду врагов твоих и противником противников твоих.Исх. 23:22). Отсюда становится понятной непримиримая В. Израиля к хананеям (Втор. 7), над к-рыми должен свершиться суд Божий (16 в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась.Быт. 15:16), а также ненависть к врагам Бога, выраженная в псалмах (19 О, если бы Ты, Боже, поразил нечестивого! Удалитесь от меня, кровожадные!20 Они говорят против Тебя нечестиво; суетное замышляют враги Твои.21 Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя?22 Полною ненавистью ненавижу их: враги они мне.Пс. 138:19-22). Здесь ненависть ко всему злому переносится на того, кто совершает злые поступки. Но, с др. стороны, уже в ВЗ звучит требование не только проявлять любовь к ближнему (18 Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь [Бог ваш].Лев. 19:18), но и быть милосердным к своему врагу (4 Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему;Исх. 23:4 и след.; 17 Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется.Притч. 24:17; 21 Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою:Притч. 25:21; ср. 29 Радовался ли я погибели врага моего и торжествовал ли, когда несчастье постигало его?Иов. 31:29); 2) врагам Израиля отводится особая роль: Господь использует их для наказания Своего неверного народа (14 И воспылал гнев Господень на Израиля, и предал их в руки грабителей, и грабили их; и предал их в руки врагов, окружавших их, и не могли уже устоять пред врагами своими.Суд. 2:14 и след.; 7 А после того, говорит Господь, Седекию, царя Иудейского, слуг его и народ, и оставшихся в городе сем от моровой язвы, меча и голода, предам в руки Навуходоносора, царя Вавилонского, и в руки врагов их и в руки ищущих души их; и он поразит их острием меча и не пощадит их, и не пожалеет и не помилует.Иер. 21:7). Несмотря на то, что враги израильтян действуют по воле Божьей и являются орудием в Его руках, они становятся виновными в "дерзости против Бога" (25 Разве ты не слышал, что Я издавна сделал это, в древние дни предначертал это, а ныне выполнил тем, что ты опустошаешь укрепленные города, превращая в груды развалин?26 И жители их сделались маломощны, трепещут и остаются в стыде. Они стали как трава на поле и нежная зелень, как порост на кровлях и опаленный хлеб, прежде нежели выколосился.27 Сядешь ли ты, выйдешь ли, войдешь ли, Я все знаю; знаю и дерзость твою против Меня.28 За твою дерзость против Меня и за то, что надмение твое дошло до ушей Моих, Я вложу кольцо Мое в ноздри твои и удила Мои в рот твой, и возвращу тебя назад тою же дорогою, которою пришел ты.4 Цар. 19:25-28; 5 О, Ассур, жезл гнева Моего! и бич в руке его - Мое негодование!6 Я пошлю его против народа нечестивого и против народа гнева Моего, дам ему повеление ограбить грабежом и добыть добычу и попирать его, как грязь на улицах.7 Но он не так подумает и не так помыслит сердце его; у него будет на сердце - разорить и истребить немало народов.8 Ибо он скажет: "не все ли цари князья мои?9 Халне не то же ли, что Кархемис? Емаф не то же ли, что Арпад? Самария не то же ли, что Дамаск?10 Так как рука моя овладела царствами идольскими, в которых кумиров более, нежели в Иерусалиме и Самарии, -11 то не сделаю ли того же с Иерусалимом и изваяниями его, что сделал с Самариею и идолами ее?"12 И будет, когда Господь совершит все Свое дело на горе Сионе и в Иерусалиме, скажет: посмотрю на успех надменного сердца царя Ассирийского и на тщеславие высоко поднятых глаз его.13 Он говорит: "силою руки моей и моею мудростью я сделал это, потому что я умен: и переставляю пределы народов, и расхищаю сокровища их, и низвергаю с престолов, как исполин;14 и рука моя захватила богатство народов, как гнезда; и как забирают оставленные в них яйца, так забрал я всю землю, и никто не пошевелил крылом, и не открыл рта, и не пискнул".15 Величается ли секира пред тем, кто рубит ею? Пила гордится ли пред тем, кто двигает ее? Как будто жезл восстает против того, кто поднимает его; как будто палка поднимается на того, кто не дерево!16 За то Господь, Господь Саваоф, пошлет чахлость на тучных его, и между знаменитыми его возжет пламя, как пламя огня.Ис. 10:5-16) и над ними исполняется обетование, данное Господом Аврааму: "и злословящих тебя прокляну" (3 Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.Быт. 12:3) - таков приговор любому врагу избранного Божьего народа; 3) Иисус Христос принял за нас смерть на кресте, когда мы еще были Его врагами (10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.Рим. 5:10; 21 И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам,Кол. 1:21). Тем самым Иисус сделал любовь к врагу зримой реальностью (34 Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий.Лк. 23:34): теперь ее могут и обязаны проявлять также люди, находящиеся "во Христе" (44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,Мф. 5:44; 27 Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас,Лк. 6:27 и след.; 14 Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.Рим. 12:14, 20 и след.; ср. 74 небоязненно, по избавлении от руки врагов наших,Лк. 1:74 и след.). В. между евреями и язычниками, между Божьим народом и остальными народами может быть преодолена только в Церкви (14 Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду,15 упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир,16 и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем.Еф. 2:14-16). Любовь к врагу не означает пассивного отступления от истины; Иисус решительно разделяет друзей и врагов (овцы и волки в 16 Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.Мф. 10:16), называет Своих врагов подобающими именами и возвещает им о грядущем Суде (13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.14 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение.15 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.16 Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен.17 Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?18 Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен.19 Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?20 Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем;21 и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем;22 и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.24 Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.26 Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;28 так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.29 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников,30 и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков;31 таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков;32 дополняйте же меру отцов ваших.33 Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?Мф. 23:13-33), чтобы тем самым призвать их к покаянию (13 пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.Мф. 9:13; 11 Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.Мф. 18:11); 4) но в конце дней, когда Господь положит всех врагов Иисуса Христа "к подножию ног Его" (1 Псалом Давида. Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.Пс. 109:1; 25 Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои.1 Кор. 15:25) и когда "последний враг истребится - смерть" (ст. 26), тогда прекратится всякая В. на земле (6 Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их.7 И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому.8 И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи.Ис. 11:6-8). И "вся тварь с надеждой ожидает" этого (19 Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих,20 потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде,21 что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.22 Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне;Рим. 8:19-22).