Вдова

Вдова I. В. и сироты принадлежали у израильтян к группе людей, нуждающихся в защите и в этой связи особо упоминаемых в Законе. Господь запрещает притеснять их (21 Пришельца не притесняй и не угнетай его, ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской.Исх. 22:21; 17 Не суди превратно пришельца, сироту [и вдову], и у вдовы не бери одежды в залог;Втор. 24:17; 19 Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову! И весь народ скажет: аминь.Втор. 27:19), гарантирует им участие в больших праздниках (11 и веселись пред Господом, Богом твоим, ты, и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, который в жилищах твоих, и пришелец, и сирота, и вдова, которые среди тебя, на месте, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывало там имя Его;Втор. 16:11, 14), их долю в десятине каждого третьего года (29 и пусть придет левит, ибо ему нет части и удела с тобою, и пришелец, и сирота, и вдова, которые находятся в жилищах твоих, и пусть едят и насыщаются, дабы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле рук твоих, которое ты будешь делать.Втор. 14:29; 12 Когда ты отделишь все десятины произведений [земли] твоей в третий год, год десятин, и отдашь левиту, пришельцу, сироте и вдове, чтоб они ели в жилищах твоих и насыщались,Втор. 26:12 и след.), отдает им несобр. остатки урожая (19 Когда будешь жать на поле твоем, и забудешь сноп на поле, то не возвращайся взять его; пусть он остается пришельцу, [нищему,] сироте и вдове, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всех делах рук твоих.20 Когда будешь обивать маслину твою, то не пересматривай за собою ветвей: пусть остается пришельцу, сироте и вдове. [И помни, что ты был рабом в земле Египетской: посему я и повелеваю тебе делать сие.]21 Когда будешь снимать плоды в винограднике твоем, не собирай остатков за собою: пусть остается пришельцу, сироте и вдове;Втор. 24:19-21). Бог защищает В. и наказывает за причиняемую им несправедливость (22 Ни вдовы, ни сироты не притесняйте;Исх. 22:22 и след.; 18 Который дает суд сироте и вдове, и любит пришельца, и дает ему хлеб и одежду.Втор. 10:18). Господь - Отец сирот и судья В. (6 Отец сирот и судья вдов Бог во святом Своем жилище.Пс. 67:6; 9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.Пс. 145:9; 25 Дом надменных разорит Господь, а межу вдовы укрепит.Притч. 15:25). Там, где пророки призывают народ обратиться к Богу, они напоминают и о защите В. (17 научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.Ис. 1:17; 3 Так говорит Господь: производите суд и правду и спасайте обижаемого от руки притеснителя, не обижайте и не тесните пришельца, сироты и вдовы, и невинной крови не проливайте на месте сем.6 не будете притеснять иноземца, сироты и вдовы, и проливать невинной крови на месте сем, и не пойдете во след иных богов на беду себе, -Иер. 7:6; 22:3; 10 вдовы и сироты, пришельца и бедного не притесняйте и зла друг против друга не мыслите в сердце вашем.Зах. 7:10; ср. 7 У тебя отца и мать злословят, пришельцу делают обиду среди тебя, сироту и вдову притесняют у тебя.Иез. 22:7; 5 И приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев и прелюбодеев и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту, и отталкивают пришельца, и Меня не боятся, говорит Господь Саваоф.Мал 3:5). В. носили особую одежду (14 И сняла она с себя одежду вдовства своего, покрыла себя покрывалом и, закрывшись, села у ворот Енаима, что на дороге в Фамну. Ибо видела, что Шела вырос, и она не дана ему в жену.Быт. 38:14, 19). Если В. была бездетна и не могла вступить в брак с деверем (Брак, III,3), она возвращалась в дом своего отца (ст. 11; 13 когда же дочь священника будет вдова, или разведенная, и детей нет у нее, и возвратится в дом отца своего, как была в юности своей, тогда она может есть хлеб отца своего; а посторонний никто не должен есть его.Лев. 22:13). Ограничения относительно повторного брака существовали только для священнослужителей: первосвященник не мог жениться вторично, а священник мог жениться только на В. священника (14 вдову, или отверженную, или опороченную, [или] блудницу, не должен он брать, но девицу из народа своего должен он брать в жену;Лев. 21:14; 22 Ни вдовы, ни разведенной с мужем они не должны брать себе в жены, а только могут брать себе девиц из племени дома Израилева и вдову, оставшуюся вдовою от священника.Иез. 44:22). Последовав за Ноеминью на ее родину (16 Но Руфь сказала: не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог - моим Богом;Руф. 1:16 и след.), Руфь поставила себя в положение беззащитной бездетной В. Во времена Иисуса В. Анна день и ночь находилась при храме, служа Богу молитвой и постом (36 Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет,Лк. 2:36 и след.). Обет В., независимо от того, какой зарок она возложила на свою душу, должен был состояться (10 Обет же вдовы и разведенной, какой бы она ни возложила зарок на душу свою, состоится.Чис. 30:10). При первом упоминании Иеровоама, сына Наватова, названа и его мать Церуа, к-рая, вероятно, рано овдовела (26 И Иеровоам, сын Наватов, Ефремлянин из Цареды, - имя матери его вдовы: Церуа, - раб Соломонов, поднял руку на царя.3 Цар. 11:26). То же, видимо, относится и к сводной сестре Давида, Саруе; Иоав, Авесса и Асаил постоянно упоминаются как сыновья Саруи, имя же их отца в Библии не названо (18 И были там три сына Саруи: Иоав, и Авесса, и Асаил. Асаил же был легок на ноги, как серна в поле.2 Цар. 2:18, 32). Хирам был сыном некоей израил. В., к-рая вышла замуж за тирянина (13 И послал царь Соломон и взял из Тира Хирама,3 Цар. 7:13 и след.). Финикийская В. из Сарепты дала пристанище Илии (8 И было к нему слово Господне:3 Цар. 17:8 и след.; 25 Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле,Лк. 4:25 и след.). II. В. является действующим лицом притчи Иисуса о неправедном судье (1 Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать,2 говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился.3 В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего.4 Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь,5 но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.6 И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный?7 Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?8 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?Лк. 18:1-8). Иисус обратил внимание учеников на пожертвование, сдел. В. (41 И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много.42 Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант.43 Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу,44 ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое.Мк. 12:41-44), и порицал несправедливости, причиняемые В. фарисеями (40 сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение.Мк. 12:40). В Наине Он возвратил сына В. к жизни (11 После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа.12 Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города.13 Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь.14 И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань!15 Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его.16 И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.17 Такое мнение о Нём распространилось по всей Иудее и по всей окрестности.Лк. 7:11-17). В древней Церкви В. оказались особой группой (39 Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними.Деян. 9:39, 41), получавшей ежедневное вспоможение, что привело к учреждению должности попечителей, или служителей (IV) (1 В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей.Деян. 6:1 и след.). Забота о В. и сиротах - это "чистое и непорочное благочестие пред Богом" (27 Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.Иак. 1:27). Павел предоставляет В. свободу повторно выйти замуж за члена церкви, но благосклонно относится к ее решению оставаться В. (39 Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе.1 Кор. 7:39 и след.). По-видимому, это его пожелание превратили в догму (11 Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак.12 Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру;13 притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно.1 Тим. 5:11-13), поэтому апостол предупреждает о тех опасностях, к-рые возникли из-за этого непонимания. Он хочет, чтобы молодые В. исполняли свой долг жены во втором браке (ст. 14 и след.). В., у к-рых есть родственники, также должны найти свое место в семье (ст. 4, 8, 16). Только истинные В., одинокие и по-настоящему служащие Господу (ст. 5), а не ищущие благ для себя (ст. 6), должны находиться на довольствии церкви (ст. 16). Для таких В. Павел ставит следующие условия: женщина, овдовевшая после единств. брака, в к-ром она исполняла все обязанности в семье (ст. 9 и след.), должна быть не моложе 60 лет. О деят-сти В. в церкви из послания ничего неизвестно, но она вряд ли сильно отличалась от той, какую Павел предписывает пожилым женщинам вообще (3 чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру;4 чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей,5 быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие.Тит. 2:3-5).