Волосы

Волосы : 1) у египтян было принято брить лицо и сбривать В. на голове (14 И послал фараон и позвал Иосифа. И поспешно вывели его из темницы. Он остригся и переменил одежду свою и пришел к фараону.Быт. 41:14). Израильтяне - мужчины (3 И простер Он как бы руку, и взял меня за волоса головы моей, и поднял меня дух между землею и небом, и принес меня в видениях Божиих в Иерусалим ко входу внутренних ворот, обращенных к северу, где поставлен был идол ревности, возбуждающий ревнование.Иез. 8:3) и женщины (ср. 5 И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.1 Кор. 11:5 и след., 15 но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?1 Кор. 11:15), как и жители Ассирии и Вавилонии, носили длинные В. Назореи, посвятившие себя Господу, не должны были стричь В. либо на период обета (5 Во все дни обета назорейства его бритва не должна касаться головы его; до исполнения дней, на которые он посвятил себя в назореи Господу, свят он: должен растить волосы на голове своей.Чис. 6:5), либо вообще никогда (5 ибо вот, ты зачнешь и родишь сына, и бритва не коснется головы его, потому что от самого чрева младенец сей будет назорей Божий, и он начнет спасать Израиля от руки Филистимлян.Суд. 13:5). Остальные израил. мужчины обрезали В. время от времени (26 Когда он стриг голову свою, - а он стриг ее каждый год, потому что она отягощала его, - то волоса с головы его весили двести сиклей по весу царскому.2 Цар. 14:26), пользуясь "острым ножом, бритвой брадобреев" (1 А ты, сын человеческий, возьми себе острый нож, бритву брадобреев возьми себе, и води ею по голове твоей и по бороде твоей, и возьми себе весы, и раздели волосы на части.Иез. 5:1). Законом запрещались нек-рые виды стрижки, связанные с языч. культовыми обрядами (27 Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей.Лев. 19:27; 5 Они не должны брить головы своей и подстригать края бороды своей и делать нарезы на теле своем.Лев. 21:5; 1 Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов на теле вашем и не выстригайте волос над глазами вашими по умершем;Втор. 14:1) или принятые у других народов, напр. у арабов, к-рых нередко называли "стригущими волосы на висках" (26 Египет и Иудею, и Едома и сыновей Аммоновых, и Моава и всех стригущих волосы на висках, обитающих в пустыне; ибо все эти народы необрезаны, а весь дом Израилев с необрезанным сердцем.Иер. 9:26; 23 Дедана, и Фему, и Буза, и всех, стригущих волосы на висках,Иер. 25:23; 32 Верблюды их [отданы] будут в добычу, и множество стад их - на расхищение; и рассею их по всем ветрам, этих стригущих волосы на висках, и со всех сторон их наведу на них гибель, говорит Господь.Иер. 49:32); 2) сбривание В. на всем теле совершалось при посвящении левитов (7 а чтобы очистить их, поступи с ними так: окропи их очистительною водою, и пусть они обреют бритвою все тело свое и вымоют одежды свои, и будут чисты;Чис. 8:7), при очищении прокаженного (8 Очищаемый омоет одежды свои, острижет все волосы свои, омоется водою, и будет чист; потом войдет в стан и пробудет семь дней вне шатра своего;Лев. 14:8 и след.), а также по окончании обета назорейства (18 и острижет назорей у входа скинии собрания голову назорейства своего, и возьмет волосы головы назорейства своего, и положит на огонь, который под мирною жертвою;Чис. 6:18; 18 Павел, пробыв еще довольно дней, простился с братиями и отплыл в Сирию, - и с ним Акила и Прискилла, - остригши голову в Кенхреях, по обету.Деян. 18:18; 24 Взяв их, очистись с ними, и возьми на себя издержки на жертву за них, чтобы остригли себе голову, и узнают все, что слышанное ими о тебе несправедливо, но что и сам ты продолжаешь соблюдать закон.Деян. 21:24). Если пленница становилась женой израильтянина, она должна была "остричь голову" (12 то приведи ее в дом свой, и пусть она острижет голову свою и обрежет ногти свои,Втор. 21:12). В остальных случаях быть "плешивым" считалось постыдным (23 И пошел он оттуда в Вефиль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый!4 Цар. 2:23). Плешивыи (лысый) Плач, оплакивать; 3) для ухода за В. мужчины и женщины использовали елей (Масть (мазь); 5 Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена.Пс. 22:5; 17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,Мф. 6:17). Археол. раскопки свидет-вуют, что в те времена были известны бритвы и гребни, а также металлич. зеркала (8 И сделал умывальник из меди и подножие его из меди с изящными изображениями, украшающими вход скинии собрания.Исх. 38:8 - в МТ говорится, что умывальник и его подножие были сделаны из литого зеркала; 18 Ты ли с Ним распростер небеса, твердые, как литое зеркало?Иов. 37:18). Красивыми считались черные вьющиеся В., кудри (11 голова его - чистое золото; кудри его волнистые, черные, как ворон;Песн. 5:11; 6 голова твоя на тебе, как Кармил, и волосы на голове твоей, как пурпур; царь увлечен [твоими] кудрями.Песн. 7:6). В 23 И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос - плешь, и вместо широкой епанчи - узкое вретище, вместо красоты - клеймо.Ис. 3:23, вероятно, имеются в виду искусственно завитые В.; приспособления для завивки В. были найдены при раскопках в Газе и Гезере. Судя по егип. изображениям, израильтянки стягивали свои длинные, ниспадающие В. лентами. Высказывания в 9 чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою,1 Тим. 2:9; 3 Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде,1 Пет. 3:3 направлены, очевидно, против заимствования христианками модных причесок у знатных римлянок. Апостолы считали, что христианки не должны заниматься такого рода "плетением волос". При появлении на людях женщина должна была прикрывать голову и лицо покрывалом. (Голова) Женщина, подозреваемая в прелюбодеянии, представала перед священником с обнаж. головой (18 и поставит священник жену пред лице Господне, и обнажит голову жены, и даст ей в руки приношение воспоминания, - это приношение ревнования, в руке же у священника будет горькая вода, наводящая проклятие.Чис. 5:18). Остриж. В. также были признаком того, что женщина совершила прелюбодеяние (6 Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.1 Кор. 11:6). Женщина (IV, Б, 2,б); 4) выражение "не дать ни одному волосу упасть с чьей-либо головы" предполагает гарантию полной безопасности (45 Но народ сказал Саулу: Ионафану ли умереть, который доставил столь великое спасение Израилю? Да не будет этого! Жив Господь, и волос не упадет с головы его на землю, ибо с Богом он действовал ныне. И освободил народ Ионафана, и не умер он.1 Цар. 14:45; 11 Она сказала: помяни, царь, Господа Бога твоего, чтобы не умножились мстители за кровь и не погубили сына моего. И сказал царь: жив Господь! не падет и волос сына твоего на землю.2 Цар. 14:11; 52 И сказал Соломон: если он будет человеком честным, то ни один волос его не упадет на землю; если же найдется в нем лукавство, то умрет.3 Цар. 1:52; 18 но и волос с головы вашей не пропадет, -Лк. 21:18; 34 Потому прошу вас принять пищу: это послужит к сохранению вашей жизни; ибо ни у кого из вас не пропадет волос с головы.Деян. 27:34). То же самое подразумевали, говоря, что у к.-л. "на голове все волосы сочтены" (30 у вас же и волосы на голове все сочтены;Мф. 10:30; 7 А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц.Лк. 12:7). См. ил. на стр. 30; 59; 112; 117; 228; 282; 283; 538; 733.